ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая атмосфера Швеции очень ценится работодателями и специалистами в области менеджмента во всем мире. Она характеризуется уважением, пониманием, духом сотрудничества и желанием идти на компромиссы.
Шведы работают в неформальной обстановке в атмосфере сотрудничества небольшими командами, в которых очень ценится личная ответственность каждого и как должное принимается уважение личных и профессиональных качеств всех членов команды. Социальный статус или звания мало значат в шведской деловой среде.
Отличительными чертами скандинавского стиля менеджмента являются равенство и близость между менеджерами и рядовыми сотрудниками, неофициальные взаимоотношения, открытое и непринужденное общение, целью которого является управление через понимание и чуткое восприятие.
Шведский стиль менеджмента отличается меньшей по сравнению с другими культурами иерархичностью:
- неформальность в отношениях,
- незначительная разница в статусе менеджеров и работников,
- нестрогое и неформальное планирование организационной структуры.
По соотношению мужественности и женственности Швеция демонстрирует самый низкий показатель. Для сравнения аналогичный показатель Франции составляет 43, Италии - 70. а Японии - 95. Шведы ценят «женственные» ценности. Например, отпуск по уходу за детьми до 6 месяцев может предоставляться отцам.
Даже в крупных шведских компаниях контроль выглядит неформальным и неявным. Организация контроля базируется на качественных показателях, которые дополняют и иногда заменяют количественные оценки. В целом шведы не склонны рассматривать контроль в менеджменте подходящей управленческой практикой. Когда менеджеры пытаются контролировать работников, которые по сути не приемлют каких-либо форм строгого контроля, то вряд ли можно говорить об эффективном стиле управления.
«Закон согласованного решения» предписывает следующее:
- все важные решения обсуждаются с представителями работников и сотрудников и согласуются с профсоюзами;
- все стороны, вовлеченные в процесс принятия решения, должны быть проконсультированы;
- все нюансы и дополнения по принимаемому решению должны открыто обсуждаться прежде, чем быть окончательно утвержденными;
- работники должны быть проинформированы о принятом решении.
Процесс принятия решений, осуществляемый путем переговоров и взаимного приспособления, занимает относительно много времени. В шведских компаниях достижение консенсуса играет решающую роль при принятии решений.
Моран отмечает следующие слабости шведов в ведении дела:
- Они избегают конфликтоʙ или поддержки одной из конфликтующих сторон.
- Опасаются конфронтации.
- Полагаются на инициативу группы.
- Стараются избегать конкуренции внутри своей компании.
Коучинг позволяет каждому ощутить себя членом команды, побуждая их к кооперации, делает их информированными и заинтересованными в личном совершенствовании. Коучинг призван повысить эффективность работы подчиненного за счет самостоятельного решения им проблем, препятствующих достижению цели, и увеличения его мотивированности на достижение результата.
Шведский стиль менеджмента можно свести к двум наиболее важным элементам
Делегирование
Коучинг
Делегирование предполагает наделение полномочиями и ответственностью людей, которые работают на вас, принятие решений совместно с ними и поощрение их инициативы.
Lagom. Шведы не одобряют ни экстравагантности, ни излишества. Именно поэтому в их словаре присутствует слово «lagom», которое означает «в меру», «достаточно». Все, что угодно, может быть «lagom» (и фактически должно быть). Там, где американец будет захлебываться от восторга или же негодовать, у шведа все будет «lagom bra» (все исключительно по делу и никакой суеты по ненужным поводам). Слово «bra» означает «хорошо», «хороший».
Слово «lagom» стало в настоящее время символом (и даже синонимом) шведской умеренности. Это понятие пронизывает всю шведскую жизнь и помогает шведам сглаживать все острые углы. В экономической сфере умеренность помогла шведам найти средний путь между стремлением к экономическому росту и гуманизмом, между капитализмом и социализмом.
В социальной сфере тоже царит граничащая с конформизмом умеренность, которая препятствует проявлениям всякого индивидуального превосходства, при этом lagom сглаживает контрасты между вызывающим богатством и бедностью, делая шведов спокойными и довольными как собой, так и друг другом. Умеренность и сдержанность являются характерными чертами шведской деловой культуры.
