Файл: Дипломная работа половое воспитание старшеклассниц в образовательных учреждениях исполнитель студентка 953 группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Только целенаправленная работа школы и семьи будет эффективна в отношении полового воспитания ребенка. Организовать такую работу желательно путем апробации специально-разработанной программы, например, по половому воспитанию старшеклассниц.

Целями программы является: развитие способности к самоанализу и самопознание, развитие представлений о маскулинности и фемининности, включающих в себя потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и со­ответствующие этим образованиям формы поведения. В программе включены вопросы о взаимоотношениях полов, об ответственном поведении в интимно-личностных отношениях, о проблеме СПИДа и путях его профилактики, о семье как ценности человека, о компонентах здорового образа жизни.

Данная программа должна включать работу по следующим направлениям:

- развитие способности к самоанализу и самопознанию, расширение установок восприятия представителей противоположного пола и установок участников в отношении семьи и брака;

- формирование нравственных норм в сфере интимно-личностных отношений, осознание ответственности за собственное поведение;

- информирование учащихся о физической и сексуальной культуре, освещение основных проблем в понятиях любовь, секс, СПИД;

- развитие способности анализа своих увлечений, информирование о понятие СПИД, и его профилактике;

- воспитание культуры любви, полового воспитания и семейно-брачных отношений;

- воспитание уважительного отношения к институту семьи;

- развитие представлений о семье как о важнейшей общечеловеческой ценности;

- развитие нравственно-психологического компонента ЗОЖ.

И может осуществляться как самим социальным педагогом, так и совместно с другими специалистами. Программа реализуется с использованием разнообразных форм и методов работы, таких как: беседа, лекция, ролевые игры, показ, иллюстрации. Апробация разработанной программы показала ее эффективность.

Таким образом, поставленная нами в ходе исследования гипотеза – эффективность процесса полового воспитания старшеклассниц зависит от целенаправленной работы в этом направлении социального педагога, доказана, задачи решены, цель достигнута.

Продолжить рассматривать данную тему можно останавливаясь на включенности в процесс полового воспитания детей, классного руководителя, педагога-психолога.


Список литературы
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии.-1987.-№ 5. С.31-37.

2. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии.-1987.-№ 2. С.12-15.

3. Адлер А.:Воспитание детей. - Санкт - Петербург, 1998.- 203 с.

4. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии.-1991.-№ 4. С.21-25.

5. Ананьев Я.М.:Девочка, девушка, женщина. - Ростов-на-Дону, 1974.- 165 с.

6. Борисов И. Запретный плод для российской школы // Управление школой.-1998.-№ 5. С.15-18.

7. Валеология: Программа специального курса, тематический план и методические материалы для работников социокультурной сферы / Сост. Ю. Н. Дрешер.-Казань, 1998.- 112 с.

8. Тарнавский Ю. Б., Блинов Г. М. Мальчики и девочки.- М., 1972.- 132с.

9. Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья.- М.,1991.- 160 с.

10. Зверева О.Л.:Семейная педагогика и домашнее воспитание. - Санкт-Петербург, 1997.- 107 с.

11. Захарова П. Н. Растут в семье папа и мама. - М., 1978. – 98 с.

12. Захарова П. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. - 1982.-№ 1.- С.31-34.

13. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - Л., 1979.- 143 с.

14. Каган В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. - Л., 1988.- 97 с.

15. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. - Минск, 1980.- 103 с.

16. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М., 1988.- 112 с.

17. Колесов В. Е. Беседы о половом воспитании. - М., 1988.- 105 с.

18. Коломинский Я.С.Мальчики и девочки //Знание-сила.-1971.-№ 2.-С.16-20.

19. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. - М., 1975.- 89 с.

20. Кузнецова Л.Н.:Воспитание девочки.// Педагогика. -1998. - №6.-С.44 - 49.

21. Макаренко С.: Женственность мужественность: вопросы их формирования у детей и подростков.// Воспитание школьников. – 2003. - №6. С. 38 – 41.

22. Молодцова В. Секс: развращение вместо просвещения // Российская газета.- 1999.-№ 110.- С.13.

23. Мишель Кле: Психология подростка. Психосексуальное развитие. – Ростов – на – Дону, 1995.- 143 с.

24. Попов С. В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. - СПб., 1997.- 104 с.

25. Программа по курсу валеологии / Сост. Н. Полетаева // Народное образование.- 1998.-№9/10. С. 11, 19.

26. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. - М.,1990.- 96 с.

27. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития.- СПб., 1997.- 164с.



28. Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY).- М., 1998.- 134 с.

29. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России», с. 23

30. Фридман Л. Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М., 1988.- 115с.

31. Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе.- М., 1998.- 96 с.

32. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя.- М., 1985.- 97 с.

33. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции.- М., 1997.- 103 с.

Приложение 1.

Опросник для учащихся 8 – 11 классов (анонимно)

Цель: Получение информации относительно знаний учащихся в области половых отношений.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, выбирая один из вариантов ответов, или предложите свой.

1. Что Вы понимаете под словосочетанием “половые отношения”?

  • ухаживание

  • поцелуи

  • секс

  • другое ______________________________________________________

2. О половых отношениях я узнал (а) …

  • из телепередач

  • из чтения специальной литературы

  • из разговора со сверстниками

  • от родителей

  • от учителей

  • укажите другие источники _______________________________________________

3. Почему современная молодежь начинает раннюю половую жизнь?

  • из любопытства (интерес познания чего-то нового)

  • от безделья

  • случайно

  • быть как другие

  • казаться взрослее

  • под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ

  • другое ______________________________________________________

4. Считаете ли Вы, что ранняя половая жизнь может причинить вред и почему?

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, с какого возраста следует начинать половую жизнь?

  • 12 – 13 лет

  • 14 – 15 лет

  • 16 – 17 лет

  • 18 лет

  • ваше мнение _____________________________________________________________

6. Какие виды контроцептивов Вы знаете?

______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

7. Как Вы считаете, нужен ли в школе специальный курс по этой теме?

  • да, нужен

  • наверное, нужен

  • затрудняюсь ответить

  • наверное, не нужен

  • не нужен

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

8. Вступали ли Вы в половые отношения?

  • да

  • нет

Спасибо!

Приложение 2.

Результаты исследования



Вопрос

8Б класс (18 человек)

9А класс (22 человека)

10А класс (20 человек)

11Б класс (20 человек)

Итого

1.

Что Вы понимаете под словосочетанием “половые отношения”?

 

  • ухаживание

1 чел.

2 чел.

-

1 чел.

4 чел.

  • поцелуи

2 чел.

3 чел.

2 чел.

1 чел.

8 чел.

  • секс

15 чел.

13 чел.

17 чел.

17 чел.

62 чел.

  • другое:  – все сразу

-

4 чел.

1 чел.

1 чел.

6 чел.

– крепкая любовь

-

-

-

-

-

– глубокие интимные отношения

-

-

-

-

-

2.

О половых отношениях я узнал (а)…

 

  • из телепередач

4 чел.

4 чел.

4 чел.

5 чел.

17 чел.

  • из чтения спец. литературы

2 чел.

5 чел.

3 чел.

5 чел.

15 чел.

  • из разговора со сверстниками

9 чел.

6 чел.

11 чел.

6 чел.

32 чел.

  • от родителей

3 чел.

5 чел.

-

2 чел.

10 чел.

  • от учителей

-

-

1 чел.

1 чел.

2 чел.

  • другое: – отовсюду

-

2 чел.

-

1 чел.

3 чел.

– не помню

-

-

1 чел.

-

1 чел.

3.

Почему современная молодежь начинает раннюю половую жизнь?

 

  • из любопытства

4 чел.

4 чел.

3 чел.

3 чел.

14 чел.

  • от безделья

-

1 чел.

-

1 чел.

2 чел.

  • случайно

1 чел.

2 чел.

2 чел.

2 чел.

7 чел.

  • быть как другие

2 чел.

2 чел.

2 чел.

2 чел.

8 чел.

  • казаться взрослее

7 чел.

6 чел.

4 чел.

5 чел.

22 чел.

  • под воздействием

2 чел.

3 чел.

3 чел.

4 чел.

12 чел.

  • другое: – по любви

1 чел.

2 чел.

1 чел.

1 чел.

5 чел.

– отсутствие терпения

1 чел.

-

-

-

1 чел.

– это было, есть и будет

-

1 чел.

-

-

1 чел.

– хочется

-

1 чел.

2 чел.

-

3 чел.

– чтобы быть вместе

-

-

1 чел.

-

1 чел.

– раннее взросление

-

-

2 чел.

-

2 чел.

– разные причины

-

-

-

1 чел.

1 чел.

– нравственные условия общества

-

-

-

1 чел.

1 чел.

4.

Считаете ли Вы, что ранняя половая жизнь может причинить вред и почему?

 

  • да

16 чел.

18 чел.

6 чел.

11 чел.

51 чел.

  • нет

4 чел.

4 чел.

12 чел.

5 чел.

25 чел.

  • не знаю

-

-

2 чел.

2 чел.

4 чел.

5.

Как Вы считаете, с какого возраста следует начинать половую жизнь?

 

  • 12 – 13 лет

-

-

-

-

-

  • 14 – 15 лет

8 чел.

3 чел.

2 чел.

2 чел.

15 чел.

  • 16 – 17 лет

4 чел.

5 чел.

9 чел.

11 чел.

29 чел.

  • 18 лет

4 чел.

5 чел.

5 чел.

3 чел.

17 чел.

  • ваше мнение:

– сам должен понять

-

3 чел.

3 чел.

2 чел.

8 чел.

– серьезные отношения

-

2 чел.

-

2 чел.

4 чел.

– после вступления в брак

-

2 чел.

1 чел.

-

3 чел.

– 22 года и старше

1 чел.

2 чел.

-

-

3 чел.

– когда придет время

1 чел.

-

-

-

1 чел.

6.

Какие виды контроцептивов Вы знаете?

 

  • презерватив

8 чел.

9 чел.

7 чел.

6 чел.

30 чел.

  • противозачаточные

6 чел.

6 чел.

5 чел.

5 чел.

22 чел.

  • спираль

2 чел.

4 чел.

4 чел.

3 чел.

13 чел.

  • свечи

-

-

-

2 чел.

2 чел.

  • колпачки

-

-

-

2 чел.

2 чел.

  • народ. средства

-

-

2 чел.

-

2 чел.

 

  • термин не знаком

2 чел.

3 чел.

2 чел.

2 чел.

9 чел.

7.

Как Вы считаете, нужен ли в школе спец. курс по этой теме?

 

  • да, нужен

10 чел.

7 чел.

6 чел.

7 чел.

30 чел.

  • наверное, нужен

4 чел.

8 чел.

3 чел.

6 чел.

21 чел.

  • затрудняюсь ответить

4 чел.

5 чел.

1 чел.

3 чел.

13 чел.

  • наверное, не нужен

-

2 чел.

5 чел.

2 чел.

9 чел.

  • не нужен

-

-

4 чел.

2 чел.

6 чел.

– по желанию

-

-

1 чел.

-

1 чел.

8.

Вступали ли Вы в половые отношения?

 

  • да

2 чел.

-

3 чел.

5 чел.

10 чел.

 

  • нет

16 чел.

22 чел.

15 чел.

10 чел.

65 чел.

 

– не ответили

-

-

2 чел.

5 чел.

5 чел.




Приложение 3.

Конспект занятия №1.