Файл: 1 Основы безопасности жизнедеятельности составьте словарь терминов и представьте к ним соответствующие определения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.1
Цель занятия: закрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, формирование умений применять полученные знания.
Задание 1. На основании изученного теоретического материала по теме 1.1. Основы безопасности жизнедеятельности составьте словарь терминов и представьте к ним соответствующие определения.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — 1) благоприятное, нормальное состояние окружающей человека среды, условий труда и учёбы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам; 2) наука о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой; 3) учебная дисциплина в системе среднего профессионального и высшего образования, формирующая знания, умения и навыки обеспечения собственной безопасности, действий в условиях опасных, в том числе чрезвычайных ситуаций.
Понятие «источник опасности» — это компоненты биосферы и техносферы, космическое пространство, социальные и иные системы, излучающие опасность. Для каждого источника опасности характерно наличие уровня, зоны и продолжительности действия.
Вредный (негативный) фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Идентификация опасностей в процессе производственной деятельности – это процесс обнаружения, выявления и распознавания опасных и вредных производственных факторов, и установления их количественных, временных, пространственных и других характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических мероприятий (предупреждающих и корректирующих действий), обеспечивающих безопасность труда.
Жизнедеятельность — совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни. Для жизнедеятельности характерен обмен веществ и поддержание гомеостаза.
Производственная среда — это совокупность условий, в которых выполняется работа. Это комбинация человеческого и физического факторов, методы творческой работы и возможности более полного вовлечения работников с целью реализации их потенциала.
Городская среда (синонимы — окружающая среда города, урбанизированная среда) — это часть географической оболочки (глобальной среды обитания человека и всех других живых организмов), ограниченная территорией, занятой городом, его пригородами и связанными с ними инженерными и транспортными сооружениями.
Бытовая среда - это условия жизни в жилых помещениях. Включает физико-химические и биологические факторы, в том числе психологические. Складывается из внешних воздействий (природная радиация, транспортный шум, химический фон, загрязнение атмосферы, влажность и состав воздуха, влияние строи тельных конструкций и отделки, цвет стен, радиоактивность строительных материалов, пыль и т.п.) и факторов бытовой деятельности (квартирные шумы, запахи и т.д.). В бытовую среду включаются социальные факторы: отношения в семье, между соседями и т.п.
Задание 2. Заполните таблицу «Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды».
№ | Наименования травмирующих и вредных факторов | Характеристики фактора |
1 | Физические факторы | Запыленность воздуха рабочей зоны при переработке сыпучих материалов, на участках выбивки и очистки отливок; Вибрации (общие, локальные), которые действуют в зоне виброплощадок, в транспортных средствах, а также в виброинструментах; Акустические колебания (инфразвук, шум, ультразвук) около виброплощадок, мощных двигателей внутреннего сгорания и других высокоэнергетических систем, а также около технологического оборудования ударного типа и т. п.; Статическое электричество в зонах около электротехнического оборудования на постоянном токе, зонах окраски распылением, синтетических материалов; Электромагнитное поле и излучение (инфракрасная радиация, лазерное излучение, ультрафиолетовое излучение, ионизирующее излучение) в зонах около линий электропередач, установок ТВЧ-сушки и индукционной сушки, электроламповых генераторов; в зонах действия лазера, отраженного лазерного излучения; в зонах сварки и плазменной обработки; в зонах источников излучения, применяемых в приборах, и т. п.; Электрический ток в зонах электрической сети, электроустановок, распределителей, трансформаторов, оборудования с электропроводами и т. п.; Движущиеся машины, механизмы, материалы, изделия, части разрушающихся конструкций и иное в зонах движения наземного транспорта, конвейеров, трубопроводов и т. п.; Высота, падающие предметы в зонах строительных и монтажных работ; Острые отломки и кромки в зоне режущих и колющих материалов и инструментов, металлической стружки, осколков хрупких материалов; Загазованность рабочей зоны при утечке токсичных газов и паров из негерметического оборудования, и т. п.; Запыленность рабочей зоны при сварке и плазменной обработке материалов с содержанием хрома и марганца или их транспортировке. |
2 | Химические факторы | Попадание ядов на кожные покровы и слизистые оболочки в гальваническом производстве |
3 | Биологические факторы | Смазочно-охлаждающие жидкости, используемые при обработке материалов с применением эмульсолов. |
4 | Психофизические факторы | Встречаются в виде физических перегрузок (статических, динамических) при продолжительной работе с дисплеями, работе в неудобной позе или подъеме им переносе тяжести, ручном труде и в виде нервно-психических перегрузок (умственного перенапряжения, перенапряжения анализаторов, монотонности труда и эмоциональных перегрузках), которые встречаются у научных работников, операторов технических систем, авиадиспетчеров, а также наблюдателей за производственными процессами и творческих работников. |
Задание 3. Ответьте на вопрос: «Какие потенциальные источники опасности могут существовать на Вашем рабочем месте (в соответствии с профилем получаемой специальности)?»