Однако lagom означает не только умеренность, оно используется и для выражения похвалы. Если швед говорит о чем-либо «lagom god», «lagom skaplig» («достаточно хороший», «вполне сносный»), то на самом деле это значит, что он полагает данный предмет просто превосходным и замечательным.
Шведы твердо и искренне убеждены в том, что их страна и люди в ней достаточно (lagom) хороши во всех отношениях. Это касается как их образования и изобретательности, так и качества продукции и жизни, производительности труда и промышленности, личной и общественной безопасности. Это укорененное чувство национальной непобедимости и неуязвимости уходит своими корнями в Средневековье.
Многие шведские компании из-за относительно небольшого внутреннего рынка открывают подразделения и филиалы в других странах. Считается, что по количеству крупных компаний на душу населения, имеющих свои подразделения и филиалы за рубежом, шведы не имеют себе равных в мире. Немало шведских компаний являются мировыми лидерами в ряде отраслей.
Шведов считают настоящими «глобалистами». В 1997 г. Джек Вэлч (Jack Welch), бывший глава General Electric, отмечал: «Мы стараемся нанимать более «глобальных людей». Есть люди, которые более комфортно чувствуют себя в глобальной среде. Это - голландцы, шведы. Шведы - глобальные путешественники. Фунт за фунтом Швеция становится обладающей более подготовленными менеджерами, чем любая другая страна
Главными факторами, определяющими успех ᴛᴏʙара на шведском рынке, являются цена, качество, срок поставки и наличие послепродажного обслуживания. Важно понимать - для шведского ᴨᴏᴛребителя (частного и коммерческого) такой показатель, как полная стоимость владения (приобретения + эксплуатации) имеет большее значение, чем продажная цена как таковая.
Прежде чем вступить в деловые отношения с иностранным поставщиком, шведские предприниматели попросят предоставить информацию (а кроме того, могут заняться самостоятельным сбором ее) о производственных мощностях, системе контроля качества и охраны окружающей среды, возможностях НИОКР и финансовом положении первого.
Иностранная компания не должна пренебрегать возможностями проведения аналогичного исследования в отношении своего шведского контрагента. Новому предприятию будет нелегко обосноваться на рынке и, главное, найти первого шведского контрагента. Шведы высоко ценят честность и откровенность в деловых отношениях, поэтому приукрашивание положения предприятия может очень тяжело сказаться на его деятельности в будущем.
Шведские компании предпочитают поддерживать традиционные многолетние деловые связи с иностранными поставщиками. Компании, заключающей первый договор с шведским контрагентом, следует иметь в виду, что другого шанса у нее не будет и что она должна сделать все, зависящее о нее, чтобы добросовестно выполнить свои обязательства.
В деловом предложении, направляемом шведскому предпринимателю, следует сразу указывать все существенные моменты:
- Товар. Его следует описать как можно полнее, рекомендуется приложить фотографии и брошюры (при их отсутствии ‒ образцы при наличии соответствующей договоренности с контрагентом). Лучше подробно описать несколько ᴛᴏʙаров, чем предложить множество ᴛᴏʙаров без должной информации о каждом из них.
- Цена. Желательно указывать цену в евро, долларах США или шведских кронах в главном порту Швеции или в европейском порту.
- Условия оплаты. Стоит отменить, что традиционно, оплата производится в течение 30 или 90 дней после поставки.
- Количество. При определении минимальной партии не следует забывать, что шведский рынок невелик.
- Качество. Шведские импортеры уделяют особое внимание проверке соответствия качества поставленной продукции качеству образцов.
- Наличие. Импортеру необходимо знать объемы производства и наличие гоᴛᴏʙой продукции.
- Реквизиты. Необходимо сообщить информацию о банковском счете, членстве в различных организациях предпринимателей, раʜее заключенных экспортных сделках
Итак, одна из самых ярких особенностей шведской модели управления – это особая корпоративная культура, опирающаяся на гуманизм и ресурсосбережение. Исследования приводят к выводу о бесплодности попыток поисков стандартизированных моделей успешного менеджмента. Практика импортирования управленческих технологий и стилей менеджмента из США или Японии должна предостеречь от некритического восприятия шведского стиля управления. Имитация стилей управления, имеющих различное культурное происхождение, малопродуктивна