Файл: 6 На пути к индустриальному обществу xix в в мировой и российской истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема №6: «На пути к индустриальному обществу: XIX в. в мировой и российской истории»

  1. . Контрреформы Александра III: причины, содержание, результаты и последствия

Александр II был реформатором, он попытался решить крестьянский вопрос, провёл ряд реформ в образовательной, военной и земской сферах. Но решения его популярностью среди дворян не пользовались, поскольку ущемляли их интересы. Недовольные нашлись и среди податного населения. Это привело к трагическим последствиям, и прежде всего, к кончине Александра II, ставшей результатом террористического акта. Наследник престола, новый император Александр III решил не продолжать курс, выбранный его отцом. Своё правление он начал с проведения контрреформ и возвращения к самодержавной политике своих предков. Причиной этого послужили: боязнь революции (Европу продолжали сотрясать последствия революций 1845 - 1849 гг.); вольнодумство, распространившееся в студенческой среде (император не желал взращивать будущих революционеров, могущих поколебать его власть); популярность просветительских и либеральных идей, в том числе и среди дворян; слабость позиции дворянства (являвшееся опорой царской власти дворянство значительно измельчало, что ослабляло саму власть). Власть не желала и не была готова к изменениям, поэтому всячески старалась им воспрепятствовать. Император провозгласил себя самодержцем, защитником традиций и основ российского общества, противником либерализации и приверженцем старого сословного слоя.

Таблица 1 – реформы Александра II и контрреформы Александра III

Наименование

Документ/преобразования

при Александре II

при Александре III

Крестьянская реформа

Манифест об отмене крепостного права, Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости (1861 г.), освобождали крестьянство от крепостной зависимости, устанавливали общественное крестьянское самоуправления — сельские общины, которые решали хозяйственные вопросы.

С одной стороны, некоторые уступки крестьянству (понижение откупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка и др.), с другой — реакционные меры (принятие Положения о земских участковых начальниках (1889 г.), в руках которых концентрировалась власть. Документ был воспринят крестьянами, как возвращение крепостного права).

Земская реформа

Положение о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), утвердило в деревне земства, как главный выборный орган управления, с вхождением в него всех сословий, в том числе крестьян.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях (1890 г.) при формальном сохранении всесословности, фактически лишало крестьян выборного представительства. Права земств были ограничены.

Городская реформа

Городовое положение (1870 г.) вводило самоуправление через городские выборные органы: избирательное собрание, думу и управу.

Городовое положение (1892 г.) урезало избирательные права городского населения, усиливало административное вмешательство в городское самоуправление.

Судебная реформа

Судебные уставы (1864 г.) утвердили бессословность суда, его независимость от административной власти, гласность, создание мировых судов, института присяжных, адвокатуры и пр.

Принят ряд документов, которые ограничивали гласность в судопроизводстве, урезали роль присяжных заседателей, практически ликвидировали мировые суды.

Реформа образования

Университетский устав (1863 г.), Положение о начальных народных училищах, Устав гимназий и прогимназий (1864 г.):

  • введение формальной всесословности образования;

  • разделение гимназий на классические и реальные, с возможностью поступления после них в университеты и технические вузы; (в 1871 г. реальные гимназии были заменены училищами, после которых поступление в вузы было практически невозможно);

  • самостоятельность университетов.

Новый университетский устав (1884 г.), циркуляр о сокращении гимназического образования (1887 г.):

  • запрет на обучение в гимназиях детей кучеров, лакеев, прачек и пр.;

  • реальные училища преобразованы в технические школы;

  • отмена автономии университетов.

Реформа цензуры

Временные правила о печати (1865 г.) ввели незначительные цензурные послабления.

В конце 60-х гг. ужесточились административные меры.

Временные правила о печати (1882 г.) предполагали жесткий надзор за периодическими изданиями, репрессии против прогрессивной печати.

