Файл: От лат ordalium суд, приговор Божий суд, лат judicium Dei, инсти.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОРДАЛИИ (от лат. ordalium – суд, приговор; «Божий суд», лат. judicium Dei), инсти-
тут обыч но го пра ва , способ формального доказывания виновности/невиновности об-
виняемого.
Суд Божий — древнейший способ судебных доказательств, сохранявшийся весьма
долго (по одним источникам — до XIV в., по другим — вплоть до XVII-го). Его
первоначальными формами, применявшимися многие столетия, были ордалии —
испытания огнем и водой, реже — ядом, весами и т. д.
Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные
испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.
Ордалиями в тесном смысле называются испытания посредством огня и воды;
спорящие вызывались сделать что-нибудь такое, что по естественному порядку
вещей должно быть гибельно для них, но вследствие непосредственного участия
Божества окажется безвредным.
Испытание огнем состояло в держании руки на огне, в переходе через зажженный
костер в одной рубашке (которая иногда покрывалась воском), в держании руками
раскаленного железа. Испытание водою производилось или кипящей, или холодной
водою; при испытании кипящей водою клали на дно сосуда с кипятком кольцо,
которое обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя; при испытании холодной
водою обвиняемого, перевязанного веревкой, бросали в воду, и если он шел ко дну, то
считался невинным, если же оставался на поверхности воды, то признавался
виновным.
С принятием христианства появилось новое испытание — крестом: истец и ответчик
ставились у креста с поднятыми вверх руками, и кто первый опускал руки или падал,
тот считался виновным.
Вообще Суды Божии существовали у всех народов в первый период их жизни: кроме
германцев и русских — также у индусов, евреев, греков скандинавов, славян и др.; у
индусов Суды Божии сохранились до настоящего времени. В древнейшее время они
находились в ведении жрецов. Католическая церковь после бесплодной борьбы
против С. Божьих приняла их под свое покровительство; в церквах находились
священные орудия испытаний, которые производились в церквах при соблюдении
известных церемоний (за исключением испытания холодной водою). Под влиянием
христианства появляются и новые виды Судов божиих; кроме вышеуказанного
испытания крестом, применялись испытания освященным куском хлеба или сыра
(iudicium offae, panis adiurati, casibrodeum); обвиняемый признавался виновным, если
кусок застревал у него в горле. Испытание причастием (purgatio per eucharistiam,
examen corporis et sanguinis Domini) применялось преимущественно к обвиняемым
духовного звания; предполагалось, что на виновном оно должно отозваться
неблагоприятно. Весьма распространенным С. Божиим был привод подозреваемого в
убийстве к телу убитого: по народному поверью, при прикосновении или приближении
убийцы выступала кровь из ран убитого. К свободным людям на западе применялись