Файл: Самостоятельная работа Обучающийся Копейка Светлана Владимировна Преподаватель Александрова Марина Олеговна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

Программа среднего профессионального образования

44.02.01. Дошкольное образование

Дисциплина: Психология

Самостоятельная работа № 7.2.

Выполнила:

Обучающийся: Копейка Светлана Владимировна

Преподаватель: Александрова Марина Олеговна

Пермь-2022г.

Задание 1. Составьте рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком, предупреждающие развитие социальной дезадаптации.

Ответ:

Причины дезадаптации.
Итак, от чего же зависит низкий уровень социальной и психологической адаптации детей к дошкольному учреждению?

1. Основная причина – неумение контактировать со сверстниками, делиться игрушками, вступать в игру. Это свойственно как «отвергаемым» детям, которые растут в излишне строгих условиях, без любви и ласки, так и избалованным малышам, привыкшим к тому, что все их капризы и шалости постоянно сходят с рук. Таким дошкольникам в садике приходится нелегко, поскольку одногруппники не желают с ними общаться.

2. Стеснительность и робостьтоже приводит к определенным проблемам. Неуверенные в себе детки являются излюбленной мишенью для забияк. У малыша, который не умеет за себя постоять

3. Распространенная причина, которая частично вытекает из предыдущего пункта, – неподготовленность малыша к садику. Трехлетнему ребенку нельзя просто так сказать, что с завтрашнего утра он станет дошкольником, его необходимо долго подготавливать к новому длительному этапу жизни.

4Чрезмерная разбалованность – родители идут на поводу ребенка.

5. Многообещающие сказкипро то, что его заберут через часок, после обеда и т.д. У ребенка слаживается не доверие (обида). Нет положительного настроя на детский сад.

Признаки и последствия дезадаптации

Первый симптом начинающейся дезадаптации – отказ малыша ходить в детский сад. Повторю еще раз, я говорю не о первой неделе детей в садике, когда отсутствие желания является вполне естественной реакцией, а о гораздо более длительном периоде. Если каждое утро ребенок рыдает на пороге группы, не хочет посещать детский сад.


Если адаптационные процессы у ребенка нарушены, то в дальнейшем у него появляются и другие признаки дезадаптации, которые плавно переходят в последствия.

1. Возникают нарушения засыпания и ночного сна, когда кроха вскакивает посреди ночи и начинает плакать. Это говорит о сильнейшем стрессе, который малыш пережил в течение дня.

2. У крохи значительно снижается уровень сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям. Неудивительно, что малыш заболевает даже от легкого сквозняка. Ситуация усугубляется тем, что ребенок, возвращаясь в садик после выздоровления, снова проходит адаптацию.

3. Появляются проблемы со стулом. У малыша начинаются запоры, потому что он боится или стесняется ходить в горшок в садике, или, напротив, жидкий стул на нервной почве перед посещением детского сада.

4. Значительно снижается аппетит, ребенок часто отказывается кушать в садике, а попытки его покормить заканчиваются рвотой. Некоторых детей даже тошнит от запаха еды в саду.

5. Из-за нежелания ходить в садик ребенок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает, требуя возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос «кто кого? » решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если это не помогает, начинаются слезы и истерики.

Что делать для того, чтобы ребенок быстрее привык к детскому саду? 
Ребенок должен с первого дня знать, что выбора у него нет — посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск положительных моментов происходящего. 


Несколько рекомендаций и правил для родителей:


• Беседуйте с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен. (Там интересно, будешь играть с другими детьми, рисовать и делать выставки рисунков и поделок. С воспитателями будете устраивать праздники. Будет красочно, ярко, весело на праздниках в детском саду и т. п.) 
• Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. 
• Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю
, как правильно заявлять о своих потребностях. Предупреждайте ребёнка, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. 
• С самого детства всем родителям необходимо учить ребёнка уважать взрослых людей, обращаться к ним на «вы» и прислушиваться к их советам. Этого можно достигнуть только тогда, когда в вашей семье взаимопонимание и взаимоуважение. 
• Для того чтобы ваш ребёнок рос уверенным в себе, общительным и дружелюбным человеком, с самого детства надо приучать его к общению с ровесниками. Приглашайте к себе домой других детей. Такие мероприятия положительно влияют на дальнейшее развитие ребёнка. 
• Многие дети очень бурно проявляют свои эмоции. Но когда они попадают в общество, необходимо учиться их контролировать. Родителям необходимо обязательно учить ребёнка сдерживать свои негативные эмоции. 
• Отправляйте ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров. 
• Подбадривайте ребёнка тем, что он уже большой и ходит в детский сад. 
• Создайте спокойную обстановку в семье, оберегайте ребёнка от дополнительных стрессов. 
• Участвуйте в жизни ребёнка, радуйтесь его успехам и творчеству. 
• Каждому ребёнку просто необходимо слышать слова одобрения. Родители должны очень внимательно относиться к своему ребёнку. Если вы заметили, что он старался и трудился, то его непременно нужно похвалить. 
• Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим. Ребёнок отлично чувствует, когда вы  сомневаетесь в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. 
• Ребенок должен понять, что быть в детском саду обязательно и за это он не будет получать какое-либо вознаграждение. Родители не должны баловать ребёнка таким образом. Иначе это может обернуться тем, что он будет шантажировать вас. 
• Поддерживайте отношения с воспитателями и другими родителями. 
• Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостаткам работы дошкольного учреждения при ребенке. 
• Старайтесь посещать все собрания и занятия для родителей.


