Файл: Занятие Тема Педагогика как наука. Система педагогических наук Ключевые вопросы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие
Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук
Ключевые вопросы:
-
Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками. -
Система педагогических наук. -
Педагогические течения. -
Методологические и теоретические основы педагогики. Методы педагогических исследований. Системный подход к изучению педагогических процессов
-
Выпишите несколько определений разных авторов учебников понятия «педагогика» (не менее трех)
1. Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения. (Лихачев Б.Т.)
2. Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. (Крившенко Л.П. Вайндорф-Сысоева М. Е.)
3. Педагогика — выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических, методических и закономерностей идей по вопросам воспитания, отражающих объективные основы его осуществления и имеющих всеобщий характер для всех стран и народов. (Харламов И. Ф.)
-
Сопоставьте их общие и отличительные черты.
Общее в определениях: Педагогика – это, прежде всего, наука, включающая в себя некие сложившиеся закономерности и влияющая на младшее поколение.
Отличия: Педагогика имеет глобальный характер, присутствует в каждой стране и народе, влияет на развитие воспитательных общественных отношений, синтезирует в себе знания всех наук о ребенке.
-
Опишите объект и предмет педагогики
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
-
Дайте определение отраслей педагогики.
1) общая педагогика - базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания и обучения, теорию педагогического процесса, необходимость, возможности и пути его осуществления;
2) история педагогики - изучает эволюцию и современное состояние педагогических систем, целей, теории и практики; развитие педагогических учений, идей о воспитании и обучении в различные исторические эпохи;
3) частные (предметные) методики - исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах образовательных учреждений;
4) сравнительная педагогика - рассматривает закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий;
5) дидактика - теория обучения, в основном изучающая содержание и технологии, методы преподавания и учения в учебных заведениях;
6) теория воспитания - рассматривает закономерности, принципы, методы, средства и формы воспитания;
7) специальная педагогика - разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека, имеющего отклонения в физическом и (или) умственном развитии, и включает такие отрасли, как сурдопедагогика (воспитание и образование глухих и глухонемых), тифлопедагогика (образование и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогические проблемы умственно отсталых), воспитание и образование людей с расстройствами речи – область логопедии;
8) педагогика труда (профессиональная педагогика) - изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную трудовую, профессиональную сферу деятельности. Занимается проблемами
повышения квалификации и переподготовки работников, приобретения новой профессии в зрелом возрасте.
9) исправительно-трудовая педагогика - содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
10) социальная педагогика - содержит теоретические и прикладные разработки в области социального воспитания, осуществляемого как собственно в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией; исследует воспитательные силы общества и способы их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций;
11) возрастная педагогика - исследует особенности воспитания, обучения, образования человека на разных этапах его жизненного пути, в зависимости от специфики учебной (воспитательной, образовательной) деятельности внутри определенных возрастных групп;
12) коррекционная педагогика - изучает закономерности и причины отклоняющегося поведения, разрабатывает пути и способы его преодоления.