Файл: От лат ordalium суд, приговор Божий суд, лат judicium Dei, инсти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОРДАЛИИ (от лат. ordalium – суд, приговор; «Божий суд», лат. judicium Dei), инсти-

тут обыч но го пра ва , способ формального доказывания виновности/невиновности об-

виняемого.

Суд Божий — древнейший способ судебных доказательств, сохранявшийся весьма

долго (по одним источникам — до XIV в., по другим — вплоть до XVII-го). Его

первоначальными формами, применявшимися многие столетия, были ордалии —

испытания огнем и водой, реже — ядом, весами и т. д.

Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные

испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.

Ордалиями в тесном смысле называются испытания посредством огня и воды;

спорящие вызывались сделать что-нибудь такое, что по естественному порядку

вещей должно быть гибельно для них, но вследствие непосредственного участия

Божества окажется безвредным.

Испытание огнем состояло в держании руки на огне, в переходе через зажженный

костер в одной рубашке (которая иногда покрывалась воском), в держании руками

раскаленного железа. Испытание водою производилось или кипящей, или холодной

водою; при испытании кипящей водою клали на дно сосуда с кипятком кольцо,

которое обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя; при испытании холодной

водою обвиняемого, перевязанного веревкой, бросали в воду, и если он шел ко дну, то

считался невинным, если же оставался на поверхности воды, то признавался

виновным.

С принятием христианства появилось новое испытание — крестом: истец и ответчик

ставились у креста с поднятыми вверх руками, и кто первый опускал руки или падал,

тот считался виновным.

Вообще Суды Божии существовали у всех народов в первый период их жизни: кроме

германцев и русских — также у индусов, евреев, греков скандинавов, славян и др.; у

индусов Суды Божии сохранились до настоящего времени. В древнейшее время они

находились в ведении жрецов. Католическая церковь после бесплодной борьбы


против С. Божьих приняла их под свое покровительство; в церквах находились

священные орудия испытаний, которые производились в церквах при соблюдении

известных церемоний (за исключением испытания холодной водою). Под влиянием

христианства появляются и новые виды Судов божиих; кроме вышеуказанного

испытания крестом, применялись испытания освященным куском хлеба или сыра

(iudicium offae, panis adiurati, casibrodeum); обвиняемый признавался виновным, если

кусок застревал у него в горле. Испытание причастием (purgatio per eucharistiam,

examen corporis et sanguinis Domini) применялось преимущественно к обвиняемым

духовного звания; предполагалось, что на виновном оно должно отозваться

неблагоприятно. Весьма распространенным С. Божиим был привод подозреваемого в

убийстве к телу убитого: по народному поверью, при прикосновении или приближении

убийцы выступала кровь из ран убитого. К свободным людям на западе применялись