Файл: Обучающийся Огурцова Дарья Евгеньевна Преподаватель Семенова Евгения Викторовна Практическое занятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Дисциплина: Основные виды и способы организации досуговой деятельности по изобразительному и декоративно-прикладному искусству
Практическое занятие № 3
Выполнил:
Обучающийся Огурцова Дарья Евгеньевна
Преподаватель:
Семенова Евгения Викторовна
-
Практическое занятие № 3
Цель занятия: закрепление знаний о сущности и особенностях методики проведения кружковой работы и организация артстудий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, формирование умений осуществлять организацию и проведение кружковой работы.
Задание 1.
На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику основных требований к проведению кружковой работы и организации артстудий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству детей подросткового возраста.
Задание 2.
Составьте календарно-тематического план занятия кружка по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на одну четверть для определенной возрастной группы учащихся.
Задание 3.
На основе анализа материалов сети Интернет найдите и проанализируйте пример проведения кружковой работы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования детей.
Задание 4.
На основе анализа Интернет источников выявите особенности организации и проведения кружковой работы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для молодежи, обучающейся в средних и высших учебных заведениях. Приведите конкретные примеры.
Задание 1.
Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.
Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.
Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при организации различных оформительских работ в своем классе.
Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся первого — третьего классов, в другой — четвертого — шестого классов, не более 10—15 человек в каждую группу.
Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров.
Для учащихся четвертого — шестого классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живопись), которую следует увязывать с композиционной работой в области как тематического рисования, так и декоративного.
Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.
Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, разбил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, — надо подобрать для них иное задание.
Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.
Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.
Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдельным темам.
К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допуская слишком близкого расстояния от нее.
Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.
Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.
Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.
Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокруж-ке, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя.
В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.
Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями.
Задание 2.
Календарно – тематическое планирование занятий по кружку « Рисовашки» в первой младшей группе .
№ п/п | Тема занятия | Задачи занятия | Материалы и оборудование, интернет –ресурсы. |
Сентябрь. | |||
1 | Знакомство с детьми. Пальчиковые игры. | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( пальчиковая игра « Червячки»), развивать интерес к пальчиковым играм, мелкую моторику пальцев рук, | https://yandex.ru/search/?text=видео%20железновой%20червячки&lr=13&, игрушка - ворона, гуашь – желтая, светло-коричневая, темно- коричневая ; влажные салфетки. |
2. | «Тучка и дождик» | Вовлекать детей в игровое творчество с педагогом (знакомство с Капитошкой, п/и « Солнышко и дождик», пальчиковая игра « Дождик тише, тише » ), формировать положительное отношение к рисованию . Предложить способ рисования губкой ( тучка) и пальчиком ( дождик). Формировать представление о синем цвете. | https://yandex.ru/search/?text=песенка%20капитошки%20слушать&lr=13&clid=2270454&win=365 Краска – гуашь синего цвета разведенная водой , губки, ½ альбомного листа на каждого ребенка, влажные салфетки. |
3 | «Солнечные зайчики» | Создать условия для хорошего настроения детей ( игра с зеркалом « Солнечные зайчики », п/и « Побегайчики – солнечные зайчики» ). Продолжать знакомить детей с миром красок, вызвать интерес к рисованию солнечных зайчиков способом печатания. Формировать представление о круге. Формировать представление о желтом цвете. | https://hotpleer.ru/?s=Солнышко+Детские зеркало, альбомные листы , печатки из картофеля, краска- гуашь желтая в мисочке. |