Военная реформа

Серия законов и положений, Устав о воинской повинности (1874 г.):

  • реорганизация военного управления, военно-учебных заведений;

  • отмена рекрутской, внедрение всесословной воинской повинности;

  • перевооружение армии.

Продолжение мероприятий по укреплению армии:

  • созданы армейские резервы, новые воинские подразделения;

  • перевооружение армии, замена военной формы.



В целом контрреформы имели неоднозначные последствия, историческое их значение также неоднозначно. С одной стороны, развивалась экономика, увеличился размер бюджета, строились новые заводы и железные дороги, а с другой, в стране в 1891-1892 гг. разразился голод. Несмотря на значительное послабление отношения к крестьянам, открытие Крестьянского банка и снижения налогового гнёта, строительство железных дорог, укрепление экономики и армии, сдержать революционный взрыв преобразования не сумели, поэтому при их рассмотрении можно говорить как о положительных, так и отрицательных последствиях. Социальные противоречия были лишь заморожены, а негативные настроения, направленные против царя и его власти, никуда не делись. Начиная с середины 1890 гг. число недовольных властью значительно увеличивается. Не помогают ни ссылка, ни арест, ни недопущение к высшему образованию низших сословий. Костяк недовольных формируется вокруг рабочего класса, пролетариев. Число стачек и протестных выступлений уменьшилось, террористических актов не было, но основной цели своей контрреформы не достигли, императорская власть должной поддержки не получила, возврата к самодержавию, как показали события уже начала XX в., не произошло. Контрреформы Александра III, имевшие своей целью укрепить самодержавие, этой цели не достигли, результат был временным. Поддержки от ослабленного дворянства император не получил, положение народных масс было облегчено, но количество революционно настроенных общественных деятелей увеличилось. Вместе с тем, нельзя не отметить увеличение боеспособности армии, значительный экономический скачок, развитие производства. Но к последствиям контрреформ их отнести едва ли возможно.


  1. Задача 2. Александр II вошел в истории России как «царь освободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом само многомиллионное крестьянство осталось настолько недовольным своим освобождением, что после опубликования Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось использовать войска. Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?


Крестьяне получили по реформе 1861 года земли меньше, чем они имели при крепостном праве. Размер надела был везде неодинаков. Крестьянин всю жизнь хотел работать на хорошей земле, но при этом, чтобы ее было много. Это стало одной из причин недовольства крестьян отменой крепостного права. Помещики при наделении крестьян землей лишили их хороших лугов, удобных пастбищ или прогона скота. Они отводили надел в таком месте, что помещичья земля подходила к самому крестьянскому двору, так что даже курицу некуда было выпустить. Данный показатель тоже не прошел бесследно. Это вызывало недовольство крестьян. За полученную в надел землю крестьяне должны были нести в пользу помещика повинности: барщину или оброк. Это носило название Временнообязанные крестьяне. Выкуп составлял большой размер и поэтому многие крестьяне не могли «выкупаться». Это вызывало недовольство у многих крестьян. Также, помещики давали землю крестьянам так, как удобно было им самим; так, чтобы вся земля крестьянина не была сосредоточена в одном месте, а была разбросана. Это еще один фактор недовольства крестьян. Земли у крестьян стало меньше, чем было до реформы.



  1. Задание 1. Внимательно прочитайте следующий отрывок: «Страна была аграрной, крестьянской. Чтобы она стала индустриальной, из сельского хозяйства в промышленность должны были переместиться огромные массы людей и огромные материальные ресурсы. Такое перемещение началось задолго до революции … Податная политика Российского государства создавала огромное давление на крестьян и заставляла их продавать не только излишки хлеба и другой сельскохозяйственной продукции, но и значительную часть того, что было необходимо для личного и производственного потребления, и притом продавать по дешевым ценам. С начала 60-х годов до конца XIX столетия только вывоз зерна увеличился более чем в 5 раз. В целом же на долю сельскохозяйственной продукции к концу века приходилось до 80 % всей стоимости российского экспорта. Большие доходы от сельскохозяйственного экспорта позволяли непосредственно поддерживать развитие промышленности, железнодорожное строительство и в то же время широко прибегать ко второму источнику средств для этого развития – иностранным займам и инвестициям» (А.Г. Вишневский «Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР». М., 2010).

