Файл: Методические рекомендации по выполнению экономической части выпускной квалификационной работы для специальности 14. 02. 02 Радиационная безопасность.pdf
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
. УТВЕРЖДАЮ:
Начальник техникума
ИАТЭ НИЯУ МИФИ
____________ В.А.Хайрова
«11» мая 2021г.
Методические рекомендации по выполнению экономической части выпускной квалификационной работы для специальности:
14.02.02 «Радиационная безопасность»;
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования» (по отраслям);
23.02.03«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств»
Обнинск
2021
Методические рекомендации для выполнения экономической части выпускной квалификационной работы (ВКР) по специальности 14.02.02 «Радиационная безопасность»;
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям);
23.02.03«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств» разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования специальности базового уровня подготовки.
Разработчик: преподаватель техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ Е.В.Гомырева
Содержание:
Введение
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ.
1.1. Расчет материальных затрат
1.2. Расчёт затрат по заработной плате на ведение технологического процесса
1.3. Расчёт общепроизводственных расходов
1.4. Расчёт общехозяйственных расходов
1.5. Расчёт коммерческих расходов
1.6. Калькуляция себестоимости
1.7. Структура полной себестоимости
1.8. Оценка ожидаемого экономического эффекта
ВВЕДЕНИЕ
Цель методических рекомендаций - определить единый подход при подготовке студентами ВКР, обязательные требования к их содержанию и оформлению. Настоящие методические рекомендации не исключают, а ориентируют на разработку частных методик по написанию ВКР. В этих рекомендациях отражена специфическая направленность экономической части ВКР с учетом тематики по профилирующим дисциплинам.
Методические рекомендации по написанию экономической части ВКР нацеливают на стимулирование самостоятельной работы студентов с тем, чтобы повысить роль не только в формировании знаний, но и в накоплении навыков научного исследования.
По своей структуре методические рекомендации включают в себя положения, имеющие обязательный и рекомендательный характер.
Обязательный характер положений касается в первую очередь расчетов затрат. Отдельные положения методических рекомендаций носят рекомендательный характер, например, расчет экономической эффективности.
Написание ВКР состоит из нескольких этапов, один из которых — составление экономической части. Что она собой представляет, с чего начинать ее написание, и как это правильно сделать - читаем дальше.
Что представляет собой экономическая часть?
Экономическая часть ВКР— это такая часть, в которой вы должны изложить технико-экономическое обоснование проекта и продемонстрировать конкретные решения поставленных проблем.
Здесь вы не должны лезть в дебри, то есть, разбираться в вопросах экономики узкой сферы. От вас лишь требуется обрисовать общую схему деятельности объекта и показать, как полученные в процессе написания диплома результаты могут повлиять на реальную экономическую эффективность.
Стоит указать:
● все сведения о формировании прибыли;
● информацию об уменьшении затрат;
● разные варианты, как можно сэкономить время при выборе разных работ.
Она решает определенные цели и задачи, а также делится на два вида в зависимости от того, на что в ней делается акцент.
Цели и задачи
Главная цель любой экономической части — предложить тщательно продуманную смету расходов, направленных на организацию корпоративного сервера.
Достичь поставленной цели помогают задачи, которые вы должны перед собой ставить:
● анализ главных показателей и критериев, определяющих себестоимость изделия/продукта/услуги или плановой калькуляции;
● расчет показателей плановой калькуляции, сметы произведенных затрат согласно определенному алгоритму действий.
Раз уж мы упомянули алгоритм действий, направленных на выполнение заданий экономической части, стоит рассказать какой он.
Выделим 7 этапов:
1. Ищем и изучаем материалы по теме, выделяем информацию, с помощью которой будем решать поставленные цели и задачи.
2. Выделяем критерии и показатели плановой калькуляции, сметы, финансовой целесообразности затрат и процесс их закрепления.
3. Рассчитываем окончательную стоимость изготовления или производства продукта или осуществленной услуги.
4. Готовим перечень расходов на выполнение работ.
5. Учитываем требования преподавателя относительно подготовки ВКР.
6. В процессе активно пользуемся методическими рекомендациями.
7. Ищем полезный вспомогательный материал в других источниках.
Типы экономической части
Конечно, их может быть больше, чем два: все зависит от вашей специальности. Но эти — основные:
● ориентация на деятельность, которая выполняется. Это значит, что мы внимательно изучаем организационные моменты, особенности кадрового персонала, отличительные производственные показатели.
Зачем? В-первую очередь для того, чтобы точно выявить, в каком состоянии находится производство.
А далее — оптимизировать отдельные моменты и спрогнозировать, как они изменятся в дальнейшем.
● ориентация на оборудование и техническое оснащение. При таком виде экономической части ваше внимание должно быть направлено на специфику оборудования и определение реального экономического эффекта. Прогнозирование здесь тоже есть: вы должны понять, каким будет экономический эффект после того, как произведут модернизацию оборудования.
Структура и основные элементы экономической части
Записываем, что входит в общую структуру экономической части ВКР:
● блок с описанием организации и объекта исследования;
● блок с анализом объекта, который исследуется;
● блок с определением экономической эффективности;
● блок, где предлагаются различные мероприятия по улучшению с подробным расчетом их предполагаемой эффективности;
● блок с выводами.
В итоге у вас должна получиться рабочая схема функционирования предприятия или организации. Кроме того, ваша задача — сформулировать и объяснить пользу, которая возможна с применением результатов проведенного вами исследования.
Что касается компонентов, то они могут быть такими:
● затраты, связанные с внедрением проекта;
● экономия по каждому из ресурсов;
● определение прибыли;
● экономический эффект по конкретному промежутку времени;
● варианты снижения затрат.
Какая документация может понадобиться?
Чтобы грамотно написать экономическую часть дипломного проекта, вам понадобится специальная документация. Среди прочего:
● все документы из бухгалтерии. Отчеты о прибыли, убытках, балансе и др.;
● устав предприятия или организации, различные распорядительные и организационные документы;
● правовые и нормативные акты, документы, которые регламентируют работу;
● собранные и отобранные показатели, которые дают понять, каков психологический климат на предприятии.
Каких правил нужно придерживаться в ходе написания?
Было непросто, но я отобрала для вас топ-10 главных правил, придерживаясь которых вы все напишете идеально:
● связывайте экономическую часть с теоретической. Проверяющие должны ее четко видеть и понимать, что вы все делаете в рамках выбранной темы;
● пользуйтесь реальными данными. Ничего не придумывайте. Ведь ваша задача — спрогнозировать реальные результаты по реальному объекту исследования. Малейшая неточность — и ничего не получится;
● прорабатывайте структуру, опираясь на актуальные методические рекомендации. Только так есть шанс, максимально корректно проанализировать объект исследования;
● тщательно изучайте объект исследования и пытайтесь найти проблемные места;
● нашли проблемные места — составляйте список способов, с помощью которых эти проблемы можно быстро и безболезненно решить;
● создавайте схемы, чертежи, графики, рисунки для представления отчетов и методов решения;
● объем написанного не должен превышать 13 страниц (12 страниц расчетно-пояснительной части и 1 страница графического материала);
● оформляйте работу, опираясь на методичку, разработанную конкретно под ваши специальности;
● работайте над заключением экономической части ВКР. Оно обязательно должно включать сравнительный анализ ключевых показателей;
● не пишите отдельное введение. Вместо него дайте краткую характеристику предприятия.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ
Себестоимость - это часть общественных издержек производства, которая представляет собой затраты предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказания услуг в рублях. Себестоимость включает затраты на материалы, энергию, топливо, заработную плату рабочих, амортизацию основных фондов, затраты на управление и другие расходы.
