Файл: Обучающийся Огурцова Дарья Евгеньевна Преподаватель Семенова Евгения Викторовна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Основные виды и способы организации досуговой деятельности по изобразительному и декоративно-прикладному искусству

Практическое занятие № 3


Выполнил:

Обучающийся Огурцова Дарья Евгеньевна

Преподаватель:

Семенова Евгения Викторовна


    1. Практическое занятие № 3


Цель занятия: закрепление знаний о сущности и особенностях методики проведения кружковой работы и организация артстудий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, формирование умений осуществлять организацию и проведение кружковой работы.

Задание 1.

На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику основных требований к проведению кружковой работы и организации артстудий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству детей подросткового возраста.

Задание 2.

Составьте календарно-тематического план занятия кружка по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на одну четверть для определенной возрастной группы учащихся.

Задание 3.

На основе анализа материалов сети Интернет найдите и проанализируйте пример проведения кружковой работы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования детей.

Задание 4.

На основе анализа Интернет источников выявите особенности организации и проведения кружковой работы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для молодежи, обучающейся в средних и высших учебных заведениях. Приведите конкретные примеры.

Задание 1.

Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являют­ся как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьез­но интересуется изобразительным искусством и эти занятия являют­ся для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вто­рых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные во­просы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хоте­ли бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматри­вающих различные установки и характер деятельности.


Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, при­обретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на заня­тиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при ор­ганизации различных оформительских работ в своем классе.

Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачис­лять учащихся первого — третьего классов, в другой — четвертого — шестого классов, не более 10—15 человек в каждую группу.

Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тка­ней, бордюров.

Для учащихся четвертого — шестого классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живо­пись), которую следует увязывать с композиционной работой в обла­сти как тематического рисования, так и декоративного.

Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хоро­шей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирова­ния. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, мето­дику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, раз­бил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, — надо подобрать для них иное задание.

Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.

Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмо­треть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.

Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдель­ным темам.



К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соот­ветствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообра­зуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допу­ская слишком близкого расстояния от нее.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной шко­ле. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети рабо­тали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с мето­дикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснения­ми, а больше показывать на практике, как работать кистью, как раз­водить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии уча­щихся основной процесс работы над частью постановки.

Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем что­бы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.

Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокруж-ке, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя.

В школьных кружках изобразительного искусства при комплектова­нии групп не следует разбивать детей по их художественной подготов­ке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.

Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспи­тательную работу, в особенности в период организации и первых за­нятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, жи­вущий общими интересами, с едиными творческими устремления­ми.

Задание 2.

Календарно – тематическое   планирование   занятий   по  кружку  « Рисовашки»   в   первой  младшей группе .

п/п

Тема занятия

Задачи занятия

Материалы и оборудование,  интернет –ресурсы.

        

Сентябрь.

1

Знакомство  с детьми.

 Пальчиковые игры.

Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( пальчиковая  игра « Червячки»), развивать  интерес к пальчиковым играм, мелкую моторику пальцев рук,

https://yandex.ru/search/?text=видео%20железновой%20червячки&lr=13&, игрушка  - ворона, гуашь – желтая, светло-коричневая,   темно- коричневая ;  влажные салфетки.

2.

 «Тучка и дождик»

Вовлекать детей  в   игровое  творчество  с  педагогом   (знакомство с Капитошкой, п/и  « Солнышко и дождик», пальчиковая   игра « Дождик тише, тише » ), формировать положительное   отношение к рисованию . Предложить способ рисования  губкой  ( тучка) и пальчиком ( дождик).  Формировать представление о синем цвете.

https://yandex.ru/search/?text=песенка%20капитошки%20слушать&lr=13&clid=2270454&win=365

Краска – гуашь синего цвета  разведенная водой , губки,   ½ альбомного листа на каждого ребенка, влажные салфетки.

3

 «Солнечные зайчики»

Создать условия для хорошего настроения  детей  (  игра  с зеркалом « Солнечные зайчики », п/и  « Побегайчики – солнечные зайчики»  ). Продолжать  знакомить детей  с   миром  красок,  вызвать интерес к  рисованию  солнечных  зайчиков способом  печатания. Формировать представление о круге. Формировать представление о желтом цвете.

https://hotpleer.ru/?s=Солнышко+Детские

 зеркало, альбомные листы ,   печатки  из картофеля, краска- гуашь желтая в мисочке.

