ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сушков Александр Сергеевич
СЮБОЗ-01-21(У)
-
Раскройте понятие и содержание административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки (рисунок 1).
Рисунок 1 – Признаки административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения обладают рядом особенностей:
-
обязанности и права сторон этих отношений всегда связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства. -
в этих отношениях одной из сторон всегда выступает орган государственного управления, должностное лицо от имени государства либо наделенное государственно-властными полномочиями общественное объединение (общественная организация). -
данные отношения возникают по инициативе одной из сторон, при этом согласия другой стороны не требуется. -
в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством. -
разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном или упрощенном судебном порядке.
Существуют многочисленные виды административно-правовых отношений по различным классификационным основаниям, виды административно-правовых отношений представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Виды административно-правовых отношений
№ п/п | Классификация | Виды административно-правовых отношений |
1 | по своему характеру | - материальные; - процессуальные. |
2 | по характеру взаимоотношений участников этих отношений | - вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными); - горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом); - диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами, и должностными лицами подконтрольных объектов). |
3 | по характеру порождающих их юридических фактов | отношения, порождаемые правомерными и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием – на реализацию ее санкции) |
4 | по продолжительности действия | - бессрочные; - срочные; - краткосрочные |
5 | по объему и месту в системе административно-правового регулирования | - общие; - отраслевые; - межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня. |
Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются: субъекты административно-правового отношения; объекты административно-правового отношения; права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения; условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).
Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения).
Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух следующих категориях:
1. административная правоспособность — способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);
2. административная дееспособность — способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).
Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.
Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.
Административно-правовое отношение — разновидность правовых отношений, оно обладает общими признаками, характерными для всех видов правоотношений.
Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда события.