Файл: Европейские революции xviiixix вв..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторым изменением стало развитие транспорта. Создание развитой сети железнодорожных дорог в Англии было завершено к 1850 году. Важную практическую роль железная дорога стала играть в США, Бельгии, Франции и в Германии. В тоже время одной из причин раннего железнодорожного бума в Бельгии было стремление этой страны стать независимой от старых путей сообщения (каналов), как правило, ориентированных на Нидерланды или Францию. В этой маленькой высокоразвитой стране Количество паровозов в Бельгии удвоилось, а их мощность утроилась, с 1830 и по 1838 г. с 354 (11 тыс. л. с.) до 712 (30 тыс. л. с.). К 1850 г. в маленькой, но теперь уже высокоиндустриальной стране насчитывалось около 2 300 паровозов мощностью 66 тыс. л. с., и было добыто 6 млн. тонн угля (почти в 3 раза больше, чем в 1830 г.).

В это время в Британии создавалась система каналов, во Франции было построено 2 тыс. миль каналов (1800-1847 гг.), в США были открыты также грандиозные водные пути по Эри и Огайо. Общий тоннаж перевозок по воде в западном мире увеличился более чем в 2 раза с 1800 до начала 1840-х гг. а в это время Британию и Францию уже соединяли пароходные линии (1822 г.) и по Дунаю вверх-вниз ходили пароходы. Скорость перевозок теперь занимала не месяцы и годы, а считанные дни и недели.

Во многом благодаря изобретениям на транспорте была устранена постоянная угроза всеобщего голода. Именно поэтому всеобщие кризисы, вызванные чисто бедами в сельском хозяйстве практически прекратились, что вызвало небывалый демографический подъём.

Развитие железнодорожного строительства стало первым «взлётом» континентальных европейских экономик XIX века, после которого индустриализация начала распространятся и на другие отрасли экономики, тем самым завершая промышленный переворот.

Индустрия достигает зрелости (вторая половина XIX века). Взлёт железных дорог особенно отразился на металлургии и машиностроении. Конвертер Бессемера, созданный в 1854 году, открывал возможность массового производства стали, что помогло усовершенствовать железную дорогу и развернуть по-настоящему массовое строительство новых путей сообщения. Печь с открытым очагом Сименса-Мартена (1864) показала возможность производства ещё более дешёвой и массовой стали, которая в конечном счёте должна была заменить производимое железо. Следующей отраслью стало судостроение с появлением кораблей с металлическим корпусом, которое теперь стало тесно связано с металлургией.

За немногими исключениями, главные технические изобретения первой промышленной фазы не требовали слишком передового научного знания. В самом деле, и к счастью для Англии, они были доступны практикам, обладавшим опытом и здравым смыслом, таким как Джордж Стивенсон, великий строитель железных дорог. С середины столетия ситуация уже существенно изменилась. Телеграф был тесно связан с академической наукой через людей, подобных К. Витстоуну (1801-1875) из Лондона и Вильяму Томпсону (Лорд Келвин) (1824-1907) из Глазго. Производство искусственных красителей, триумф синтеза химической массы, перешло из лабораторий на фабрику. Так же обстояло дело со взрывчатыми веществами и фотографией. По крайней мере одно из серьезных новшеств в сталелитейном производстве, «базовый» процесс Джилкриста-Томаса, не вышло из высшего образования. Как свидетельствуют романы Жюля Верна (1828- 1903), профессор стал намного более значимой фигурой в промышленном производстве, чем когда-либо прежде. Кроме того, исследовательская лаборатория стала теперь составной частью промышленного развития. В Европе она оставалась привязанной к университетам или подобным учреждениям - но в Соединенных Штатах чисто коммерческая лаборатория появилась уже вслед за телеграфными компаниями. Скоро это было с успехом сделано Томасом Эдисоном.
 Менло-парк Эдисона, вначале представлявший собой просто сарай для испытания изобретений, показал всю необходимость постоянных экспериментов, тесно связанных с производством. Первые силовые установки по выработке электроэнергии, которые появились в середине XIX века, первые электромоторы и лампа накаливания Эдисона совершили настоящую электротехническую революцию [1].

Индустриальная экономика всеобъемлюще начала использовать достижения науки и техники. Промышленное развитие стало неотъемлемой частью научно-технического прогресса. Начавшись в одной, двух отраслях промышленная революция со временем охватывает сначала соседние отрасли, а затем перекидывается и на остальные - индустрия достигает своей зрелости.