4

«Яблочки  на тарелочке»

Вовлекать детей в игровое творчество с педагогом ( знакомство с  Ёжиком,   физкультминутка « Будем с ёжиком шагать » ). Продолжать формировать представление  детей о круге.  Упражнять в рисовании  кругов  способом печатания.  Формировать представление  о красном цвете.

https://mixmuz.ru/mp3/детская%20песенка%20для%20самых%20маленьких

Яблоки на тарелке красные, игрушка- ёжик, вырезанные из бумаги  круги- тарелочки, печатки из  картофеля или моркови, гуашь красная в тарелочке,  влажные салфетки.

Октябрь

1

« Вода для лягушки»

Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( Сюрпризный момент – лягушка ,  танцевально- игровое творчество « Лягушки»). Продолжать учить детей пользоваться губкой как инструментом для рисования , продолжать  формировать  представление о синем цветне, развивать  интерес и положительное отношение к рисованию.

https://yandex.ru/search/?text=песенка%20%20про%20лето%20%20детям%20слушать&lr=13&clid=2270454&win=365#/videowiz?filmId=4774063102037909853

  разведенная гуашь синего цвета, губки,  ½ альбомного листа, игрушечная лягушка.

2

« Покормим Петушка  горошком»

Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( рассказывание  сказки  в сокращении « Петушок  и хитрая лиса» , развивать моторику пальцев рук  ( пальчиковая игра « Петушок»).  Продолжать формировать интерес  к  изобразительному искусству. Формировать представление о зеленом цвете.

Игрушки – петушок и лисичка, разведенная водой краска -  гуашь зеленого цвета, ½ альбомного листа с  нарисованным петушком  или картинкой.

3

« Рябинка»

Вовлекать в игровое творчество  с педагогом ( п/и « Птички в гнездышках»).   Развивать чувство композиции,  мелкую моторику рук. Упражнять в рисовании  пальчиком . Воспитывать аккуратность, внимательность.  Закреплять представление о красном цвете.

Игрушка – синичка, ½ альбомного листа бумаги с нарисованной веточкой рябины, красная гуашь , салфетки,   веточка  рябины.

4

« Листопад, листопад, листья желтые летят»

Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( физкультминутка « Листопад»).   Вызвать интерес к созданию красивой осенней  композиции. Знакомить с техникой  обрывной аппликации. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Иллюстрация « Листопад»,  разные листочки,   ½ альбомного листа  с нарисованным стволом дерева ,  желтые , красные, зеленые  полоски из  салфеток,  клей.

Ноябрь




1

« Подсолнух и ворона»

Вовлекать в игровое творчество с педагогом ( пальчиковая  игра « Червячки»). Формировать умение рисовать пальчиком в пределах контура (круга). Предложить детям  нарисовать  пальчиком   зернышки для вороны. Формировать представление о чёрном цвете.  Продолжать развивать интерес к  рисованию пальчиками.

https://yandex.ru/search/?text=видео%20железновой%20червячки&lr=13&, игрушка  - ворона, гуашь  чёрная,  влажные салфетки,1/2 альбомного листа с нарисованным подсолнухом,  



Задание 4.

Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют: ориентированность на знания и использование новых технологий; активная жизненная позиция; проектирование своего будущего; установка на рациональное использование своего времени; здоровый и безопасный образ жизни.

 Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и педагогом. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Для достижения данных целей для обучающихся  МБОУ «Окуневская средняя школа» реализуется программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» 3-6 классы, и программа кружка декоративно-прикладного искусства «Мастерская чудес» 5-9 классы.

Данные программы позволяют создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы: воспитание личности творца, способного осуществлять свои  творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства; формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства; воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству;
вовлекать детей в активную творческую деятельность; сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи внеурочной работы:

- помочь детям проявить индивидуальные способности в раннем возрасте, фантазию, наблюдательность и творчество;
        - дать возможность освоить правила и нормы социально приемлемого общения с ровесниками и взрослыми;
        - развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер;
        - научить работать с различными материалами и инструментами, помочь овладеть основами культуры труда;

- научить детей основным техникам изготовления поделок;

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Во внеурочной деятельности я использую следующие формы организации деятельности на занятиях: индивидуальные, групповые (работа в группах, бригадах, парах), коллективные (фронтальные со всем составом).

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

-  наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом работа по образцу);

-  практический (выполнение работ по схемам).

На занятиях предусматривается использование традиционных и нетрадиционных техник:

  Работа с природным материалом (аппликации из соломки, листьев, круп; поделки из шишек и желудей)

  Декупаж и папье-маше

 Торцевание гофрированной бумагой

 Мукосолье (работа с соленым тестом)

  Мягкая игрушка

  Ниткография

  Джгутовая филигрань

  Вязание крючком и спицами

  Мозаичная и обьемная аппликация

  Пластиллинография

 

Формы подведения итогов: проведение выставок работ учащихся.