Ответьте на следующие вопросы по тексту: 1. Что значит «аграрная страна»? 2. Что значит «индустриальная страна»? 3. Зачем необходимо перемещение людей и материальных ресурсов из сельского хозяйства в промышленность? – объясните. 4. Что такое «податная политика», причем здесь крестьяне? 5. Почему продажа того, что было необходимо для личного и производственного потребления крестьян является негативным фактором в развитии экономики? 6. Каким образом экспорт сельскохозяйственной продукции поддерживал развитие промышленности?

Ответы:

  1. Аграрной называют страну, в которой большую часть стоимости всей производимой продукции даёт сельское хозяйство.

  2. Страна, в которой вклад машинного производства и сферы услуг (вторичный и третичный сектора экономики) в экономику гораздо больше, чем первичный сектор экономики, например, сельское хозяйство.

  3. Положение страны усугублялось наличием старой системы управления колхозами, низкой технической оснащенностью; наличием неэквивалентного товарообмена между городом и деревней; ростом налогов на подсобное хозяйство; отсутствием паспортов у крестьян (ограничением свободы передвижений), социальных гарантий (пенсионного обеспечения, оплаты больничных листов); укрупнением колхозов, что вело к дальнейшему сокращению крестьянских наделов. Чтобы росла экономика страны, необходимо перемещать людей из сельского хозяйства в промышленность.

  4. Смысл податной политики в том, что вместо десятков различных налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, шедший непосредственно на нужды армии. Основными сборами с крестьян оставались подушная подать, оброчная подать (с государственных крестьян), земские сборы, общественный сбор (с государственных крестьян), сбор на капитал продовольствия и выкупные платежи. Таким образом, до конца 60х гг. XIX в. податная политика характеризуется нарастанием прямого обложения, твердым курсом в сфере применения мер принудительного взыскания, отсутствием налоговых льгот.

  5. Продажа личного и производственного потребления крестьян плохо влияет на экономику, потому что крестьяне не заинтересованы и не замотивированы в том, чтобы производить продукцию.

  6. Благодаря тому, что на долю сельскохозяйственной продукции к концу века приходилось до 80 % всей стоимости российского экспорта, развивались промышленность, железнодорожное строительство, так как многие люди перешли от сельского хозяйства к промышленному производству. Не было надобности производить и продавать, например, пшено, поэтому многие люди смогли оставить хозяйство и заняться другой работой.


Тема №11: «Послевоенный мир в условиях холодной войны (1946 – 1964 гг.)»

  1. Причины и предпосылки начала «Холодной войны».

Во второй половине XX века внешняя политика практически всех стран определялась необъявленной Холодной войной. Мир раскололся на два враждебных лагеря во главе с США и СССР. Причины противостояния заключались в кардинальных различиях двух политических систем. Причины Холодной войны были заложены Октябрьской революцией в России, приведшей к власти большевиков. Отношения СССР с Западом оставались напряженными вплоть до начала Второй мировой войны. Совместная борьба с фашистской Германией сплотила союзников и дала надежду на нормализацию отношений. Однако после победы авторитет СССР в мире чрезвычайно повысился. Страна превратилась в сверхдержаву. Предпосылками конфронтации стал приход левых сил к власти в ряде государств Восточной и Центральной Европы. В колониальных владениях Британии, Франции и Нидерландов резко усилилось национально-освободительное движение, которое было поддержано СССР. Усиление США. За годы войны резко возросла экономическая мощь США, ставших лидером западного мира. Изобретение и применение атомного оружия в Хиросиме (6 августа 1945 г.) и Нагасаки (9 августа) позволило американскому руководству заявить о своем мировом господстве. Эта идея основывалась на необходимости сдерживания СССР и национально-освободительного движения во всем мире.

