ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеристика типов неуспевающих учеников
Карточка для замдиректора
ПЕДЗАПУЩЕННЫЕ
Педзапущенные ученики обладают достаточными познавательными способностями – интеллектом, памятью, вниманием, воображением и речью. Также у них есть учебная мотивация. Однако они не владеют учебным материалом на необходимом минималь- ном уровне. Поэтому они могут стать неуспевающими, для которых нарастает объем и сложность учебного материала.
Педзапущенными могут стать:
– ученики, которых недостаточно подготовили к школьным нагрузкам – познаватель- ным и мотивационным;
– ученики из неблагополучных семей;
– ученики из образовательных систем, где не отрабатывали базовые знания и алго- ритмы работы с учебным материалом.
Как педагоги воспринимают неуспевающего. Педагоги видят, что ученик потен- циально мог бы освоить материал, но ему не хватает базовых знаний. Учителя видят способность обучаться.
Речевые маркеры: «Способный, но ленивый», «Мог бы учиться хорошо», «Запустил когда-то».
Какие трудности возникают у неуспевающего в учебном процессе:
– не может опираться на знания за прошлые годы обучения – они фрагментарные и недостаточные;
– новый материал понимает в одном темпе с классом, но допускает ошибки, когда нужно обратиться к известному материалу;
– часто не может назвать, на какие правила, законы или алгоритмы надо опираться;
– хорошо выполняет задания, когда учитель объясняет алгоритм работы;
– интеллектуальных трудностей нет – может схватывать на лету;
– мотивация сформирована;
– не хватает знаний и умений.

НИЗКООБУЧАЕМЫЕ
Основная причина неуспеваемости низкообучаемых детей в том, что им не хватает по- знавательных способностей. Для их возраста недостаточно развита одна или несколь- ко познавательных способностей – мышление, память, внимание, речь, воображение.
При этом учебная деятельность остается личностно значимой, а учебная мотивация достаточная.
К низкообучаемым также относятся соматически ослабленные ученики: с хронически- ми заболеваниями, ОВЗ, астенизированные. У таких школьников стойко низкая рабо- тоспособность. Им не хватает энергетических запасов мозга, чтобы выполнить мини- мальный объем учебных заданий.
Как педагоги воспринимают неуспевающего. Учителя видят слабости, провалы и дефициты школьника. Педагоги фиксируют более низкий темп и качество обучаемо- сти.
Речевые маркеры: «Нет способностей», «Ему не дается», «Это не для него», «Не по- нимает», «Слабенький».
Какие трудности возникают у неуспевающего в учебном процессе:
– не может осмыслить задание и самостоятельно наметить план, чтобы его выполнить;
– затрудняется, когда пытается понять учебный материал;
– с трудом осваивает научные понятия и абстрактные идеи;
– уровень и темп, которые нужны, чтобы освоить материал ниже, чем средний по классу;
– требует многократных объяснений и все равно не понимает суть;
– часто сопутствуют проблемы с памятью и вниманием – например, не запоминает материал, быстро забывает его, не может удержать внимание;
– иногда трудности возникают, если ученик не владеет связной речью.


ДЕМОТИВИРОВАННЫЕ
Школьник не реализует в учебном процессе сохранные познавательные способности, потому что утратил мотивацию к учебной деятельности. Например, ученик не старается и игнорирует учебную деятельность, показывает низкое качество работы или отлыни- вает от нее. Еще один вариант – школьник может фактически уйти из школы. Это про- является в виде прогулов или психосоматических заболеваний, которые позволяют остаться дома. Другой пример – психологическая иммиграция с урока. В таком случае ученик витает в мечтах, потихоньку занимается на занятии посторонними вещами или общается вместо учебной деятельности.
Как педагоги воспринимают неуспевающего. Учителя видят, что школьник не стремится работать, сопротивляется, проявляет пассивность и безразличие. Также ученик не реагирует на возможность исправить отметку.
Речевые маркеры: «Ничего не делает», «Лентяй», «Ему ничего не надо», «Он не пони- мает, что в школе делает».
Какие трудности возникают у неуспевающего в учебном процессе.
– не прилагает усилия, чтобы освоить учебный материал;
– не проявляет себя в процессе обучения;
– пассивен;
– отвлекается на уроке в те моменты, когда нужно усилить мыслительную активность;
– задания выполняет небрежно и поверхностно – ограничивается минимальной ра- ботой;
– пытается отсидеться на занятии или пропустить его, если это возможно;
– может быть активным в других видах деятельности – например, общаться с ровес- никами или учителями, заниматься творчеством.

ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ
Дезадаптированным ученикам не хватает познавательных способностей и учебной мотивации. Познавательная и мотивационно-волевая сферы не развиты равномерно.
Учебная деятельность сопровождается стойким неуспехом и слабыми возможностя- ми, которые не позволяют реализоваться в ней. Зачастую ученик относится к учебе стабильно негативно, и такие трудности проявляются с начальной школы. Во многих случаях школьная дезадаптированность сочетается с девиантным поведением.
Как педагоги воспринимают неуспевающего. Учителя видят масштабные раз- ноплановые трудности. Также педагоги отмечают, что стандартные приемы обучения и управления не работают.
Речевые маркеры: «Трудный», «Никогда не сможет», «С ним тяжело», «Не на что опереться», «Хулиган», «Кошмар», «Надо исключить», «Надо на второй год оставить».
Какие трудности возникают у неуспевающего в учебном процессе:
– недостаточно владеет алгоритмом работы;
– запас знаний школьника ниже минимального удовлетворительного уровня;
– отказывается осваивать новый материал;
– не умеет применять знания и умения, которыми уже владеет, чтобы решить учебные задачи;
– на уроках нуждается, чтобы учитель многократно повторял материал;
– задания выполняет на низком уровне;
– проявляет стойкий протест по отношению к учебе;
– пассивен;
– на уроке ничего не делает или занимается посторонними делами;
– нарушает дисциплину;
– демонстрирует низкую самоорганизацию и осмысленность действий в учебной деятельности.