К опасным и вредным психофизиологическим производственным факторам имеющихся на рабочем месте секретаря, относятся физические (статические, динамические и гиподинамические; различного рода излучения) и нервно-психические перегрузки (умственное, зрительное, эмоциональное).
Труд работников непроизводственной сферы (в т.ч. секретарь) характеризуется длительным многочасовым (8 часов и больше) трудом в однообразном напряженном положении, малой двигательной активностью при значительных локальных динамических нагрузках.
Компьютеризированная работа, и работа с оргтехникой подразумевает наличие потенциальной опасности проявления всех групп вредных факторов, способных при больших уровнях их проявления оказать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья работника.
Рабочее положение "сидя" сопровождается статической нагрузкой значительного количества мышц ног, плеч, шеи и рук, что очень утомляет мышцы находятся долгое время в сокращенном состоянии и не расслабляются я, что ухудшает кровообращение. В результате возникают болевые ощущения в руках, шее, верхней части ног, спине и плечевых суставах.
В результате динамической нагрузки на костно-мышечный аппарат кистей рук возникают болевые ощущения различной силы в суставах и мышцах кистей рук; онемение и замедленная подвижность пальцев, судороги мышц кисти; ноющая боль в области запястья.
Кроме того, работа "сидя" приводит к снижению мышечной активности - гиподинамии. При отсутствии движений происходит снижение потребления кислорода тканями организма, замедляется обмен веществ. Это способствует развитию атеросклероза, ожирения, может стать причиной дистрофии миокарда, хронической головной боли, головокружение, бессонница.
Длительная работа на компьютеризированном рабочем месте приводит к значительной нагрузке на все элементы зрительной системы, а также усталости и переутомлению зрительного анализатора. Напряженная зрительная работа вызывает "глазные" (боль, изжога и резь в глазах, покраснение век и глаз, ломота в надбровной части и т.д.) и "зрительные" (пелена перед глазами, двоение предметов
, мерцание, быстрая утомляемость при зрительной работе) нарушения органов зрения, что может вызвать головную боль, усиление нервно-психического напряжения, снижение трудоспособности и производительности.
Чрезмерные физические и нервно-психические перегрузки обусловливают изменения в физиологическом и психическом состояниях работника, приводят к развитию утомления и переутомления.
Также имеют место неионизирующие электромагнитные излучения (в т.ч. ультрафиолетовое излучение, инфракрасное излучение, электромагнитное излучение), электростатическое поле, электрический ток, вибро-акустические факторы (создаваемые используемой техникой).
На анализируемом рабочем месте, безусловно, присутствуют проявления данных факторов и излучений, но измерить точные показатели нет технической возможности.
В целом - можно сказать, что рабочее место освещено недостаточно хорошо. В помещении имеется только верхнее освещение, персонального осветительного прибора на столе нет. За срок 5 месяцев было замечено значительно ухудшение зрения, причиной чего является плохая освещённость рабочего стола и относительная яркость монитора.
Шум, производимый устройствами, больше напоминает гул. В целом в помещении создана полная тишина. Соответственно, уровень шума остаётся в рамках предельно допустимой нормы.