4 | «Яблочки на тарелочке» | Вовлекать детей в игровое творчество с педагогом ( знакомство с Ёжиком, физкультминутка « Будем с ёжиком шагать » ). Продолжать формировать представление детей о круге. Упражнять в рисовании кругов способом печатания. Формировать представление о красном цвете. | https://mixmuz.ru/mp3/детская%20песенка%20для%20самых%20маленьких Яблоки на тарелке красные, игрушка- ёжик, вырезанные из бумаги круги- тарелочки, печатки из картофеля или моркови, гуашь красная в тарелочке, влажные салфетки. |
Октябрь | |||
1 | « Вода для лягушки» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( Сюрпризный момент – лягушка , танцевально- игровое творчество « Лягушки»). Продолжать учить детей пользоваться губкой как инструментом для рисования , продолжать формировать представление о синем цветне, развивать интерес и положительное отношение к рисованию. | https://yandex.ru/search/?text=песенка%20%20про%20лето%20%20детям%20слушать&lr=13&clid=2270454&win=365#/videowiz?filmId=4774063102037909853 разведенная гуашь синего цвета, губки, ½ альбомного листа, игрушечная лягушка. |
2 | « Покормим Петушка горошком» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( рассказывание сказки в сокращении « Петушок и хитрая лиса» , развивать моторику пальцев рук ( пальчиковая игра « Петушок»). Продолжать формировать интерес к изобразительному искусству. Формировать представление о зеленом цвете. | Игрушки – петушок и лисичка, разведенная водой краска - гуашь зеленого цвета, ½ альбомного листа с нарисованным петушком или картинкой. |
3 | « Рябинка» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( п/и « Птички в гнездышках»). Развивать чувство композиции, мелкую моторику рук. Упражнять в рисовании пальчиком . Воспитывать аккуратность, внимательность. Закреплять представление о красном цвете. | Игрушка – синичка, ½ альбомного листа бумаги с нарисованной веточкой рябины, красная гуашь , салфетки, веточка рябины. |
4 | « Листопад, листопад, листья желтые летят» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( физкультминутка « Листопад»). Вызвать интерес к созданию красивой осенней композиции. Знакомить с техникой обрывной аппликации. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. | Иллюстрация « Листопад», разные листочки, ½ альбомного листа с нарисованным стволом дерева , желтые , красные, зеленые полоски из салфеток, клей. |
Ноябрь | | ||
1 | « Подсолнух и ворона» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( пальчиковая игра « Червячки»). Формировать умение рисовать пальчиком в пределах контура (круга). Предложить детям нарисовать пальчиком зернышки для вороны. Формировать представление о чёрном цвете. Продолжать развивать интерес к рисованию пальчиками. | https://yandex.ru/search/?text=видео%20железновой%20червячки&lr=13&, игрушка - ворона, гуашь чёрная, влажные салфетки,1/2 альбомного листа с нарисованным подсолнухом, |
Задание 4.
Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют: ориентированность на знания и использование новых технологий; активная жизненная позиция; проектирование своего будущего; установка на рациональное использование своего времени; здоровый и безопасный образ жизни.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и педагогом. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Для достижения данных целей для обучающихся МБОУ «Окуневская средняя школа» реализуется программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» 3-6 классы, и программа кружка декоративно-прикладного искусства «Мастерская чудес» 5-9 классы.
Данные программы позволяют создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы: воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства; формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства; воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству;
вовлекать детей в активную творческую деятельность; сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи внеурочной работы:
- помочь детям проявить индивидуальные способности в раннем возрасте, фантазию, наблюдательность и творчество;
- дать возможность освоить правила и нормы социально приемлемого общения с ровесниками и взрослыми;
- развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер;
- научить работать с различными материалами и инструментами, помочь овладеть основами культуры труда;
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Во внеурочной деятельности я использую следующие формы организации деятельности на занятиях: индивидуальные, групповые (работа в группах, бригадах, парах), коллективные (фронтальные со всем составом).
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом работа по образцу);
- практический (выполнение работ по схемам).
На занятиях предусматривается использование традиционных и нетрадиционных техник:
Работа с природным материалом (аппликации из соломки, листьев, круп; поделки из шишек и желудей)
Декупаж и папье-маше
Торцевание гофрированной бумагой
Мукосолье (работа с соленым тестом)
Мягкая игрушка
Ниткография
Джгутовая филигрань
Вязание крючком и спицами
Мозаичная и обьемная аппликация
Пластиллинография
Формы подведения итогов: проведение выставок работ учащихся.