Файл: Of multivitamin deficiency ivanov V. A. professor of the department of human anatomy.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Зиновьева О.Е. Антиоксидантная терапия в лечении диабетической и алкогольной полиневропатии // Consilium Medicum. – 2006. – Т. 8. – № 8. – С. 120-124.
ALCOHOLIC POLYNEUROPATHY AND THE METHOD OF CORRECTION
OF MULTIVITAMIN DEFICIENCY
Ivanov V.A. – professor of the department of human anatomy,
Federal State Education Institution of Higher Education «Kursk State Medical University» of the Ministry of Health of Russia,
Gunov S.V. - student,
Federal State Education Institution of Higher Education «Kursk State Medical University» of the Ministry of Health of Russia
Abstract
The article presents data on neuropathy and considers the issue of alcoholic polyneuropathy. The results of clinical studies on this disease are presented. It was found that polyneuropathy developed in people with daily alcohol consumption (at least 100 ml of ethanol). Polyneuropathy occurs in people suffering from alcoholism and is asymptomatic in the early stages, but the time range and nature of the alcoholic beverage (quality, strength and components) play an important role.
Key words: CNS, PNS, neurology, neuropathy, alcoholic polyneuropathy, numbness.
УДК 611.811
СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИИ
ГОЛОВНОГО МОЗГА
Иванов В.А. – профессор кафедры анатомии человека,
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России,
Новиков Н.С. – студент,
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Аннотация
В статье рассматриваются структурные и функциональные особенности строения головного мозга при выполнении своих функций.
Ключевые слова: головной мозг, нервные окончания, нервная система, слои головного мозга, нейроны.
Как известно, головной мозг – главный орган нервной системы, регулирующий все процессы в организме человека. Он имеет очень сложное строение и выполняет множество жизненно важных функций, включая контроль над поведением, мышлением, чувствами, движениями [4,14]. Поэтому не удивительно, что столь сложный механизм по сей день остаётся во многом загадкой для человека. В своем составе человеческий головной мозг имеет около ста миллиардов нейронов [2,13], которые представлены телами различной величины с нервными отростками аксоном и дендритами. Нейрон – это клетка, являющаяся функциональной структурной единицей нервной системы, которая предназначена для приема информации и проведения ее с помощью электрических импульсов.
Мозг у человека имеет массу около двух процентов от общей массы тела, причём мужской мозг на одиннадцать – двенадцать процентов тяжелее женского, но на разницу в интеллекте между полами это практически никак не влияет, при этом потребляет примерно половину глюкозы находящуюся в крови [13].
Наш мозг подразделяют на пять отделов: 1- продолговатый, 2 – задний, 3 -средний, 4 – промежуточный, 5 – конечный. Каждый отдел выполняет определённые функции [4,14].
Мозг не имеет рецепторных нервных окончаний, поэтому он не может ощущать боли, зато он способен получать, обрабатывать и воспроизводить абсолютно любую информацию о состоянии тела и осуществлять контроль над любыми его функциями. Головная боль – это не боль мозга, а воспроизводимый сигнал от определённых рецепторов мозговых оболочек
[5,10].
Нейроны, находящиеся в коре, располагаются отграниченными слоями, их обозначают римскими цифрами.
Все эти слои можно охарактеризовать превосходством какого-нибудь конкретного вида клеток. В коре мозга имеется шесть основных слоев [3,6]:
-
молекулярный; -
наружный зернистый; -
наружный пирамидный; -
внутренний зернистый; -
ганглионарный (внутренний пирамидный, слой узловых клеток); -
слой полиморфных клеток (мультиформные) [7].
Молекулярный слой
В молекулярном слое находится небольшое количество нейронов. Волокна в нём располагаются в основном горизонтально [7]. Звездообразные маленькие клетки, объединяют деятельность центробежных нейронов.
Сюда приходят чувствительные волокна от неспецифических ядер таламуса, которые регулируют степень возбудимости корковых нейронов. В этом слое имеются клетки Кахаля. Главное отличие данных клеток в том, что от них отходит большое количество маленьких ветвящихся дендритов, которые обеспечивают межнейронные взаимодействия во всех слоях коры головного мозга [8].
Наружный зернистый слой
Мелкие нейроны различной формы, которые осуществляют межнейронную связь с нейронами молекулярного слоя на всем поперечнике коры.
Состоит из звездчатых и мелких пирамидальных клеток (напоминают форму пирамиды), их аксоны кончаются в 3, 5 и 6 слоях, т.е. участвует в соединении различных слоев коры[8]. А дендриты поднимаются в
молекулярный слой. [7]
Пирамидный слой
Пирамидный слой состоит из мелких и средних пирамид (10-40 мкм)
[4].
Наружный пирамидный преимущество связывает поступающую информацию с ранее поступившей (ассоциативная функция) [8].
Верхушечные дендриты пирамидных клеток направляются в молекулярный слой, боковые – образуют место контакта с соседними нейронами, а аксоны идут в белое вещество, образуя кортико-кортикальные связи. Часть из них образует межнейронные контакты на нейронах своего полушария и образуют упорядоченные последовательные цепочки (ассоциативные), другие проходят через мозолистое тело и образуются волокна, соединяющие 2-ва полушария головного мозга (комиссуральными)
[1,7].
Функционально II и III слои коры объединяют нейроны, отростки которых обеспечивают кортико-кортикальные ассоциативные связи.
Этот слой имеет два подслоя. Внешний, который состоит из более мелких клеток, они обеспечивают связь с соседними участками коры, особенно хорошо развит в зрительной зоне коры. Во внутреннем подслое находятся более крупные клетки, которые участвуют в образовании связи между двумя полушариями [2,8].
Внутренний зернистый слой
В IV слое также образуется граничащая прослойка из нервных волокон. Внутренний зернистый слой является местом окончания основной массы волокон, которые передают возбуждение от тканей к центральной нервной системе [6,8].
Внутренний зернистый слой состоит из мелких нейронов овальной, пирамидной, звездчатой формы. Их дендриты направляются в молекулярный слой, аксоны – в белое вещество. Этот слой хорошо развит в слуховой и зрительной зонах коры [6,7].
Ганглионарный слой
В нем формируются двигательные произвольные пути.
Слой образован гигантскими пирамидными клетками, открытыми в 1874 г. проф. В.М. Бецем в двигательной коре обезьяны и человека. Особенная группа гигантских пирамидных нейронов, которые образуют проводящие пути между моторной корой и спинным мозгом называются в честь ученого клетками Беца.
Аксоны этих клеток проецируются и вступают в связь с ядрами головного и спинного мозга [1]. Верхушечные дендриты этих клеток идут в молекулярный слой, боковые – находятся здесь же [7].
Слой полиморфных клеток
Аксоны этих клеток состоят в составе проводящих путей коры головного мозга [8].
Полиморфный слой содержит нейроны различной формы: веретеновидные, пирамидные, горизонтальные [7], но преобладают веретенообразные [8]. Дендриты их идут в молекулярный слой, аксоны направляются в белое вещество и принимают участие в образовании нервных путей, проводящий импульсы произвольных движений от головного в спинной мозг [1].
Динамическая локализация функций в коре предусматривает возможность использования одних и тех же структур мозга для обеспечения разных функций. Это означает, что в выполнении той или другой функции принимают участие разные отделы коры большого мозга. Например, такие высшие психические процессы, как речь, письмо, чтение, счет и т.п., никогда не осуществляются одним изолированным центром, а опираются на сложную систему совместно функционирующих зон головного мозга. Динамическая локализация функций не исключает наличие центров в коре большого мозга, но их функция определяется связями с другими участками коры [1].
Мозг – это структура, созданная природой, и на него тоже действует законы физики. Один из них – это закон сохранения энергии. Мозг является своеобразным двигателем организма, значит в нем должна циркулировать энергия.
В законе сохранения энергии, сказано, что энергия не может исчезать бесследно, а только переходит из одной формы в другую в равных количествах.
Закон сохранения энергии справедлив и для живых существ, его можно сформулировать следующим образом.
В результате окислительных химических реакций в клетках организма высвобождается энергия, которая расходуется на:
-
совершение внешней механической работы; -
пополнение энергетических запасов организма; -
тепловые потери (энергия рассеивается в виде тепла во время жизнедеятельности клеток).
Современная наука избегает стороной вопрос о законе сохранения энергии при работе головного мозга. Однако он работает, а это значит, что появляющаяся энергия в головном мозге должна там накапливаться, переходить в другие виды энергии, либо к другим объектам или в другие формы. Первые расчеты в этой области провел доктор Нэверест [16].
Расчеты показали, что в процессе жизнедеятельности мозга, около 23% (от 16 до 31%) от всей потребляемой мозгом энергии переходит в тепло. Другие пути расходования поступающей в мозг энергии (совершение механической работы и накопление энергетических запасов) практически отсутствуют [9].
К не изученным аспектам мозга относится ошибочное утверждение, что люди пользуются всего лишь десятой частью его потенциала. Это гипотеза является очень интересной, потому что она представляет собой вероятность того, что мы могли бы стать гораздо интеллектуальнее, если бы возможно было бы использовать остальную часть его потенциала.
Одним из вариантов возникновения этой гипотезы могут быть результаты работы Уильяма Джеймса и Бориса Сайдиса [17]. В тысяча восемьсот девяностых годах они проверяли своё предположение сверх быстрого развития ребёнка на примере Уильяма Сайдиса, который являлся самым высоко – интеллектуальным человеком в те годы. Сам Уильям Сайдис говорил, что люди не пользуются своим мозгом в полной мере. В 1936 г. в учебнике по психологии Дэйла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» американский писатель Лоуэлл Томас отметил: «Профессор Уильям Джеймс пишет, что люди пользуются лишь десятой частью своих интеллектуальных возможностей».
Согласно другого предположения, эта гипотеза появилась из-за не правильного понимания (или неправильной трактовки) нейробиологических изысканий рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Например, функции некоторых участков мозга (особенно внутри коры) чрезвычайно непросты, и случае какого-либо повреждения, не существовала сто процентных закономерностей поведения, с помощью которых можно было бы однозначно отнести, данное повреждение, к какому-нибудь отделу головного мозга. Доктор Джеймс Калат [18] обратил внимание на то, что ещё в тридцатых годах двадцатого столетия учёные знали о большом количестве «местных» нейронов, функции которых были совершенно не понятны, это и могло послужить причиной появления гипотезы про эти десять процентов.
Но данная гипотеза так и не получила подтверждения, более того известно, что большая часть мозга всё время активна.
Любое повреждение мозга не остаётся без последствий, если бы у нас функционировала всего лишь десятая часть головного мозга, то многие травмы отдельных его участков проходили бы без серьёзных нарушений, так как они изначально были бы не функциональные, однако это не так.
К тому же, с точки зрения эволюции, нет никакой необходимости, для природы, превышать размер мозга человека в десять раз больше его функционала. Более того известно, что наш мозг расходует пятую часть энергии нашего тела, чем больше мозг, тем больше расход энергии, а это крайне не приемлемо для выживания и приспосабливаемости к окружающей среде [11,12].
Даже с точки зрения здравого смысла, нет никакой необходимости иметь большую голову, наполненную большим количеством не функционирующих клеток, нежели иметь крепкое здоровье и изящный внешний вид.
Э ти умозаключения аргументировал известный нейробиолог Барри Бэриш [15], он осмеивает гипотезу о десяти процентах, добавляя: «Люди пользуются почти всеми участками мозга, и они в основном всегда в активном состоянии». Барри Бэриш приводит шесть аргументов, против этой гипотезы, пять из которых описаны ниже:
-
Согласно нынешним исследованиям, наш мозг использует двадцать процентов от энергии нашего тела в плане потребления различных веществ на молекулярном уровне, хотя сам не превышает двух процентов от его массы. Если бы наш мозг использовал бы свой потенциал не полностью, наша популяция не смогла бы пройти естественный отбор, в противном случае эволюция обязательно избавила бы нас от лишней бесполезной массы мозга, он был бы гораздо меньше и выгодней в плане потребления энергии. К тому же, чрезмерно большая черепная коробка существенно снижала бы рождаемость из-за увеличения смертности при родах. -
Новейшие исследования, в плане сканирования головного мозга (позитронно-эмиссионная томография и функциональная МРТ) показали, что в мозге даже в спящем режиме наблюдается активная деятельность. Не функционирующие области появляются только при серьёзных повреждениях. 3. Было произведено множество исследований головного мозга и выяснено, что не единая масса, а делится на некоторое количество отделов, каждый из которых отвечает за определённые функции, но не функционирующих участков мозга так и не было выявлено.