Файл: Ответы Юриспруденция понятие и система. Место юриспруденции в системе гуманитарных наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 2008

Скачиваний: 98

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.

Виды деформаций правосознания:

1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;

2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;

3. правовой инфантилизм — недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;

4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;

5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.


  1. Правотворчество: понятие, виды, принципы и стадии.


Нормы права создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Исходя из этого, в юридической науке выработано два близких, но не тождественных по содержанию понятия – формирование права (правообразование) и правотворчество. Правотворчество представляет собой последнюю стадию правообразования, направленную на формальное закрепление государственной воли общества в юридических актах.

Таким образом, правотворчество можно определить, как осуществляемую в особом порядке государственно-властную, управленческую деятельность компетентных органов, направленную на разработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.


В этой связи правотворчество выполняет следующие функции:

– функцию обновления нормативного материала;

– функцию восполнения пробелов в праве;

– функцию упорядочения, систематизации нормативных актов.

К принципам относится:

- научность (изучение соц-экон, полит ситуаций)

- профессионализм (занимаются данной деятельностью компетентные лица)

- законность (деятельность осуществляется в рамках и на основании Конституции и иных законов)

- демократизм (характеризует степень участия граждан в данном процессе)

- гласность (открытость правотворческого процесса)

-оперативность (своевременное издание нормативных актов)

Виды правотворчества:

- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)

- правотворчество госуд. органов (парламент, правительство)

- правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)

- правотворчество органов местного самоуправления

- локальное правотворчество (предприятия)

- правотворчество общественных организаций (профсоюзы)

В зависимости от значимости правотворчество разделяют на:

- законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента)

-делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента)

-подзаконное правотворчество (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).

Стадии правотворчества:

1) законодательная инициатива – предоставленное определенному кругу субъектов право на внесение законопроектов в законодательный орган власти. Данному праву корреспондирует обязанность парламента рассмотреть предложенный законопроект. Конституция РФ наделила правом законодательной инициативы следующих субъектов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ. Приведенный перечень может ограничиваться в зависимости от вида вносимого законопроекта. Так, ст. 134 Конституции РФ ограничивает круг субъектов, которые вправе вносить законодательные предложения о поправках в Конституцию РФ;

2) обсуждение законопроекта – проходит на заседании законодательного органа в несколько чтений. Данная стадия начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект на рассмотрение. Стадия обсуждения необходима, во-первых, для обеспечения баланса интересов при принятии законопроекта. В обсуждении принимают участие представители всех парламентских фракций, и в ходе дискуссии могут быть представлены и оценены различные позиции, аргументы, преимущества и недостатки законопроекта.


3) принятие закона – происходит посредством голосования, которое в зависимости от вида принимаемого закона предполагает наличие простого большинства либо квалифицированного. Принятие закона – главная стадия законодательного процесса, которую, в свою очередь, можно разделить на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос. Федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

б) одобрение закона Советом Федерации. Конституция РФ закрепляет, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Для принятия федерального конституционного закона необходимо квалифицированное большинство (не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации);

в) подписание закона Президентом РФ. Глава государства в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его. Его подпись считается своеобразной санкцией на вступление закона в силу. При несогласии Президента РФ с отдельными положениями или законом в целом он вправе наложить на него вето и направить для повторного рассмотрения в парламент. Законодательный орган власти в этом случае либо вносит предлагаемые главой государства поправки в закон, либо преодолевает вето квалифицированным большинством голосов. В последнем случае Президент РФ обязан подписать закон в редакции, предлагаемой парламентом;

4) опубликование закона – данная стадия необходима для информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу. При этом опубликование следует отличать от обнародования, которое шире по своему содержанию, поскольку означает доведение закона до общего сведения средствами массовой информации.



  1. Норма права: понятие и структура. Классификация норм права.


Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкционированное) гос.-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью государственного принуждения.


Структура нормы права это внутреннее строение правовой нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов (гипотеза, диспозиция, санкция).

Гипотеза - это часть правовой нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется сама норма.

Виды гипотез:

1. По основанию оценки обстоятельств: положительные и отрицательные.

2. По количеству указанных жизненных обстоятельств: простые, и альтернативные.

3. По характеру содержания: общие или конкретные

Диспозиция - это само правило поведения, которому должны или могут следовать участники правовых отношений. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы.

Виды диспозиций:

1. В зависимости от того, как излагается правило поведения:

- простая - указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывая его. Например: п.1. ст. 269 ГК РФ «Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...».

- описательная - указывает и перечисляет все существенные признаки поведения. Например: ст. 249 ГК РФ «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению».

- отсылочная – отправляет к иной норме права, называя ее.

- бланкетная – отправляет к иной норме права, не называя ее, а лишь указывая характер применимого правила поведении, отрасли применяемого права.

2. По степени определенности: - абсолютно-определенная, относительно-определенная

3. По юридической направленности:

- представительно-обязывающая, содержат двухсторонние правила поведения,

- обязывающая, указывает вид и меру поведения обязанного лица, - управомочивающая,

- рекомендательная,

- запрещающая

Санкция - часть правовой нормы, указывающей на последствие, наступающее в результате нарушения диспозиции. Выделяют также положительные санкции, т.е. последствие за целесообразное либо желаемое поведение.

Виды санкций:

1. По характеру неблагоприятных последствий: - штрафные или карательные, - меры предупредительного воздействия, - правовосстановительные санкции.


2. По объему и размеру неблагоприятных последствий:

- абсолютно-определенные - размер неблагоприятных последствий точно указан. Например: ст. 137 КоАП «Изготовление и использование радио передающих устройств без разрешения, влечет наложение штрафа в размере 50 рублей с полной конфискацией используемой радиоаппаратурой».

- относительно-определенные – определено только верхняя или нижняя граница санкции (п.1. ст.161 УК РФ)

- альтернативные - санкция где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.
- кумулятивные - наряду с основным видом наказания предусматривает обязательное, либо факультативное применение одного или сразу нескольких дополнительных видов наказаний (например, ст. 155 УК РФ).

Нормы права классифицируются:

1) по функциям в механизме правового регулирования:

а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий;

б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей;

2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности):

а) нормы гражданского права;

б) нормы уголовного права;

в) нормы административного права и т. д.;

3) по методу правового регулирования:

а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения;

б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву);

в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться;

г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия;

4) по функциональной направленности:

а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным отношениям;

5) по форме выражения предписания:

а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий;

б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия;