Файл: Контрольная работа по учебной дисциплине Педагогика История развития дошкольного воспитания в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1914 г. Е.И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой "домов ребенка Монтессори. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е.И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории "свободного воспитания и "новой свободной школы". В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, "потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся".

В годы первой мировой воины Е.И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания.

Е.И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе. Е.И. Тихеева совершенно справедливо считала, что это способствует формированию личности в соответствии "с высшими законами, социальными и этическими". По ее мнению, необходима такая система, которая помогла бы воспитать "человека в лучшем значении этого слова и обеспечила бы всестороннее развитие личности человека начиная с раннего возраста. Препятствием для создания такой системы являлся, считала она, общественно-политический строй царской России, где государство и общество находились в состоянии антагонизма. Существующие же законы и предписания, не совпадающие ни с интересами личности, ни с интересами общества, ни с законами "истинного воспитания и просвещения", не способствуют тому, чтобы правительство выполняло свои обязанности по созданию научно обоснованной системы воспитания детей. Тихеева была убежденным врагом самодержавия. Единственный выход из создавшегося положения она видела в проявлении инициативы со стороны прогрессивных общественных сил России. Она считала, что общество способно справиться с задачей воспитания человека, "если оно будет на высоте понимания вопроса". Но для нее прогрессивная интеллигенция и общество были единым целым, Тихеева не видела действия противоречивых классовых сил; в этом проявилась ее ограниченность. Е.И. Тихеева отстаивала либерально-буржуазную теорию автономии общества от государства. Само общество она представляла себе надклассовой организацией.


Классовая ограниченность Тихеевой мешала ей наметить правильное решение педагогических вопросов, увидеть связь их с политическим строем. Она была сторонницей весьма умеренной педагогической реформы - пересмотра школьных программ и учебного материала, упорядочения приемов и методов обучения и т. п.; критиковала старую школу и "новую свободную школу", построенную на основе "свободного воспитания", только в педагогическом плане, не затрагивая их социальных и политических основ.

Заключение
Актуальность дошкольного образования в России имеет, и будет иметь популярность, поскольку для современного общества важна стратегия формирования системы, которая обеспечивала бы всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

В России к вопросам воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста существует неубывающий интререс, который невозможно представить вне контекста мирового педагогического процесса. История становления и развития дошкольного воспитания в России идет с Киевской Руси. В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, "народный детский сад" в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году, в том же году А.С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции. Е.И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания, в годы первой мировой воины Е.И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Л.К. Шлегер пересмотрела "фребелевский" дидактический материал, сделала основой воспитательной работы, так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях, основанным на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии.

В 60-е гг. 19 в. огромное влияние на развитие дошкольной педагогики оказал К.Д. Ушинский. Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года "Декларации по дошкольному воспитанию". Работа по созданию методических программ ведется и сейчас.



Литература
1. К.Д. Ушинский/Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. – М. «Педагогика», 2004

2. .История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003

3. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4. Дошкольная педагогика [Текст] / Под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение- 1978..

5. Князев Е. Первые детские сады России: 150-летию посвящается. Учительская газета [Текст]/ Е.Князев. - М. 2013 №39 от 24 сентября

6. Симонович А.С. Кто может быть воспитателем. Хрестоматия [Текст] / А.С. Симонович. - М.: Просвещение, 1976. - С.5-14.

7. Социально-педагогические взгляды Е.И. Тихеевой. Студопедия [Электронный ресурс]/http://studopedia.ru/1_28927_sotsialno-pedagogicheskie-vzglyadi-e-i tiheevoy.html

8. Симонович А.С. Кто может быть воспитателем. Хрестоматия [Текст] / А.С. Симонович. - М.: Просвещение, 1976. - С.5-14.