Уважаемые родители, в ваших силах сделать так, чтобы детский сад стал для ребенка «вторым домом», где уютно, комфортно, весело, где ждут заботливые воспитатели и хорошие друзья. Выполняйте простые правила, и вам не придётся переживать за своего ребёнка, отдавая в детский сад. 


Задание 2. Разработайте план мероприятий по внеурочной работе, направленных на профилактику социальной дезадаптации ребенка.

Ответ:

№ п/п

Название

 раздела.

Тема.

Развивающие цели.

Формы организации

деятельности.

1.

«Разрешите представиться!»

Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.

1.Упражнение-активатор «Ветер дует…»;

2.Упражнение «Тропинка»;

3.«Упражнение «Сделай как я»;

4. Упражнение «Меткий стрелок»;

5.Упражнение «Как чихает слон»;

6.Подведение итогов занятия.

2.

 Я и мои увлечения»

Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Закрепить соблюдение  норм поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников.

1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»;

2.Беседа «Мои увлечения»;

3.Упражнение «Прогноз погоды»;

4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»;

5.Упражнение «Подарок»;

6.Подведение итогов занятия.

3.

«Мы друг другу доверяем»

Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности.

1.Упражнение «Комплименты»;

2.Беседа «Что такое доверие»;

3Упражнение «Паровоз»;

4.Упражнение «Сиамские близнецы»;

5.Упражнение «Доброе животное»;

6.Подведение итогов занятия

4.

«Путешествие в мир эмоций и чувств»

Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства.

1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»;

2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»;

3.Упражнение «Классификация чувств»;

4.Упражнение «Угадай эмоцию»;

5.Упражнение «Передай с чувством»;

6.Подведение итогов занятия.

5.

«Чего мы боимся?»

Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение.

1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»;

2.Беседа «Что такое волнение и страх»;

3.Упражнение «Путаница»;

4.Упражнение «Рисунок на спине»;

5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»;

6.Упражнение «Импульс»;

7.Подведение итогов занятия.

6.

«Как быть уверенным, но не самоуверенным»

Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе.

1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»;

2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»;

3.Упражнение «Пластилин-силач»;

4.Упражнение «Паутинка»;

5.Подведение итогов занятия.


7.

«Мой характер»

Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку

.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»;

3.Упражнение «Волшебная рука»;

4.Упражнение «Движения наоборот»;

5.Упражнение «Комплименты»;

6.Подведение итогов занятия.

8.

«Как стать смелее?»

Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Беседа «Кто такой смелый человек?»;

3.Упражнение «Луноход»;

4.Упражнение «Стул желаний»;

5.Упражнение «Пахвалилки»;

6.Подведение итогов занятия.

9.

«Ледяное сердце»

Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить  коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу.

1.Введение в игровую ситуацию группы;

2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»;

3.Упражнение «Загадки»;

4.Упражнение «Чувства-антонимы»;

5.Упражнение «Шифровка»;

6.Подведение итогов занятия.

10.

«Почему люди злятся?..»

Дать понятия «раздражение», «злость», «гнев». Научить определять своё эмоциональное состояние, замечать и контролировать свои импульсивные агрессивные поступки.

1.Упражнение-активатор «Я вижу»;

2.Упражнение «Толкалки»;

3.Упражнение «Нарисуй свой гнев»;

4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»;

5.Упражнение «Ипподром»;

6.Подведение итогов занятия.

11.

«Спокойствие, только спокойствие»

Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева.

