ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«Средняя общеобразовательная школа № 11
г. Вольска Саратовской области»
Урок русского языка
Тема «Что такое местоимение?» Итоговое повторение по теме: «Части речи»
2 класс
УМК «Школа России»
Составила Кудашкина Татьяна Александровна
учитель начальных классов
Тема урока | Место урока по теме | ||
Что такое местоимение? Итоговое повторение по теме: «Части речи» | Первый урок по теме «Местоимение» | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Урок открытия новых знаний | Фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в паре) | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Создать условия для ознакомления учащимися с новой частью речи: местоимением, его значением и употреблением в речи. | Предметные результаты: 1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различать местоимения и имена существительные. Метапредметные результаты: Личностные результаты: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные результаты: - самостоятельно определять учебную задачу - планировать свою деятельность по решению учебной задачи - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Познавательные результаты: - ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме - осознают ценности своего языка. Коммуникативные результаты: - применять правила делового сотрудничества - участвовать в продуктивном диалоге. | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи | 1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различают местоимения и имена существительные. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
учебно-познавательная, регулятивная, информационная, коммуникативная | проблемно-диалогические технологии, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, ИКТ - технологии | мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, кружки для рефлексии |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||
Мотивационный Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе | Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте! - Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» - А что такое тайна? -А вы готовы открывать тайны? Тогда начнем?! | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. Высказывают свои предположения. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, Л: мотивация учения | ||||||
Каллиграфическая минутка Цель: развивать умения каллиграфически правильно писать буквы | - Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Прежде чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию. - А вот какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку. -Она в начале важных слов: Мир, Москва и мама. Она в начале вкусных слов: Мороженое, мёд. Её увидишь у метро, Ведь там она живёт. ( буква «м») | Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк. | П: совершенствование умения писать буквы и их соединения | ||||||
Словарная работа Цель: развивать умение правильно писать словарные слова, определять в них ударение, орфограмму | - На слайде даны иллюстрации. Ваша задача записать словами. Яблоко, тетрадь, капуста, пенал, заяц. - Составьте 1 вариант распространённое предложение, а 2 вариант нераспространённое предложение с одним словарным словом. Подчерните главные члены предложения. | Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. | Р: оценивание своей работы и работы других | ||||||
Актуализация знаний и постановка темы урока Цель: организовать работу по повторению и применению полученных знаний | - Давайте вернемся к словарным словам определим часть речи у записанных слов. - Ребята, давайте вспомним: «Что такое речь?» -Какие части речи вам знакомы? - Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на слайд и скажите, какое задание нам предстоит выполнить?
Играть, рисунок, зелёный, стол, скачет, сильная, он, я. - Я предлагаю вам поработать в паре и разделить данные слова на группы. - Почему вы не смогли определить, какой часть речи являются слова я, он? А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? - А знаете ли вы как называется эта часть речи? - Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? | -Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. -Имя сущ., имя прил., глагол. -Распределить слова на группы. - Они не относятся ни к одной из групп Да, употребляем -Да -Нет - Узнать, как называется новая часть речи. | П: классифицировать объекты по определенному признаку. Р: постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно | ||||||
Работа по теме урока Цель: сформировать понятие о местоимении, как части речи | - Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст: Ворона – городская птица. Ворона знакома всем. Перья у вороны серые или чёрные. -Что вы заметили в тексте? - Как мы можем исправить этот текст? - Прочитайте получившийся текст: Ворона – городская птица. Она знакома всем. Перья у неё серые или чёрные. - К какой части речи относится слово ворона? - Так как слова, которыми мы заменили слово ворона, заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. - Как вы думаете, зачем нам нужны местоимения? - Можем ли мы обойтись без них? Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! Работа по учебнику. Упр.171 с. 100 - Какие местоимения встретились в тексте? - Они указывают на какой-то предмет? А называют его? -Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. | Читают текст Отвечают, что постоянно повторяется слово ворона. - заменить слово ворона другими словами. - Имя существительное. -Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным. Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания. - Он, я, ты, они. | П: Высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез | ||||||
Физминутка Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью | Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, тёплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, мы. | Глагол- приседают, существительное – шагают, прилагательное- наклоны туловища, которая указывает на предметы, и количество, но не называет их">местоимения - подпрыгивают | Осуществляют профилактику утомляемости. | ||||||
Закрепление изученного материала Цель: развивать умения применять полученные знания на практике | Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне. -На какой вопрос отвечает слово «слон»? -Каким местоимением заменяется слово СЛОН? -На какой вопрос отвечает слово «он». Значит, какой вывод мы можем сделать? - Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в стихотворении? Значит, какой вывод мы можем сделать? - Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. Продолжим предложения, (выбрав верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). -А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое подготовила для вас тетушка Сова в учебнике с.101 | Дети читают стихотворение на слайде. У слона большие уши, Как гора огромен он. Равных нет ему на суше: Слон по весу - чемпион. -Отвечает на вопрос КТО? -Слово слон заменяется местоимением ОН. -Отвечает на вопрос КТО? -Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное. Дети читают -Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова. Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него. Дети при помощи опор формулируют определение местоимения. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они- это местоимения. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их Дети читают определение в учебнике. Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них. | Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. | ||||||
Первичное закрепление (карточки) | -Подчеркните местоимения в тексте: 1 вариант. Сегодня утром я, как обычно пошел в школу. По дороге мне встретился мой лучший друг Миша, с которым мы пошли дальше. Он рассказывал мне смешные истории про рыбалку. Мне так было не по себе, ведь я никогда не был на рыбалке и вскоре мы поехали с ним вместе. Он учил меня, как правильно закидывать удочки, как надевать червя.... 2 вариант. Я живу в Москве. Учусь я во втором классе. Наш класс дружный. У меня есть подруга. Мы дружим давно. Я с подругой люблю гулять. Мы ходим в парк. Она меня учит кататься на велосипеде. Она помогает всегда мне в трудную минуту. Я горжусь своей подругой. | Дети подчеркивают местоимения в карточках. | | ||||||
| Работа по упр.173 Прочитайте стихотворение Тимофея Собакина. Определите главную мысль текста. О чём просит задуматься автор? Назовите местоимения. -Выпишите местоимения. | Дети читают текст упражнения и называют местоимения. | | ||||||
Рефлексия Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке | -Какую тайну мы сегодня разгадали? - Какую часть речи изучали? - Какое определение вывели? -Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? Оцените свою работу на уроке. Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался… | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | ||||||
Итог урока Цель: закрепить знания о местоимении | Разноуровневые задания: 1. Впиши местоимения. Укажи известные части речи. Вечером__________ с мамой читаем интересные сказки. Что _____________ вырезает из цветной бумаги? А _______ умеете так вырезать? Какую трудную задачу ___________ решают? Куда ________ идёшь? Завтра ___________ пойду в новую школу. 2. Замени существительные местоимениями : Катя - _____________ Игорь -____________ Окно -____________ Дети -___________ | Выбирают задания | оценивание своей работы и работы других. | ||||||
Домашнее задание | Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Выполнить упр. 172 (с.101), правило. | Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |