Файл: Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №2

Предмет: Экологические основы природопользования.

Преподаватель:Чащинова Анна Вадимовна

Выполнила студентка группы №115(ДО)

Иванова Александра Дмитриевна

Задание№1

Эссе на тему:

«Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций».

С развитием современного мира, с его совершенствованием, экологические проблемы только возрастают. Загрязнение природной среды промышленным и сельским производством; потепление климата и вызванное этим повышение уровня Мирового океана; кислотные осадки; озоновые дыры; быстрые темпы снижения биологического разнообразия; вырубка лесов и потеря целых экосистем – это только малая часть всех проблем. Решение любой экологической проблемы просто невозможно без обращения к аспектам географической науки, особенно прочной является связь экологии с физической географией, которую изучают в различных образовательных организациях.

Изучение особо охраняемых природных территорий (ООПТ) помогает обучающемуся сформировать основы экологического мировоззрения. При рассмотрении территорий своего края реализуется краеведческий подход, который необходим в географии. Дети изучают свою малую родину с помощью экскурсий и походов, которые помогают узнать специфику родного края, уникальные и исчезающие объекты. Тем самым воспитывается бережное отношение, развивается познавательный интерес к природе малой Родины и страны в целом.

Согласно принятому в России в 1995 году Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», к таковым относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.

Одним из важнейших компонентов человеческого потенциала является образовательный потенциал. Предметом образовательного потенциала является значимое свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру  в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Все компоненты прослеживаются и изучаются в школеи в различных образовательных организациях на урочных и внеурочных формах обучения.

Наиболее распространенной формой обучения в школеи различных образовательных организациях является классно-урочная форма. Это наиболее экономичная система, она обеспечивает доступность, последовательность, прочность обучения, а преподаватель является руководителем учебно – воспитательного процесса. Она является специфической формой организации учебной работы, состоит в том, что обучающиеся одного и того же возраста распределяются по классам или группам, занятия с ними проводятся поурочно, по заранее составленному расписанию, причем все обучающиеся работают над одним и тем же материалом.

Недостатки классно – урочной формы: трудность в учете индивидуальных особенностей обучающихся, в организации индивидуальной работы; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью.

Классно – урочная система имеет следующие формы: основная форма – урок и традиционные формы – домашняя работа, экскурсии, факультативы, общественно полезный труд, внеклассная работа (кружки, конкурсы, олимпиады, выставки). Ведущей формой обучения в школе являются уроки. С тематикой ООПТ, в большей степени, знакомятся на уроках географии, но могут быть сопряжены с ней и уроки биологии, истории, литературы. Например, учитель географии может использовать свои знания об ООПТ на уроке, посвященном дельтам рек, биолог – рассказывая о перелетных птицах, учитель литературы – при описании пейзажа. Также можно провести урок или классный час, непосредственно посвященный охраняемым территориям своего района. Его удобно спланировать так, чтобы учитель задавал общую структуру (высказывал вводные замечания, актуализировал имеющиеся у школьников знания, 

связывал одно с другим, подводил итоги), а школьники в качестве иллюстраций подготовили краткие устные доклады-презентации по конкретным ООПТ.

Групповая форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой. Для этого группа распределяется на подгруппы не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии учащихся, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение, в уровнях развития. Как раз, наоборот, в каждой подгруппе должны быть учащиеся с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относяткотстающим. При подготовке к занятию, в его процессе хорошо успевающие станут помощниками педагога: будут подбадривать неуверенных, не очень умелых, помогать им советом, показом, непосредственным участием. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе  основная функция групповой формы обучения.



Коллективная форма также необходима в условиях современных образовательных организаций. Их содержанием может быть деятельность художественного характера. Например, музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства и т. п. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает к самовыражению.

Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности учащихся, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

Охраняемые природные территории современности являются важнейшими и многофункциональными экологическими учреждениями. Они делятся на множество категорий, каждая из которых выполняет важные функции. Моральный аспект существования этих территорий заключается в осознанном стремлении мирового сообщества в какой-то мере возместить ущерб, нанесенный разграблением и загрязнением природы, приостановить наступление региональных и глобального экологических кризисов. Охраняемые природные территории к тому же удовлетворяют насущную потребность людей в прямом и опосредованном контакте с относительно сохраненной природой, воспитывают гуманное и бережное отношение ко всему живому, сберегают и возрождают экологические, народные, религиозные традиции.