Главные этапы начала противостояния.

Причиной начала холодной войны считается знаменитая речь У. Черчилля в Фултоне (5 марта 1946) г., которая идеологически обосновывала конфронтацию Запада против Советского союза:

  • социализм несет смертельную угрозу всему западному миру;

  • возникновение “железного занавеса” в Восточной Европе – следствие агрессивной политики СССР;

  • англоязычные народы должны сплотиться и с помощью ядерного оружия уничтожить “империю Зла”

В США еще в сентябре 1945 г. был разработан план ядерного удара по СССР. В 1949 г. атомная бомба была изобретена в Советском союзе. Монополия США на ядерное оружие была разрушена. С этого времени начинается гонка вооружений между СССР и США. Атомный паритет стал гарантией хрупкого мира. При этом сверхдержавы активно принимали участие в «горячих точках» Холодной войны. Раскол Германии на ФРГ и ГДР (сентябрь 1949 г.) разделил мир на капиталистический и социалистический лагери. Это событие было закреплено созданием военно-политических блоков:


  • Североатлантический союз (НАТО) из 12 государств (1949 г.);

  • Варшавский договор, включающих 7 стран (1955 г.)

Причины Холодной войны были следующие:

  • идеологическое, политическое и экономическое противостояние капитализма и социализма;

  • появление двух сверхдержав;

  • активизация национально-освободительного и революционного движения в мире;

  • наступление атомной эры и гонка вооружений.

Холодная война стала результатом взаимных агрессивных устремлений западных и коммунистических лидеров. Оба враждебных лагеря пытались усилить свое влияние в мире. Холодная война не переросла в Третью мировую во многом благодаря атомному паритету между США и СССР.



  1. Задача 2 США, Англия и Франция горячо доказывали, что блок НАТО, со дня его основания, — это фактор мира в Европе. Чтобы выбить из рук этот довод, еще в середине 50-х гг. Председатель Совета Министров Н. А. Булганин официально заявил о готовности СССР вступить в этот блок. Однако западные страны оставили это предложение без ответа. Почему?


С самого начала существования НАТО западные руководители отрицали его роль как военного противника СССР и заявляли о сугубо «миролюбивых» целях Североатлантического блока. Поэтому Советский Союз предпринял некоторые дипломатические шаги для проверки этого утверждения. Так, 31 марта 1954 г. правительство СССР направило США, Англии и Франции ноту, в которой предложило рассмотреть вопрос об участии Советского Союза в НАТО. Ответ Москве был предельно четким: "…Нет необходимости подчеркивать абсолютно нереалистичный характер такого предложения. Оно противоречит самим принципам, на которых строится система обороны и безопасности западных государств…". Из этого ответа ясно, что вхождение СССР в НАТО ставило под сомнение целесообразность существования данной организации. Это было ярчайшим подтверждением того, что НАТО являлась главным военным инструментом Запада в организации противодействия СССР. На Женевском совещании в июле 1955 г., посвященном проблемам снижения международной напряженности, советская делегация, желая снять противостояние Запада и Советского Союза, вновь заявила о готовности СССР вступить в Североатлантический альянс.

Как потом писал в своих воспоминания Громыко (министр иностранных дел СССР), что «они были настолько ошеломлены, что у них, как мы шутили, затанцевали перед глазами причудливые фигуры настенных фресок в зале заседаний, а шея у Эйзенхауэра вытянулась и стала еще длиннее... Ни на Женевском совещании, ни позже никакого ответа, пусть даже формального, Советский Союз на свое повторное предложение не получил. Да и какой мог быть ответ, если при вступлении в НАТО европейские государства должны были подписывать секретные протоколы, обязывающие их «сохранять внутреннюю ориентацию на Западный блок любыми средствами».