Файл: Вопросы по Анатомии Строение животной клетки, основные органоиды и их функции. Строение клетки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обладающих своей качественной спецификой, существуют не как нечто самостоятельное, изолированное, а является лишь частью или стороной единого целого сознания.

Сон — физиологическое состояние, которое характеризуется прежде всего потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром.

Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Треть жизни человека проходит в состоянии периодически наступающего сна.

53. Эмоционально-вегетативная психика. Понятие о лимбической системе и стрессе
Лимбическая система - образование находящееся внутри сильвиевой борозды,в глубине сильвиевой борозды находится 5 доля больших полушарий-островок.

Он является центром лимбической системы.

Лимбическая система отвечает за эмоции .Чаще всего она имеет фазный характер.

Система осуществляется адаптационно-трофическим влиянием на кору больших полушарий.

Эмоции->стресс->влияние на кору больших полушарий->лимбическая система.
54. Кожа, строение, функции, придатки кожи
Кожа покрывает почти всю поверхность тела человека и является одним из самых крупных органов. Ее общая поверхность у взрослого 1,5—2 м2, масса составляет 4—6 % массы тела, объем около 1/6, 1/7 части всего тела, рН кожи составляет 5—7,5. Эпидермис имеет отчетливо кислую активную реакцию, дерма и подкожная клетчатка — нейтральную и слабощелочную. Кислая активная реакция эпидермиса имеет защитное значение, так как она неблагоприятна для развития микробов. Активная реакция кожи в разных ее участках различна, наиболее кислая активная реакция на эпидермисе головы, наиболее щелочная — на эпидермисе подмышечных впадин и паховых складок.

Кожа выполняет много важнейших функций:

1. Образует покров тела и защищает подлежащие ткани от повреждения. Здоровая кожа непроницаема для микроорганизмов, растворенных ядовитых и вредных веществ. Роговой слой значительно ослабляет давление, трение и удары. На участках тела, которые многократно механически раздражаются, роговой слой становится толще, и появляются мозоли.

2. Осуществляет обмен веществ между внешней и внутренней средой. Особенно велика роль кожи в водно-солевом обмене. В коже содержится 6—8 % всей воды тела и до 1 % минеральных веществ. В сутки через кожу выделяются около 500 мл воды, то есть 1 % всего ее количества в организме, растворенные в ней соли и конечные продукты азотистого обмена. По содержанию воды кожа занимает второе место после мышц. В коже взрослого человека содержится 6—8 % всей воды тела, что составляет без подкожной клетчатки у взрослого человека 62—71 % от ее веса.


3. Теплоотдача и поддержание постоянства температуры тела. Около 82 % всех тепловых потерь организма происходит через кожу. При нарушении теплоотдачи может возникнуть перегревание и тепловой удар. Поддержание температуры тела осуществляется путем регуляции просвета сосудов в зависимости от температуры внешней среды.

4. Благодаря обильной иннервации, т. е. наличия разнообразных рецепторных нервных окончаний, кожа представляет собой рецепторное поле, обеспечивающее связь с внешней средой. В коже располагаются терморецепторы, механорецепторы, ноцицепторы. Первые воспринимают изменение температуры, вторые — прикосновения к коже, третьи — болевые раздражения. Тела чувствительных нейронов, по дендритам которых распространяются импульсы от таких рецепторов, залегают в спинно-мозговых узлах и чувствительных узлах черепных нервов.

5. Кожа является носителем вторичных половых признаков: оволосение кожи, степень развития молочных желез; распределение и толщина подкожной жировой клетчатки у мужчин и женщин различны

Кожа состоит из трех слоев:

- наружного — эпителиального, или эпидермиса, происходящего из эктодермы

- соединительно-тканного, или дермы, происходящего из мезодермы (рис. 22).

Под дермой находится гиподерма, соединенная с подлежащими тканями глубокими фасциями и в ряде мест превращающаяся в подкожную жировую клетчатку.

Производными кожи являются волосы, которыми покрыта почти вся кожа. Исключения составляют ладони, подошвы, переходная часть губ, головка полового члена, малые половые губы. Наибольшее число волос находится на голове. Волосы обеспечивают дополнительную защиту кожи в самых уязвимых местах. Характер оволосения зависит от пола, возраста и относится к вторичным половым признакам. В период полового созревания начинается усиленный рост волос в подмышечных впадинах, на лобке, у мужчин — на лице, конечностях, груди, животе.

Различают три типа волос:

- длинные (волосы головы, лобка, бороды, усов),

- щетинистые (волосы бровей и ресниц),

- пушковые — на остальной поверхности тела.
55. Речь внутренняя и внешняя.
Внутренняя речь - это использование языка вне процесса реальной коммуникации.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

- внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная произнесения звуков;


- внутреннее моделирование внешнего речевого высказывания;

- внутренняя речь как механизм и средство умственной деятельности.

Основными характеристиками внутренней речи являются: 

- ситуативность;

- беззвучность;

- предназначенность для себя;

- свернутость;

- насыщенность субъективным содержанием.

Внутренняя речь непосредственно не служит целям общения, тем не менее она социальна по:

- происхождению (генетически) - является производной формой от внешней речи;

- содержанию - обычно внутренне направлена на других людей, если не на реального, то на возможного слушателя.

Внешняя речь — это речь, материально оформленная в звуках или графически, обращённая к собеседнику или аудитории. Эта речь с помощью ее внешне воспринимаемых признаков может передаваться другим людям, и эти люди могут ее воспринимать и понимать. 