1.1 Расчет материальных затрат
Материалы - это предметы труда, уже подвергшиеся промышленной обработке. В результате производственной переработки материалов могут оставаться отходы, которые делятся на возвратные и безвозвратные.
Возвратными называются отходы, которые могут быть использованы предприятием или реализованы на сторону. Безвозвратными называются отходы, которые невозможно или нецелесообразно использовать. Расчёт затрат на материалы рассчитывается по формуле:
Мn=(An*mn-Ln*Bn)*%ТЗР, (1.1)
Где An-цена 1 кг каждого вида материала расходами но доставки, (руб.)
Mn- норма расхода каждого вида материала, кг
Ln – цена 1 кг отходов, (руб.)
Bn- масса отходов материала, (руб.)
Bn=Mn-qi, где q-чистый вес
В случае отсутствия возвратных отходов затраты на материалы рассчитываются как сумма произведений нормы расхода каждого вида материала на цену за единицу.
Расчёт затрат на материалы может быть оформлен в виде таблицы.
Например, в виде таблиц 1,2,3:
Таблица 1
Ведомость материалов на схему контроля и блок питания
Наименование материалов
Марка или типоразмер,
ГОСТ, ТУ
Ед.
Изм.
Норма расх. на 1 изд.
Цена на ед. измер. руб.
Стоимость материалов, руб.
Стеклотекстолит
СФ-2-50
ГОСТ10316-78 кг
0,050 600 30,0
Припой
ПОС-61
ГОСТ21930-76 кг
0,020 160 3,2
Флюс
ФКС Н0064-63 кг
0,003 1500 4,5
Хлорное железо
ГОСТ 9640-75 кг
0,400 100 40,0
Итого:
77,7
Таблица 2
Ведомость комплектующих изделий на схему контроля и блок питания
Наименование
Норма расхода на издел.
Цена за единицу, руб.
Сумма на изделие, руб
Винт M2,5-6gx 6,36.016 4
0,2 0.8
ГОСТ 14-90
Микрокнопка КМ 1 -1 15 10,0 150,0
ВРО.360.007 ТУ
Микросхемы
К555ЛП5 4
10,0 40,0
К555ЛН2 2
10,0 20,0
К555ТМ7 1
10,0 10,0
К561ИД1 1
15,0 15,0
КРЕН5А 7805 1
10,0 10,0
Конденсаторы
К50-6-П-16В-0,1 мкФ К50-6 1
2,0 2,0
К50-6-П-16В-1000 мкФ К50-6 1
4,0 4,0
К50-6-П-16В-100 мкФ К50-6 1
2,0 2,0
ОЖО.464.031 ТУ
Резисторы МЛТ
100 Ом ±1%-
3 2,0 6,0
Продолжение таблицы 2
Наименование
Норма расхода на издел.
Цена за единицу, руб.
Сумма на изделие, руб
Сокеты
Сокет на 16 выводов
2 2,5 5,0
Сокет на 14 выводов
6 2,5 15,0
Диод светоизлучающий
13 2,0 26,0
АЛ107АМ дРЗ.362.029 ТУ
Диодный мост 30В
1 25,0 25,0
Трансформатор 220В/6В
1 120,0 120,0
Вилка СНП-58-64 1
15,0 15,0
НЩО.364.061 ТУ
Итого:
465,0
Таблица 3
Ведомость комплектующих изделий на устройство контроля передачи информации.
Наименование
Норма расхода на издел.
Цена за единицу, руб.
Сумма на изделие, руб
Диод АЛ107 красного свечения
ТР3.362.256 ТУ
АЛ107 красного свечения
13 2,0 26,0
Микропереключатель МП 1-2 15 10,0 150,0
ВРО.360.007 ТУ
Микросхемы К555 бк0.348.006 ТУ
Микросхемы К561 ЕС3.656.015 ТУ
К555ЛП5 4
10,0 40,0
К555ЛН2 2
10,0 20,0
К555ТМ7 1
10,0 10,0
К561ИД1 1
15,0 15,0
Резисторы МЛТ ОЖ0.456.785 ТУ
МЛТ-0,125 100 Ом ±10%
3 2,0 6,0
Продолжение таблицы 3
Наименование
Норма расхода на издел.
Цена за единицу, руб.
Сумма на изделие, руб
Сокеты
Сокет на 16 выводов
2 2,5 5,0
Сокет на 14 выводов
6 2,5 15,0
Итого:
287,0
В состав материальных затрат также включаются затраты на электроэнергию, которые рассчитываются как произведение потребляемой энергии на цену за единицу, принимаемой в этом году 2,4 рубля за 1 квт. час
1.2. Расчёт затрат по заработной плате на ведение
технологического процесса
Заработная плата является одной из основных статей, формирующих себестоимость продукции, выполненных работ или оказанных услуг.
Основная заработная плата начисляется за отработанное работником рабочее время, конкретно выполненную работу или оказанную услугу.
Дополнительная заработная плата подлежит начислению работнику за неотработанное рабочее время, но подлежащее оплате в соответствии с действующим законодательством (отпускные, оплата перерывов в работе кормящим матерям, оплата за выполнение государственных я общественных обязанностей и пр.).
Сдельно-премиальная форма оплаты труда предусматривает премирование исполнителей за выполнение определенных показателей их производственной деятельности.
Заработная плата основных рабочих рассчитывается по сдельно- премиальной оплате труда, при этом может быть использована формула:
ЗП=Рсд*В(1+П/100), (1.2)
Где Рсд –сдельная расценка,
Рсд=Тст*Тшт/60, (1.3) где Тст- часовая тарифная ставка
Тшт- норма времени на штуку (мин)
В-выпуск продукции, в расчетах обычно принимается 1 штука
П – процент премии
Доплаты, надбавки, дополнительная заработная плата и премия берутся от основной зарплаты по тарифу.
Трудозатраты по операциям технологического процесса можно оформить в виде таблицы 4.
Таблица 4 Ведомость трудозатрат по операциям
№ операци и
Наименование операции
Разряд
Норма времени
, (мин)
Часовая тарифная ставка
Заработная плата, руб
005
Разметочная
2 18,40 010
Сверлильная
2 18,40 015
Травильная
4 29,15 020
Монтаж, эл. проверка
4 29,15 025
Слесарно-монтажная
4 29,15 030
Наладочная
4 29,15 035
Малярная (покрытие лаком)
3 22,08
Итого:
1.3. Расчёт общепроизводственных расходов
Общепроизводственные расходы включают затраты на содержание аппарата управления цеха (с начислениями), прочего персонала, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), амортизацию прочих основных фондов цеха, стоимость товарно-материальных ценностей по содержанию зданий, сооружений, цехов, охрану труда и технику безопасности.
Расчёт выполняется укрупнено в размере 85-120 % от основной зарплаты рабочих.
1.4. Расчёт общехозяйственных расходов
Общехозяйственные расходы включают затраты на содержание аппарата заводоуправления (с начислениями), прочего персонала, износ инвентаря общезаводского назначения, амортизацию основных фондов заводоуправления, расходы на командировки, почтовые расходы, подготовку кадров, налоги, сборы и другие общезаводские платежи.
Данные расходы принимаются в 60-150 % от основной зарплаты основных рабочих.
1.5 . Расчёт коммерческих расходов
Коммерческие расходы связаны со сбытом продукции: упаковкой, хранением, транспортировкой до станции (порта, пристани) оправления, погрузкой в транспортные средства, рекламой в пределах утверждённых норм расхода, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров и другие. Этот вид расходов принимается в размере 5-16 % от производственной себестоимости.
Производственная себестоимость складывается из затрат предприятия на производство данного вида продукции.
1.6. Калькуляция себестоимости
Полная себестоимость является совокупностью производственной себестоимости и коммерческих расходов.
Расчёт полной себестоимости следует оформить в виде таблицы 5
(Пример).