Файл: Лекция История как наука 1 От средневековья к новому времени. Европа в конце xv xvi вв.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ш | Автономная некоммерческая организация высшего образования ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ |
| INSTITUTE OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS |
Дисциплина: ИСТОРИЯ
Лекция 2. История как наука
2.1 От средневековья к новому времени. Европа в конце XV - XVI вв.
Иванов Вячеслав Николаевич
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ИМЭС
Вопросы, предлагаемые к рассмотрению по данной теме
1. Переходный период от средневековья к новому времени (XV-сер. XVI вв.).
Переход к Новому времени
Средние века
Новое время
ЦЕРКОВЬ
I. Основные тенденции в развитии общества при
переходе к Новому времени
Господство
НАУКА
ЧЕЛОВЕК
Религиозное мировозрение
МОДЕРНИЗАЦИЯ
ТРАДИЦИОННОЕ
ОБЩЕСТВО
процессы обновления традиционного
общества, вступающего на путь
движения к обществу современного типа
и совершенствование последнего
ПЕРЕХОД
2. Революция в духовной жизни (XVI - XVII вв.)
Учения ЦЕРКВИ подверглись сомнению
Великие географические открытия
В ходе рассмотрения предложенных вам вопросов
целесообразно обратить внимание
на уяснение
на усвоение
роли географических открытий в жизни европейских государств
характера переходного периода
Характер переходного периода от средневековья к новому времени (XVI в. - сер. XVII в.)
>
модернизация
►
включала
урбанизацию: деревня оттеснена на второй план индустриализацию: рост использования машин демократизацию политических структур: становления гражданского общества и правового рост знаний о природе и обществе секуляризацию знаний: отделение их от религии формирование системы представлений о предназначении и роли человека
как способного контролировать и изменять общество и природу
►
►
►I
►
►
►
Изменилось отношение к государственной власти она лишилась божественного ореола попытки революционного переустройства мира Изменился тип личности
возросла ее мобильность: свобода от ограничений рамками сословия, корпорации
Рост населения
а
XVI в. - 100, в XVII в. - 115 млн. (80-90% - крестьяне)
Рост числа городов и их численности
а
Как и в период Средневековья, в начале Нового времени число городских жителей росло медленно и основная масса населения Западной Европы (9/10) по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством. J
Париж (300 тыс.), Неаполь (270 тыс. чел.)
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮ, В НОВОЕ ВРЕМЯ
| | 1 | |
| | [ А? / | | I1, |
| | L | |
| «Я | |уц |2| | й Г'’1 г? |
Формирование народностей и этнических групп
Рост централизованных государств
вел к складыванию английской и французской наций, процесс шел и в Испании, Германии, Италии
Географические открытия XV в. изменили отношения с другими цивилизациями
►
►
►
►
►
►
испанцы и португальцы (Колумб, Васко да Гама)
^^ткрыл^Америку,кругосветно^лавание^_
голландцы, англичане и французы
открыли Австралию, обогнули Америку, Азию
получили развитие, связанные с мореходством промышленность, торговля, кредитно-финансовые отношения
сместились ведущие торговые центры
Зиз Средиземноморья - в Атлантический океан
ими стали Голландия и Англия
приток драгоценных металлов вызвал революцию цен, удорожание продуктов и сырья
появились маис, картофель, томаты, фасоль...
Встреча Европы с остальным миром имела и драматический характер
к середине XVII в. погибли цивилизации майя, ацтеков и инков, уже имевших государственность
разрушены самобытные языческие культуры
возродилась работорговля
Географические открытия дали стимул научным открытиям и изобретениям
производству: тканей, горного и литейного дел, кораблестроения (> 100 отраслей и подотраслей)
применению механизмов и элементов машин: ветряных мельниц, механического молота, станков строительству новых типов кораблей
развитию сельского хозяйства прорыву в сфере
естествознания: микроскоп, телескоп, термометр
астрономии: идея гелиоцентрического строения мира (Н. Коперник, Д. Бруно ...)
'ф
'Ф
в развитии математики, физики и механики (Галилей, Торричелли, Декарт, Паскаль)
Кзмпане.изТ,
Город ((Шии
Родился я. чтоб поразить порок -
Софизмы, лицемерие, тиранство,
Я оценил Фемиды постоянство.
Мощь, Разум и Любовь - ее урок.
В откры тиях философских высший прок.
Где истина преподана без чванства, -
Бальзам от лжи тройной, от окаянства.
Под коим мир стснящий изнемог.
Т. Кампанелла
Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) - итальянский философ и писатель
I том*
С AMPAKFI I А
СГУ1ТЛ» SOU» IWjLA
Изменилось и отношение к Церкви
кризис XVI в. затронул основы учения, культ и институты римско-католической церкви
Был вызван
появлением централизованных государств
потерей Церковью монополии на образование
папа
римский
епископы
успехами в развитии науки поведением самих церковных властей
священники монахи
недовольством всех сословий
ф | обвинил католическую церковь в искажении учения |
ф | призвал к возвращению к истине в вопросах веры |
ф | отверг авторитет церковной иерархии |
ф | провозгласил: единственный авторитет в вопросах веры - Священное Писание (Библия) |
ф | потребовал устранить священников - посредников между Богом и человеком |
В 1517 г. Мартин Лютер выступил с «95 тезисами»
призвал
отказаться от священников-клириков
покончить с индульгенциями
прекратить почитание мощей, паломничество, закрыть монастыри и пр.
Возник протестантизм
лютеранство
англиканская церковь
кальвинизм
Основатели и вожди Реформации
Швейцария
Мартин Лютер
(1483-1546)
Жан Кальвин (1509-1564)
что он хочет,
Общее для протестантских учений
Бог дает человеку не то,
упрощение культа
отрицание клира, монашества, мощей, паломничества и пр.
утверждение
Поэтому не спрашивайте,
основа богослужений
а подумайте,
спасение нельзя заслужить или купить, оно может прийти как благодать
«для чего?»
чтение Библии, проповедь, пение гимнов (псалмов)
Заключая тему, отметим
географические открытия стали стимулом научного и технического развития Европы
а в период перехода от Средневековья к Новому времени изменился весь европейский мир
| Тициан Вечеллио да Кодоре | Рафаэль Санти |
| HI м | 1483 г. -1520 г. ЯШ |
. | Микеланджело | |
Леонардо да Винчи {475 г _ 1554 г 1452 г.-1519 г. Титаны | | |
Возрождения |
Сикстинская мадонна. 1512 г. -1514 г.
главный итог модернизации: изменился сам человек, его представления о добре и зле, о подлинных ценностях личности, о Боге
Список литературы
электронная библиотека http://www.biblioclub.ru/
а) основная:
-
Кузнецов, И.Н. История : учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 576 с. - (Учебные издания для бакалавров). - [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450757
б) дополнительная:
-
История: для бакалавров: учебник / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - 3-е изд, перераб. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2014.576 с. - [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=27148p||#
ЕЖЭ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ
ИСТОРИИ!
Иванов Вячеслав Николаевич Контакты: svukaz imes@imes.su