3. Модель промышленной революции в Англии. Трансформация английского общества (1750 - 1850 гг.)
Европа середины XVIII века была готова к будущему промышленному перевороту. Прогресс науки достиг уже небывалых высот. Демографический рост обеспечивал рост количества рабочих рук. Она, несомненно, обладала и достаточными капиталами, чтобы вложить их в производство. Однако первая промышленная революция произошла именно в Англии, несмотря на то, что наука здесь отставала от континентальной Европы. В это время и французская прикладная наука занимала передовые позиции, но промышленное развитие Франции шло медленнее, не смотря на то, что здесь явилось на свет много оригинальных изобретений, например ткацкий станок Жакарда (1804) - более сложный по своему устройству, чем любой изобретенный в Британии, и лучшие корабли. У немцев существовали заведения по техническому обучению, такие как Прусская горная академия, подобных которой в Британии не было, а французская революция создала уникальное замечательное заведение - Ecole Politechnique (Политехническую школу).

Причины английского переворота: одновременно экономические и социальные. Англии уже со времён славной революции 1688 - 1689 гг. удалось достичь политического равновесия и утверждения буржуазного строя. В стране были созданы предпосылки для развития капиталистического строя. В середине XVIII века Англия представляла собой самый обширный объединенный рынок в Европе, свободный от бесчисленных внутренних пошлин, которые замедляли передвижение товаров и делали и неоправданно дорогими. Обширная береговая линия со множеством бухт и капризных, но судоходных речных дельт удешевляла доставку даже самых объемных и громоздких грузов (угля, железной руды, зерна). Английская революция шла в направлении общего экономического подъема XVIII в., затронувшего весь мир. Но была бы она возможна без заметного демографического роста, наблюдавшегося в Англии XVIII в. (порядка 64%)? Рост населения происходил в ту эпоху во всем мире (не только в Европе, но и в Китае), но он был неравномерно распределен по странам: во Франции, например, он составлял порядка 35%. В результате Англия получила в свое распоряжение избыточную и дешевую рабочую силу [7].

4. Население Англии
В XVIII в. население в Англии увеличивалось, как увеличивалось оно по всей Европе и по всему миру: 5835 тыс. жителей в 1700 г., чуть больше 6 млн. - в 1730 г., 6665 тыс. - в 1760 г. Затем движение ускоряется: 8216 тыс. человек в 1790 г., 12 млн. - в 1820 г., почти 18 млн. - в 1850 г. Коэффициент смертности снизился с 33,37 до 27,1%о в 1800 г. и до 21 %о для десятилетия 1811- 1821 гг., в то время как коэффициент рождаемости достиг рекордного уровня - 37% о и даже его превзошел.

Такой рост населения показывает прямую связь между ростом промышленности и количеством населения. Всё увеличивающееся население даёт экономике всё новые и новые рабочие руки, в свою очередь экономический и технологический рост позволяет содержать растущее народонаселение.

Проблема народонаселения несомненно вызывала тревогу и споры у людей того времени. В течение всего XVIII в. было весьма распространено мнение, что народонаселение Англии все уменьшается. В 1798 году вышла книга Мальтуса «Опыт закона о народонаселении». Закон этот состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи.3 Страх обезлюдения Англии сменяется теперь страхом, что она будет перенаселена, что она будет обречена на пауперизм не столько вследствие дурного распределения богатства, сколько из-за чрезмерной многочисленности ее населения. Однако проблема недостатка продовольственных товаров при постоянно растущем населении вскоре была решена.

Проблема данной дискуссии заключалась в подсчёте населения, разные исследователи трактовали свои подсчёты лишь приблизительно. Данная проблема была решена переписью населения 1801 г., по которой Англия Уэльс имели 8873 тыс. жителей, а Соединенное королевство-14 681 тыс [5].

Экономический рост Англии в XVIII - первой половине XIX вв. отражает не только увеличение народонаселения, но напрямую с ним связанными показателями смертности и рождаемости на тысячу населения. Фернан Бродель в своей работе «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.» приводит следующие данные:

Индустриализация сыграла первую роль в росте английского населения. Все частные исследования подтверждают такое впечатление. Если рассматривать возрастную группу от 17 до 30 лет, можно констатировать, что в промышленном Ланкашире в 1800 г. состояли в браке 40% таких лиц против 19% в сельской части этого графства в это же время. Таким образом, работа в промышленности способствовала ранним бракам. То был один из ускорителей демографического прогресса. Главным достижением промышленной революции можно назвать снижение смертности, как следствия повышения уровня жизни населения, вызванного экономическим развитием. Со снижением смертности особенно в начале XIX столетия темпы роста населения ещё сильнее ускорились.

