Файл: Занятие Тема Педагогика как наука. Система педагогических наук Ключевые вопросы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие

Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук
Ключевые вопросы:

  1. Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.

  2. Система педагогических наук.

  3. Педагогические течения.

  4. Методологические и теоретические основы педагогики. Методы педагогических исследований. Системный подход к изучению педагогических процессов



  1. Выпишите несколько определений разных авторов учебников понятия «педагогика» (не менее трех)


1. Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения. (Лихачев Б.Т.)

2. Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. (Крившенко Л.П. Вайндорф-Сысоева М. Е.)

3. Педагогика — выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических, методических и закономерностей идей по вопросам воспитания, отражающих объективные основы его осуществления и имеющих всеобщий характер для всех стран и народов. (Харламов И. Ф.)


  1. Сопоставьте их общие и отличительные черты.

Общее в определениях: Педагогика – это, прежде всего, наука, включающая в себя некие сложившиеся закономерности и влияющая на младшее поколение.

Отличия: Педагогика имеет глобальный характер, присутствует в каждой стране и народе, влияет на развитие воспитательных общественных отношений, синтезирует в себе знания всех наук о ребенке.


  1. Опишите объект и предмет педагогики


Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя.


Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.


  1. Дайте определение отраслей педагогики.


1) общая педагогика - базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания и обучения, теорию педагогического процесса, необходимость, возможности и пути его осуществления;
2) история педагогики - изучает эволюцию и современное состояние педагогических систем, целей, теории и практики; развитие педагогических учений, идей о воспитании и обучении в различные исторические эпохи;
3) частные (предметные) методики - исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах образовательных учреждений;
4) сравнительная педагогика - рассматривает закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий;
5) дидактика - теория обучения, в основном изучающая содержание и технологии, методы преподавания и учения в учебных заведениях;

6) теория воспитания - рассматривает закономерности, принципы, методы, средства и формы воспитания;
7) специальная педагогика - разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека, имеющего отклонения в физическом и (или) умственном развитии, и включает такие отрасли, как сурдопедагогика (воспитание и образование глухих и глухонемых), тифлопедагогика (образование и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогические проблемы умственно отсталых), воспитание и образование людей с расстройствами речи – область логопедии;
8) педагогика труда (профессиональная педагогика) - изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную трудовую, профессиональную сферу деятельности. Занимается проблемами

повышения квалификации и переподготовки работников, приобретения новой профессии в зрелом возрасте.
9) исправительно-трудовая педагогика - содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
10) социальная педагогика - содержит теоретические и прикладные разработки в области социального воспитания, осуществляемого как собственно в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией; исследует воспитательные силы общества и способы их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций;
11) возрастная педагогика - исследует особенности воспитания, обучения, образования человека на разных этапах его жизненного пути, в зависимости от специфики учебной (воспитательной, образовательной) деятельности внутри определенных возрастных групп;
12) коррекционная педагогика - изучает закономерности и причины отклоняющегося поведения, разрабатывает пути и способы его преодоления.