Файл: Лекция 7 сентября Учебник Красова Александр Константинович Понятие экологического права План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экологическое право
Лекция 7 сентября
Учебник Красова
Александр Константинович
Понятие экологического права
План:
-
экологическое право в широком понимании постановки проблемы
-
подходы к пониманию экологического права -
взаимосвязи и взаимозависимости различных форм существования экологического права
-
Экологическое право как отрасль права -
2.1 современное восприятие
-
-
1.1 подходы к пониманию экологического права
Экологическое право-категория многомерная
Терминологически это:
-
система правовых норм и возникающих при их реализации правовых отношений -
система форм ,в которых такие правовые нормы существуют,живут -
система научных взглядов на то и другое -
система учебных тем и средств передачи соответствующей информации
1.2 Взаимосвязи и взаимозависимости различных форм существования(проявления, отражения в объективной реальности ) экологического права
Особенности форм ЭП:
1)ЭП как отрасль права-категория объективная:
правом станут те нормы, что перейдут в поведение людей
2)Экологическое законодательство –категория субъективная:
велико усмотрение законодателя(борьба сил)
3)ЭП как наука и учебная дисциплина-категория объективно-субъективная: стремятся к объективной истине, велика роль лидеров научно-педагогических школ и в то же время усмотрения чиновников.
Влияние ЭП как науки( по О.Л. Дубовик)
-Понимание ЭП и его предмета – на определение экологической политики, ее приоритетов, выбор правовых средств и методов решения конкретных задач
-Подходы(широкий, узкий) к системе ЭП- на формирование задач, функций, полномочий органов экологического управления, на определение планов законодательной и нормотворческой деятельности
2. Экологическое право как отрасль права
2.1 Современное восприятие экологических проблем и экологического права
Экология как экзотика по Д.А. Медведеву , 2010 год
Приобретая статус недвижимости ( участок, например), забывается про сущность земли как связанной части естественного мира, играют роль естественные законы, которые должны учитываться в ЭП.
2.3 Формы взаимодействия общества и природы:
юридическая терминология
-
охрана окружающей природной среды, природы -
использование природных ресурсов(природопользование) -
обеспечение экологической безопасности человека и общества
Отличия форм взаимодействия:
-
цели -
объекты -
методы -
законодательство (1,3- публично-правовые методы; 2- преимущественно частно-правовые )
2.4 Понятие, предмет и система ЭП как отрасли права
Природноресурсовое право
Природоресурсовое право
Право рационального природопользования
Право окружающей среды и тд
Определение ЭП ( по М.М.Бринчуку)
Экологическое право-одна из отраслей в системе российского права(=право окружающей среды)
-Совокупность правовых норм, регулирующих общ отношения по охране окр. среды и по рациональному использованию природных ресурсов
По С.А. Боголюбову:
ЭП обладает признаками самостоятельной отрасли системы права
Три части ЭП:
Первая- собственно природоохранное право
Вторая- природоресурсное право
Третья- нормы других отраслей права, регулирующие общественные отношения по охране окружающей среды.
Двойственность предмета правового регулирования- экологических общественных отношений
В узком смысле- как отношения только по охране окружающей среды
В широком смысле- как отношения по охране окружающей среды плюс природопользованию ПЛЮС обеспечению экологической безопасности
Признаки:
-
признак объективной принадлежности общественных отношений к сфере общество-природа -
формально-юридический признак признания в доктрине и законе тех или иных отношений в качестве экологических -
признак легального исключения того или иного вида общественных отношений из числа экологических -
признак публичности общественных отношений
Общие правовые институты ЭП в широком понимании:
-конституционные основы
-экологические права и обязанности(граждан, юрлиц и тд)
-право собственности на природные ресурсы
-нормы, регулирующие действие механизма в данной сфере
Ключевые институты :
-экологическое нормирование
-экологическая экспертиза
-надзор/ контроль
-ответственность за экологическое правонарушение
-возмещение вреда
Семинар:
человек –часть природы, но в отличие от животных и тд человек -преобразующая сила
Возрождение естественной школы права-Трубецкой(Энциклопедия права), Новицкий
Свободное развитие-свободное развитие общества в целом
В позитивном праве появляется субъективное право
Можно говорить о субъективном праве природы. Человек имеет обязанности по отношению к природе, следовательно мы можем говорить и про природные права, которые корреспондирует обязанностям человека.
Книга «Экология права» 1991( или 71), физик и правовед написали, европейский опыт развития капитализма
Широкое понимание ЭП-комплексная отрасль , включение Административно-правовые нормы, уголовно-правовые, налоговые.
Петров говорит, что эти нормы включаются в любую отрасль права, поэтому про комплексность нельзя говорить. Нормы те охранительные (уголовные ,административные и тд)
Петров – автор Закона об охране окружающей среды
Лекция 2 ( 14 сентября)
Нормы ЭП и экологические правовые отношения
План :
1. Нормы ЭП : понятие, особенность, виды
1.1 Понятие норм ЭП
1.2 Особенность норм ЭП
1.3 Виды норм ЭП
1.4 Процессы экологизации и деэкологизации правовых норм
2. Экологические правовые отношения: понятие, объекты
2.1 Понятие экологических правовых отношений
2.2 Объекты экологических правовых отношений
1.1 Понятие норм ЭП
Отличие правовых норм от других видов социальных норм
От других отличаются тем, что они:
А)общеобязательные
Б)формально-определенные(записанные в тексте нормативного акта-закона, кодекса, др)
В)обеспечиваются принудительной силой государства(ответственность за неисполнение)
Например,моральная норма необщеобязательна, она обеспечивается силой общественного мнения, но не гос-ва
1.3 Виды норм ЭП( по способу воздействия на регулируемые общественные отношения)
-нормы –правила
-нормы-дефиниции
-нормы-принципы
-нормы-приоритеты
а) Виды норм-правил (по СС Алексееву) по функциям права
1)регулятивные нормы 2)охранительные нормы
-управомачивающие
-обязывающие
-запрещающие
Корренспондирование управомачивающей и обязывающей норм ЭП( по ФЗ об охране окружающей среды)
-право общественных объединений проводить общественную экологическую экспертизу ( п.1 ст12)
-обязанность госорганов оказывать содействие (п 1 ст 13)
б) Нормы-принципы ( по ФЗ , статья 3)
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
-соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
-охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
-ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
-платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
-независимость государственного экологического надзора;
-презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
-обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
-обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
-учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
-приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
-допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
-обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
-обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
-сохранение биологического разнообразия;
-обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
-запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
-соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
-ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
-участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;