Файл: Самостоятельная работа Обучающийся Копейка Светлана Владимировна Преподаватель Александрова Марина Олеговна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

Программа среднего профессионального образования

44.02.01. Дошкольное образование

Дисциплина: Психология

Самостоятельная работа № 6.2.

Выполнила:

Обучающийся: Копейка Светлана Владимировна

Преподаватель: Александрова Марина Олеговна

Пермь-2022г.

Задание 1. Проведите процедуру социометрии (на примере ученического класса) с написанием вывода-заключения по ролевым позициям её членов.

Вариант социометрии для дошкольников (пример)

 

"Два домика".

 Перед ребенком кладется лист бумаги, с нарисованными домиками. Один красивый, красный, другой неказистый черный. Взрослый говорит ребенку: "Перед тобой два домика. Один красивый светлый уютный. В нем полно игрушек. Другой некрасивый черный. В нем темно и скучно. Кого из знакомых тебе детей ты поместишь в красный домик? Кого в черный?"

Ребенку предлагается сделать три отрицательных и три положительных выбора. Не больше. Но взрослый не настаивает, если по каким-то причинам, ребенок не хочет никого селить в один из домиков.

Обработка социометрии

 Метод социометрии предполагает достаточно простую обработку результатов. Каждый выбор ребенка фиксируется взрослым на листе бумаги и потом вносится в специальную таблицу. Верхняя строка и первый левый столбец - списки детей. Внутри таблицы выборы детей. Как правило, красным отмечаются положительные выборы, синим - отрицательные. Внизу сводятся данные - средние показатели выборов.

На основании таблицы взрослый делает вывод о статусе каждого ребенка в детском коллективе.

 

·       "Лидеры" - дети, имеющие большую часть положительных выборов.

·       "Принимаемые"- с достаточно большим количеством положительных выборов, по сравнению с отрицательными.

·       "Игнорируемые" результат выбора которых равен нулю.

·       "Отвергаемые" - дети, у которых большое количество отрицательных выборов, по сравнению с положительными.


·       "Изгои" - дети с большим количеством отрицательных выборов.

 Стоит так же учитывать, что кто-то из детей может быть на «больничном», или недавно выйти с «больничного». Тогда неудивителен тот факт, что они могут попасть в категорию "игнорируемые", поскольку одногруппники могли о них просто забыть.

Также надо обращать внимание, как комментирует ребенок каждый свой выбор. Он может выбрать сверстника не за какие-то волевые качества, а, например, за то, что он его вчера угостил конфетой.

Ответ:

Кто выбирает

Кого выбирают

Количество отданных выборов

Аксёнов

Бурая

Ветлова

Фокина

Пак

Шургая

Тарасов

+

-

Всего

Аксёнов




0

0

-

0

+

-

1

2

3

Бурая

0




+

+

+

0

-

3

1

4

Ветлова

+

-




0

0

-

-

1

3

4

Фокина

0

+

+




+

0

0

3

0

3

Пак

-

+

+

+




+

-

4

2

6

Шургая

0

0

-

0

+




-

1

2

3

Тарасов

0

0

0

0

0

-




0

1

1


Результаты социометрического исследования детского коллектива.

На основании таблицы сделала вывод о статусе каждого ребёнка в коллективе:

Лидеры – 1 ребёнок;

принимаемые – 5 человек;

игнорируемые – 1 человек.

По результатам исследования составлю план работы с детьми.

Задание 2. Составьте рекомендации для родителей по воспитанию ребенка, чьи дети оказались в аутсайдерах по результатам социометрии.

Ответ:

Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом, не участвует в принятии

решении либо привлекается к участию  наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.

Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих.
Памятка для родителей

Если ваш ребенок аутсайдер, то он:

-не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

-не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

-одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;

-по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство желудка или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

-задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

-у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;


-выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

-выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

-приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

-выбирает нестандартную дорогу в школу.

Как помочь ребенку – аутсайдеру.
1). Оказать ребенку эмоциональную поддержку.

 2). Разобраться в причинах происходящего.

 3). Укрепить и развить в ребенке навыки и качества, необходимые для того, чтобы он мог справиться с ситуацией:

 - Помочь ребенку увидеть, какое его поведение приводит к социальной изоляции;

 - Помочь ребенку понять причины отвергающего поведения других детей.
 Как ребенку не стать аутсайдером.
5 вещей, которые должен уметь ребенок, чтобы успешно адаптироваться в коллективе:

 1. Вступать в общение и поддерживать его. Обращаться к другим детям, задавать вопросы, поддерживать разговор,

 2. Организовывать совместное времяпровождение: вместе играть, проявлять юмор, выступать с инициативой и поддерживать чужую инициативу

 3. Управлять выражением своих чувств: не подавлять их, но подбирать хорошие способы для выражения себя. Конструктивно выражать агрессию,  реагируя сообразно ситуации.

 4. Замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические  (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.

 5. Ощущать и поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми,  быть эмоционально включенным в общение, выражать свои чувства и разделять чувства других.

Список использованной литературы.
1. Нуркова В.В. Общая психология : учебник для среднего профессионального образования / В.В.Нуркова , Н.Б.Березанская, 2019 г.

2. Склярова Т.В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т.В.Склярова, Н.В.Носкова; под общей редакцией Т.В.Скляровой. Москва: Издательство Юрайт , 2022г.


3. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.В. Шаповаленко, 2019 г.

4.Бухарова, И.С. Психология. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / И.С. Бухарова, М.В. Бывшева , Е.А.Царегородцева, 2020г.

5. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016г.