Файл: Лекция История как наука 1 От средневековья к новому времени. Европа в конце xv xvi вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ш

Автономная некоммерческая организация высшего образования ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ




INSTITUTE OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS



Дисциплина: ИСТОРИЯ

Лекция 2. История как наука

2.1 От средневековья к новому времени. Европа в конце XV - XVI вв.

Иванов Вячеслав Николаевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ИМЭС

Вопросы, предлагаемые к рассмотрению по данной теме

1. Переходный период от средневековья к новому времени (XV-сер. XVI вв.).

















Переход к Новому времени

Средние века

Новое время

ЦЕРКОВЬ

I. Основные тенденции в развитии общества при

переходе к Новому времени

Господство

НАУКА

ЧЕЛОВЕК

Религиозное мировозрение

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ТРАДИЦИОННОЕ

ОБЩЕСТВО

процессы обновления традиционного
общества, вступающего на путь
движения к обществу современного типа
и совершенствование последнего


ПЕРЕХОД
2. Революция в духовной жизни (XVI - XVII вв.)

Учения ЦЕРКВИ подверглись сомнению

Великие географические открытия




В ходе рассмотрения предложенных вам вопросов

целесообразно обратить внимание

на уяснение

на усвоение

роли географических открытий в жизни европейских государств

характера переходного периода






Характер переходного периода от средневековья к новому времени (XVI в. - сер. XVII в.)

>

модернизация





включала

урбанизацию: деревня оттеснена на второй план индустриализацию: рост использования машин демократизацию политических структур: становления гражданского общества и правового рост знаний о природе и обществе секуляризацию знаний: отделение их от религии формирование системы представлений о предназ­начении и роли человека

как способного контролировать и изменять общество и природу









I







Изменилось отношение к государственной власти она лишилась божественного ореола попытки революционного переустройства мира Изменился тип личности

возросла ее мобильность: свобода от ограничений рамками сословия, корпорации

Рост населения

а

XVI в. - 100, в XVII в. - 115 млн. (80-90% - крестьяне)

Рост числа городов и их численности

а

Как и в период Средневековья, в начале Нового времени число городских жителей росло медленно и основная масса населения Западной Европы (9/10) по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством. J

Париж (300 тыс.), Неаполь (270 тыс. чел.)

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮ, В НОВОЕ ВРЕМЯ







1










[ А? / |

I1,







L







«Я

|уц |2|

й

Г'’1

г?




Формирование народностей и этнических групп

Рост централизованных государств

вел к складыванию английской и французской наций, процесс шел и в Испании, Германии, Италии





Географические открытия XV в. изменили отношения с другими цивилизациями












испанцы и португальцы (Колумб, Васко да Гама)

^^ткрыл^Америку,кругосветно^лавание^_

голландцы, англичане и французы

открыли Австралию, обогнули Америку, Азию

получили развитие, связанные с мореходством промыш­ленность, торговля, кредитно-финансовые отношения

сместились ведущие торговые центры

Зиз Средиземноморья - в Атлантический океан

ими стали Голландия и Англия

приток драгоценных металлов вызвал революцию цен, удорожание продуктов и сырья

появились маис, картофель, томаты, фасоль...

Встреча Европы с остальным миром имела и драматический характер

к середине XVII в. погибли цивилизации майя, ацтеков и инков, уже имевших государственность

разрушены самобытные языческие культуры



возродилась работорговля





Географические открытия дали стимул научным открытиям и изобретениям

производству: тканей, горного и литейного дел, кораблестроения (> 100 отраслей и подотраслей)

применению механизмов и элементов машин: ветряных мельниц, механического молота, станков строительству новых типов кораблей

развитию сельского хозяйства прорыву в сфере

естествознания: микроскоп, телескоп, термометр

астрономии: идея гелиоцентрического строения мира (Н. Коперник, Д. Бруно ...)





в развитии математики, физики и механики (Галилей, Торричелли, Декарт, Паскаль)


Кзмпане.изТ,

Город ((Шии

Родился я. чтоб поразить порок -
Софизмы, лицемерие, тиранство,


Я оценил Фемиды постоянство.
Мощь, Разум и Любовь - ее урок.


В откры тиях философских высший прок.
Где истина преподана без чванства, -
Бальзам от лжи тройной, от окаянства.
Под коим мир стснящий изнемог.


Т. Кампанелла

Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) - итальянский философ и писатель

I том*

С AMPAKFI I А


СГУ1ТЛ» SOU» IWjLA


Изменилось и отношение к Церкви

кризис XVI в. затронул основы учения, культ и институты римско-католической церкви

Был вызван

появлением централизованных государств

потерей Церковью монополии на образование




папа

римский

епископы
успехами в развитии науки поведением самих церковных властей


священники монахи




недовольством всех сословий


ф

обвинил католическую церковь в искажении учения

ф

призвал к возвращению к истине в вопросах веры

ф

отверг авторитет церковной иерархии

ф

провозгласил: единственный авторитет в вопросах веры - Священное Писание (Библия)

ф

потребовал устранить священников - посредников между Богом и человеком




В 1517 г. Мартин Лютер выступил с «95 тезисами»

призвал

отказаться от священников-клириков

покончить с индульгенциями

прекратить почитание мощей, паломни­чество, закрыть монастыри и пр.





Возник протестантизм

лютеранство

англиканская церковь

кальвинизм





Основатели и вожди Реформации



Швейцария



Мартин Лютер
(1483-1546)


Жан Кальвин (1509-1564)








что он хочет,

Общее для протестантских учений

Бог дает человеку не то,
упрощение культа

отрицание клира, монашества, мощей, паломничества и пр.

утверждение





Поэтому не спрашивайте,

основа богослужений

а подумайте,
спасение нельзя заслужить или купить, оно может прийти как благодать



«для чего?»
чтение Библии, проповедь, пение гимнов (псалмов)

Заключая тему, отметим

географические открытия стали стимулом научного и технического развития Европы

а в период перехода от Средневековья к Новому времени изменился весь европейский мир







Тициан Вечеллио да Кодоре

Рафаэль Санти




HI

м

1483 г. -1520 г.

ЯШ

.

Микеланджело




Леонардо да Винчи {475 г _ 1554 г

1452 г.-1519 г.

Титаны




Возрождения




Сикстинская мадонна. 1512 г. -1514 г.
главный итог модернизации: изменился сам человек, его представления о добре и зле, о подлинных ценностях личности, о Боге

Список литературы

электронная библиотека http://www.biblioclub.ru/

а) основная:

  1. Кузнецов, И.Н. История : учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 576 с. - (Учебные издания для бакалавров). - [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450757

б) дополнительная:

  1. История: для бакалавров: учебник / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - 3-е изд, перераб. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2014.­576 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=27148p||#

ЕЖЭ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ
ИСТОРИИ!


Иванов Вячеслав Николаевич Контакты: svukaz imes@imes.su