Файл: Задание Задание Интеллекткарта статьи автора Ю. В. Маслянка Система образования в условиях ценностносмыслового кризиса философский анализ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Задание: Интеллект-карта статьи автора Ю.В. Маслянка «Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ»
Задание 2.
Наименование типа и формы мировоззрения | Результаты самоанализа/Примеры | Возможности и трудности для личностного развития |
Обыденное | Присутствует, касается житейского опыта. Например, представления о смене дня и ночи, представления о плохом и злом, о красоте и т.д. | Этот тип мировоззрения помогает человеку ориентироваться в окружающем мире, социализироваться, выстраивать образ и стиль жизни. |
Научное | Присутствует, касается опыта, приобретенного в результате духовного и практического освоения мира. Знания о мире являются рационально обоснованными. Например, мы знаем, что вода, испаряясь, превращается в пар, имеем представления о физических, биологических законах. | Имеет практическую значимость. Благодаря научному мировоззрению мы адекватно воспринимаем действительность, выстраиваем систему представлений о мире. |
Философское | Присутствует, касается переживания своего собственного я в мире. Возникает тогда, когда человек задается вопросом о смысле бытия, поиске своего места в жизни и т.д. | Позволяет человеку определить свое место и роль в обществе, ответить на вопросы о бытии, смысле жизни, получить общие представления о мире, обществе, себе самом. |
Религиозное | Не всегда присутствует. Касается представлении о боге, происхождении мира, человека. Основана на вере в трансцендентное начало. | Помогает человеку пережить трудности, преодолеть чувство страха, найти в себе нравственные качества. Консолидирует общество. |
Художественное | Присутствует, связано с творческой самореализацией. | Развивает фантазию, помогает эмоционально пережить мир, развить память, творческие способности. |
Мифологическое | Отсутствует, является архаичной формой мировоззрения. Существует на начальном этапе развития человечества. Например, тотемизм, анимализм. Явления природы одухотворяются. | Возникает в связи с потребностью человека преодолеть господствующие над ним силы природы и объяснить их. Является конкретно-чувственной формой мировоззрения. |
Задание 3.
Задание: Сформулируйте основные этапы формирования мировоззрения, определите, какие факторы оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе.
-
Мироощущение - впечатления человека об окружающей действительности, комплекс чувств, идей. Отвечает за формирование образов. Среди факторов формирования мироощущения можно выделить социальное окружение, внешние условия. -
Мировосприятие - видение мира через комплекс субъективных ощущений и представлений. Среди факторов - собственные идеалы, усвоенный опыт. -
Миропонимание - совокупность взглядов на мир, устойчивый комплекс представлений о мире. Факторы - полученные знания о мире в процессе практического освоения действительности.
Задание 4.
Задание: Выберите любое философское направление или конкретное философское учение (на выбор студента) из раздела «История философии» и сформулируйте критические тезисы, опровергающие эти идеи.
Позитивизм | |
Тезисы/Основные идеи | Критический анализ |
1) познание должно быть освобождено от мировоззренческой и ценностной интерпретации; | 1) необоснованность бесполезности и исчерпанности когнитивных ресурсов классической философии как важного позитивного фактора функционирования и развития культуры; |
2) вся прежняя, традиционная философия должна быть упразднена и заменена либо непосредственно специальными науками либо обзором системы знаний, учением о языке науки; | 2) ошибочное понимание сущности и структуры реального научного знания и сведение его к эмпирическому знанию; |
3) следует отказаться от крайностей материализма и идеализма и пойти третьим путем. | 3) низведение теоретического знания в противовес эмпирическому и недооценка важности научных теорий; |
3) позитивизм в качестве единственного средства научного познания выделяет научные методы; | 4) отсутствие разделения математического знания от естественно-научного; |
4) наука рассматривается позитивистами в качестве средства познания и преобразования мира; | 5) рассмотрение науки в качестве абсолютно самодостаточной системы культуры, развивающейся лишь по своим собственным имманентным законам (интернализм); |
5) позитивисты полагают, что наука способна выявить в процессах природы и общества закономерное; | 6) ценностная нейтральность науки; |
6) для позитивизма характерна вера в прогресс. | 7) абсолютизация возможностей эмпирических методов исследования в достижении объективно-истинного знания; |
| 8) сведение метода философии науки только к эмпирическому исследованию, описанию и обобщению содержания реальной науки и деятельности ученых; |
Задание 5.