Она имеет отчётливую языковую структуру, осуществляясь в форме слов и предложений, хотя в разных ситуациях общения степень её синтаксической оформленное может быть разной.

Переход от внутренней речи к внешней (т.е. от мысли — к речи на ту же тему) нередко ощущается как затруднённость речевого оформления, казалось бы, ясной мысли.

Виды внешней речи:

Устная речь – включена в общение между людьми посредством произношения слов вслух с одной стороны и восприятия их на слух с другой стороны. Основным исходной формой устной речи является речь, протекающая в форме разговора.

Такую речь называют разговорной, или диалогической, или диалогом.

а) Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником

Другую форму речи представляет собой речь, произносимая только одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. 

б) Монолог – развернутая, подготовленная и завершенная речь одного человека в течении длительного времени, излагающего свои мысли. Она требует от говорящего умения связно, последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями, т.е. он
должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией.
56. Центральный и периферический речевой аппарат. Речевые центры и их взаимодействия.
Периферический аппарат (исполнительный) включает три отдела: дыхательный, голосовой, артикуляционный. Его основная функция – воспроизводящая.

Дыхательный отдел состоит из грудной клетки и легких. Речевая деятельность тесно связана с дыхательной функцией. Речь осуществляется на фазе выдоха. Воздушная струя выполняет как голосообразующую, так и артикуляционную функцию. В момент речи выдох длиннее вдоха, т. к. именно на выдохе происходит процесс говорения. В момент речи дыхательных движений человек совершает меньше, чем при обычном физиологическом дыхании. Вдох во время речи становится короче и глубже. Выдох в момент произнесения фразы осуществляется при участии дыхательных мышц брюшной стенки и межреберных мышц. Благодаря этому появляется глубина и длительность выдоха, а из-за этого образуется сильная воздушная струя, которая необходима для звукопроизношения.

Голосовой аппарат включает гортань и голосовые складки.

Гортань – это трубка, которая состоит из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, а снизу в трахею. На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он служит клапаном при глотательных движениях. Надгортанник опускается и предотвращает попадание пищи и слюны в гортань.

Гортань мала и растете в разные периоды не равномерно: заметно растет 5-7 лет, 12-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков. У девочек увеличивается на одну треть, у мальчиков на две трети, у мальчиков обозначается – кадык.

У детей раннего возраста гортань воронкообразной формы, с возрастом она приобретает цилиндрическую форму, как у взрослых. Голосовые связки практически застилают гортань, оставляя небольшой просвет - голосовую щель. При обычном дыхании, щель приобретает форму равнобедренного треугольника. При фонации голосовые связки смыкаются. Струя выдыхаемого воздуха несколько раздвигает их.

В силу своей упругости голосовые связки принимают свое первоначальное положение, продолжающееся давление снова раздвигает голосовые связки. Этот механизм продолжается пока происходит фонация. Этот процесс называется колебанием голосовых связок. Колебание голосовых связок происходит в поперечном направлении, т. е. кнутри и кнаружи. При шепоте голосовые связки практически полностью смыкаются, лишь в задней части остается щель, через которую проходит воздух при вдохе.


Артикуляционный отдел сформирован органами артикуляции: языком, губами, челюстями, твердым и мягким небом, альвеолами (см. Профиль органов артикуляции).

Из перечисленных органов артикуляции язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо являются подвижными органами артикуляции, а все остальные – не подвижные.

Язык – участвует в образовании всех, кроме губных. Органы артикуляции при приближении друг к другу образуют щели или смычки. В результате таких сближений произносятся фонемы.

Громкость и отчетливость речи образуется благодаря резонаторам. Резонаторы располагаются в надставной трубе. Надставная труба образована глоткой, ротовой и носовой полостью. Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме: ротовая полость расширена, глотка сужена, глотка расширена, ротовая полость сужена. Эти изменения создают явление резонанса. Изменение надставной трубе ведет к изменению громкости и отчетливости звука.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. А при включении тонового вибратора образуются звонкие и сонорные звуки.

Носовая полость участвует в образовании звуков: м, н, м`, н`.

Необходимо подчеркнуть, что первый отдел периферического речевого аппарата (дыхательный) служит для подачи воздуха, второй отдел (голосовой) служит для образования голоса и третий (артикуляционный) - для создания явления резонанса, которое обеспечивает громкость и отчетливость звуков нашей речи.

Контроль над исполнением команд и работой речедвигательного анализатора осуществляется через кинестетические ощущения и с помощью слухового восприятия. Кинестетический контроль предупреждает ошибку и привносит поправку до момента произнесения звука. Слуховой контроль реализуется в момент звучание звука. Благодаря слуховому контролю человек может исправить ошибку в речи, исправить ее и произнести слово или речевое высказывание правильно.

Центральный отдел представлен речевыми зонами на уровне коры головного мозга.

В 1873 году Вернике описывает нарушение понимания речи при поражении задних отделов верхней и средней височных извилин. Данная область определяется как сенсорный центр речи, отвечающий за распознавание звуков родной речи на слух и понимание речи.

57. Память, виды памяти. Отделы мозга, отвечающие за память. Возрастные особенности.
Временная нервная связь, лежащая в основе образования условного рефлекса,- это лишь частный случай хранения информации или памяти. Память обеспечивает запечатление связей событий окружающего мира, что позволяет накапливать жизненный опыт.