Эколого-географическое просвещение учащихся является необходимой частью образования. Ведь именно в различных образовательных организациях идет активный процесс формирования знаний, чувств, эмоций, способностей и интересов и, следовательно, формирование отношения к природе. Многие школьники не знают и не понимают термина «Особо охраняемые природные территории», у них нет сформированного экологического мировоззрения, поэтому необходимо улучшать методические условия на основе ООПТ для экологического просвещения.

Необходимо дальнейшее экологическое развитие и просвещение обучающихся с помощью совершенствования методических условий изучения родного края, так как, расширяя и обогащая знания о своей малой родине, пробуждается интерес, любовь и бережное отношение к природе и истории края, к памятникам культуры и истории, и к людям, живущим рядом.



Задание №2.

Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:

1. Федеральный проект «Чистая страна».

2. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

3. Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».

4. Федеральный проект «Чистый воздух».

5. Федеральный проект «Чистая вода».

6. Федеральный проект «Оздоровление Волги».

7. Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».

8. Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».

9. Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

10. Федеральный проект «Сохранение лесов».

11. Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».

Показатели, представляемые в рамках национального  проекта «Экология», на достижение которых он направлен и краткая характеристика глобальной экологической проблемы, на решение которой направлен федеральный проект.
Федеральный проект 
«Чистая страна».

1. Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде

1.1. Количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде

1.2. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации

2. Ликвидация несанкционированных 
свалок в границах городов

2.1. Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов

2.2. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов

Федеральный проект 
«Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами»
.

1. Обеспечено снижение экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку)

1.1. Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов

2. Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов

2.1. Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов

2.2. Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов

Федеральный проект 
«Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».

1. Создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности

1.1. Доля обезвреженных отходов в общем объеме отходом I и II классов опасности, подлежащих обезвреживанию, переданных федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности

1.2. Количество введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, нарастающим итогом

Федеральный проект 
«Чистый воздух».

1. Предприятиям созданы благоприятные нормативные, финансовые и организационные условия для модернизации производственных мощностей и процессов на основе наилучших доступных технологий с целью выполнения нормативных требований в сфере экологии

1.1. Количество выданных комплексных экологических разрешений всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на атмосферный воздух и реализующим программы повышения экологической эффективности с применением наилучших доступных технологий для снижения выбросов вкрупных промышленных центрах России, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк,Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, и Читу

1.2. Количество объектов, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух, прошедших модернизацию, в том числе и с использованием наилучших доступных технологий и/или с использованием инструментов зеленного финансирования в крупных промышленных центрах России, включаягорода Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, и Читу

2. Реализация общесистемных мер, обеспечивающих выполнение мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха

2.1. Снижение совокупного объема выбросов

3. Снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека

3.1. Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах – участниках проекта

3.2. Снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ в городах - участниках проекта

3.3. Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с сокращением объема вредных выбросов в крупных 

промышленных центрах Российской Федерации

Федеральный проект 
«Чистая вода».

1. Увеличение количества населения,улучшившего экологическиеусловия проживания вблизи водных объектов

2. Увеличение площади восстановленных водных объектов

3. Увеличение протяженности расчищенных участков русел рек

Федеральный проект 
«Оздоровление Волги».

1. Обеспечено устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы

1.1. Количество построенных, реконструированных водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги, нарастающим итогом

2 Предприятиям созданы благоприятные нормативные, финансовые и организационные условия для модернизации производственных мощностей и процессов на основе наилучших доступных технологий с целью выполнения нормативных требований в сфере экологии

2.1. Количество объектов, оказывающих негативное воздействие на реку Волга, прошедших модернизацию, в том числе и с использованием инструментов зеленого финансирования

2.2. Количество выданных комплексных экологических разрешений всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на реку Волга и реализующим программы повышения экологической эффективности с применением наилучших доступных технологий

3. Сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу

3.1. Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, нарастающим итогом

4. Сохранение и восстановление водных объектов, включая реку Волга, 
озера Байкал и Телецкое

4.1. Площадь восстановленных водных объектов Нижней Волги, нарастающим итогом

4.2. Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, нарастающим итогом

Федеральный проект 
«Сохранение озера Байкал».

1. Сохранение и восстановление биоресурсного потенциала и биологического разнообразия водных объектов Байкальской природной территории, снижение антропогенной нагрузки на экосистему озера Байкал

1.1. Охват площади Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом

2 Сохранение и восстановление водных объектов, включая реку Волга, озера Байкал и Телецкое

2.1. Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории

Федеральный проект