Задание: Составьте чек-лист для реализации целей самообразования и успешного обучения по специальности с учетом научной информации о возможностях мозга.
Источник видео-материала: видео-лекцияТатьяны Черниговской (Как научить мозг учиться?)
1. Задачи: 1) Уметь извлекать информацию; 2) Уметь контролировать внимание и память; 3) Научиться правильно классифицировать и упаковывать информацию;
2. Структура и организация общества зависит от того, что нам известно: Мы знаем, что мозг - сложнейшая система. Если знать, как он функционирует, то можно это применить это на практике, чтобы организовать жизнь. Это является принципом функционирования сложных систем.
3. Большинство решений мы принимаем бессознательно, поэтому важно понять, как принимаются решения.
4. Речью, сознанием и памятью управляет весь мозг. Мозг может вместить огромные массивы информации, пределов нет, но обычно 80% информации мы не воспринимаем.
5. Важно научиться предсказывать поведение другого человека через построение модели психического «Другого».
6. Надо знать, что есть люди быстро обучаемые и медленно обучаемые.
7. Занятия музыкой ускоряюи и активизируют работу мозга.
8. Забывание, отвлечение, перерывы и сон являются не помехой при изучении материала, а помощью, потому что перевод того, что к нам в мозг попало в нужный отдел мозга, из которого вы сможете это вынуть, - ведь мало запомнить, нужно вынуть, вынуть нельзя, не вынимается, - для того, чтобы вынуть, нужно спать лечь.
9. Важно эффективное переключение с задачи на задачу, тренировка себя на то, чтобы выполнять одновременно несколько вещей.
Задание 6.
Задание: Посмотрите видео-фрагмент выступления Сергея Капицы «Как развивается мир». (Источник https://www.youtube.com/watch?v=FKVawCxrf28)
Ответьте на вопрос и выполните задание: Запишите приоритетные темы и проблемы современных научных исследований о мире и человеке. Как вы считаете, почему именно эти темы считаются перспективными?
-
Численность человечества, изменение возрастного состава населения (старение населения); -
Изучение места и роли среднего класса в мире; -
Проблемы с финансированием фундаментальной науки; -
Особенности вхождения отечественной науки в мировую науку, поддержка отечественной науки; -
Давление бюрократии, препятствующей развитию инновации; -
Изменение приоритетов отечественной науки на уровне государства, поддержка молодых специалистов, восстановление авторитета российского образования, науки.
Задание 7.
Задание: В современном мире резко возросла практическая роль науки. Обыденный мир каждого человека полон технических изобретений. Проанализируйте, сформулировав аргументы «ЗА» и аргументы «ПРОТИВ» технических инноваций в современной жизни человека. Сделайте вывод о роли техники в жизни человека.
ЗА: 1) Технический прогресс выступает частью эволюции природы (В.С. Степин), что называется техногенной цивилизацией, которая обрела необходимый характер, т.е. сама техника является результатом усовершенствованного человеческого труда и развития знания;
-
Техника служит для удовлетворения потребностей современного общества в коммуникации (через компьютеры, телефоны, другие средства связи) и является необходимым атрибутом жизнедеятельности в современном мире; -
Техника является важным элементом материального и духовного производства; -
Техника делает жизнь человека более комфортной, освобождает человеческий труд. По К. Ясперсу, техника есть средство формирования и облегчения человеческого бытия. Согласно, Х. Ортега-и-Гассету, техника выступает средством освобождения человека. -
Техника есть способ самораскрытия человека (М. Хайдеггер);
ПРОТИВ: 1) Техника стала тем фактором, в реузльтате которого разрывается связь между человеком и природой;
2) В результате технизации человек становится обезличенным, теряет свое “Я”;
3) Техника несет за собой дегуманизацию сфер жизни;
4) По мнению К. Ясперса, в машинном производстве исчезает радость индивидуального созидания, человек лишается свободы;
Вывод: Техника появилась в результате цивилизационного развития человечества и была создана с целью освобождения человека от физического труда, но она же и ведет к негативным последствиям - разрушает, человеческую самость, делает общество массовым, дегуманизирует культуру, науку, делает человека несвободным, влияет на экологию.