5. Взлёт английской хлопчатобумажной промышленности
Английская промышленная революция произошла в два этапа: сначала в производстве хлопчатобумажной продукции(1780-1830), а затем в металлургической промышленности. Второй этап был предопределен строительством железных дорог, что стало возможным благодаря денежным средствам, полученным в результате первой - «хлопковой» - революции.2

Хлопок перерабатывается в Европе с XII века. Но та нить, что извлекали из кип, импортированных с Леванта, оказывалась непрочной, поскольку была довольно тонкой. И значит, не употреблялась в чистом виде, а только в сочетании с льняной основой. Такую ткань называли «бумазея», которая вдобавок была ещё дорогой и к тому же непригодной к стирке. Известно, что начиная с XVII века в Европу посредством Индийских компаний ввозилось не только сырье, но и полотна, и набивные ткани Индии, чудесные, целиком хлопковые ткани умеренной стоимости, зачастую с красивой цветной набивкой, которые, в противоположность европейским, выдерживали стирку, это явилось настоящим открытием. А вскоре наступило и массированное завоевание Европы, средством которого были корабли индийских компаний и пособницей которого сделалась мода.1 В свою очередь европейские государства, пытаясь защитить собственную текстильную промышленность, вводили запреты на продажу индийских тканей. В Англии такие запреты были введены в 1700 и 1720 годах. С этих пор перед европейскими производителями стояла задача делать ткани не хуже индийских и к тому же дешевле. Таких показателей в тех условиях могло достичь лишь производство тканей при помощи машины.

Весь XVIII век создавались различные машины для текстильной промышленности. Еще в 1733 г. был изобретен летучий челнок для выделки сукна, значительно ускоривший производство тканей. Это изобретение стимулировало работу прядильщиков: в 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1764 г. Дж. Харгривс изобрел механическую прялку «Дженни», а уже в 1771 г. Р. Аркрайтом была открыта первая прядильная фабрика; машины в ней приводились в движение водяным колесом. В 1785 году был сделан последний логический шаг в механизации текстильной промышленности - использование паровой машины Уатта. Были созданы основы будущей хлопчатобумажной индустрии [8].

Известно, что главные социальные основы индустриального общества уже были заложены в Англии XVIII в., они требовали, во-первых: промышленности, которая приносила производителю такие исключительные прибыли, что он мог быстрее развивать производство, используя при необходимости разумно дешевые и простые усовершенствования, и во-вторых: мирового рынка, который был в основном монополизирован одним государством.


Английское производство в конце XVIII века было наиболее передовым и опережало главного соперника в лице Франции. Английская железоделательная промышленность благодаря внедрению пудлингования совершило революцию, как в качестве продукции, так и в количестве, тем самым единым махом вывела на первое место в мире, и притом на целое столетие. К 1780-м годам каменный уголь повсеместно вытесняет древесный, становясь тем самым основным источником энергии. Так производство каменного угля в Ньюкасле, начатое ещё в XVI веке к 1800 г. без сомнения, приближалось к 2 млн. тонн. А во всей Англии добыча достигла 10 млн. тонн, что 90% мировой добычи того времени. Именно металл и уголь стали главными союзниками пара.

Что касается сельского производства, то уникальное революционное решение Британией аграрного вопроса уже было найдено. Сравнительно много землевладельцев с коммерческим складом ума уже монополизировали землю, которая обрабатывалась фермерами-арендаторами, нанимавшими безземельных или малоземельных крестьян. Сельское хозяйство уже было готово выполнять свои три основные функции в век индустриализации: повысить производительность и увеличить объем продукции, так чтобы накормить быстро растущее несельское население; снабжать города и промышленность людьми и создать механизм накопления капитала, который будет использован в современных отраслях экономики. Значительный объем общественного наличного капитала и дорогостоящее оборудование, необходимые для того, чтобы вся экономика плавно двигалась вперед, был уже накоплен в кораблестроении, портовом оснащении, улучшении дорог и водных путей. Государство уже ожидало прибылей.2 Таким образом, Британия располагала весьма сильной экономикой.

Сильная экономика позволяла содержать сильное и агрессивное государство. В войнах 1793 - 1815 годов фактически был низвергнут основной европейский конкурент на мировом рынке - Франция. Устранение соперника и мощный торговый флот приводили к ситуации, когда мировой рынок был фактически монополизирован одним государством. Более того, Британия обладала промышленностью, прекрасно подходившей для того, чтобы первенствовать в промышленной революции при капиталистических условиях и экономических связях, которые позволяли развивать текстильную промышленность и захватывать все новые колонии.