1.Упражнение–активатор «А я еду»;

2.Упражнение «Рисунок гнева»;

3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»;

4.Упражнение-релаксация «Драка»;

5.Упражнение «Менялки»

6.Упражнение «Подарок»;

7.Подведение итогов занятия.

12.

«Скажи себе STOP»

Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

1.Упражнение-активатор «Контакт»;

2.Беседа «Как я чувствую, что злюсь»;

3.Упражнение «Толкалки»;

4.Упражнение «STOP»;

5.Упражнение-релаксация «Драка»;

6.Подведение итогов занятия.

13.

«Расслабься»

Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения.

1.Упражнение-активатор «Блохи»;

2.Упражнение «Бумажные мячики»;

3.Упражнение «Сумка»;

4.Упражнение «Пластилин-силач»;

5.Подведение итогов занятия.

14.

«Как относиться к удачам и неудачам»

Сформировать навыки уверенного поведения, снижение уровня тревожности, повышение самооценки.

1.Упражнение-активатор «Импульс»;

2.Беседа «Как относится к удачам и неудачам»;

3.Упражнение «Рисунок себя»;

4.Упражнение «Коллективный хлопок»;

5.Подведение итогов занятия.

15.

«Как выражать свои эмоции, чувства»

Снизить эмоциональное напряжение, развить способности к сопереживанию и эмпатии, научить способам выражения своих эмоций и чувств.

1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»;

2.Упражнение «Дружеская рука»;

3.Упражнение «Просьба-отказ»;

4.Упражнение-визуализация «Цветок»;

5.Подведение итогов занятия.

16.

«Учимся договариваться»

Закрепить навыки общения в возможных конфликтных ситуациях.

1.Упражнение-активатор «Животное»;

2.Упражнение «Тропинка»;

3.Упражнение «Танки»;

4.Упражнение «Узкий мост»;

5.Упражнение «Как чихает слон»;

6.Подведение итогов занятия.


17.

«Что такое дружба?

Изучить понятий «дружба», «друг». Развитие коммуникативных навыков, сотрудничества.

1.Упражнение-активатор «Помощь»;

2.Беседа «Что такое дружба», «Мой друг».

3.Упражнение «Карандаши»;

4.Упражнение «Чужими глазами»;

5.Подведение итогов занятия.

18.

«Дружба крепкая не сломается…»

Развить коммуникативных навыков, повысить сплочённость группы, закрепить навыки совместной деятельности.

1.Упражнение-активатор «Настроение как погода»;

2.Упражнение «Тонкая бумага»;

3.Упражнение «Надписи на футболках»;

4.Упражнение «Пантомима»;

5.Упражнение «Подарок».

6.Подведение итогов занятия.

19.

«Узнай-спроси-разведай»

Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости.

1.Упражнение «Ладони»;

2.Упражнение «Меткий стрелок»;

3.Упражнение «Узнай-спроси-разведай»;

4.Подведение итогов занятия.


20.

«В поисках клада»

Развить коммуникативные навыки, умение коллективной

работы, повышение сплочённости.

1.Упражнение «Гусеница»;

2.Упражнение «Шифровка»;

3.Упражнение «Прятки»;

4.Упражнение «Кузнечики»;

5.Упражнение «Сапёр»;

6.Поиск клада и подведение итогов занятия.

21.

«Форд Бояр»

Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости.

1.Упражнение «Найди подсказку»;

2.Упражнение «Башня»;

3.Упражнение «Морской узел»;

4.Упражнение «Самый меткий»;

5.Упражнение «Самый умный»;

6.Подведение итогов занятия.

22.

«Сто к одному»

Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости.

1.Упражнение-активатор «Подарки»;

2.Игра «Сто к одному»;

3.Подведение итогов занятия.

23.

«Путешествие к волшебнику»

Сплотить группу, развить способность к эмпатии, развитие навыков совместной деятельности.

1.Погружение в игровую ситуацию;

2.Упражнение «Заколдованный лес»;

3.Упражнение «Пропасть»;

4.Упражнение «Плот»;

5.Упражнение «Доброе животное»;

6.Подведение итогов занятия.



Список использованной литературы.

1. Нуркова В.В. Общая психология : учебник для среднего профессионального образования / В.В.Нуркова , Н.Б.Березанская, 2019 г.

2. Склярова Т.В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т.В.Склярова, Н.В.Носкова; под общей редакцией Т.В.Скляровой. Москва: Издательство Юрайт , 2022г.

3. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.В. Шаповаленко, 2019 г.

4.Бухарова, И.С. Психология. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / И.С. Бухарова, М.В. Бывшева , Е.А.Царегородцева, 2020г.

5. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016г.