ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция №1
Введение в экономическую теорию
1) Возникновение и развитие экономических теорий
2) Предмет и методы экономических теорий
Ксенофонт сформировал понятие экономики:
Экономика -> экономия -> комос - закон \ экос - хозяйство
Наука о искусстве ведения домашнего хозяйства
Развитие общественного разделения труда и торговли привело к преодолению натуральной замкнутости и сформировала экономику как единое целое в масштабах определённого государства
В начале 17 века экономика становится самостоятельной наукой. Появляется новое направление Меркантилизм (Купец, торговец).
Политическая экономика - богатство общества возникает только в торговле, как внутренней, так и во внешней.
Протекционизм - политика защиты отечественных производителей путем введения таможенных политик.
Физиократия - основной источник богатства — это земля, только сельхоз труд
Классическая школа - источником богатства является только сфера производства
Суть экономического либерализма:
1) Свободное движение рабочей силы
2) Свободная торговля землей
3) Отмена гос. регламентаций функционирования промышленности и торговли
4) Свобода внешней торговли
5) Низкие налоги
Маржинализм - сформировали теорию предельной полезности, которая изменила представление о ценности, цене, спроса и предложения.
Неоклассическая школа - появилось название макроэкономика, уточняется предмет экономической науки (оптимальное использование к ограниченным ресурсам)
Сформировали теорию рыночной равновесной цены, в которой доказали зависимость свободного рыночного ценообразования как от спроса, так и от предложения
Ввели понятие эластичность спроса, кратчайшее, краткосрочного и долгосрочного периода.
Доказали взаимозависимость рынка
Кейнсианство - появляется наука "Макроэкономика"
Доказали, что рыночный механизм не является саморегулируемой системой. Двигателем экономики является не совокупное предложение, а совокупный спрос. Для повышения спроса предлагали использовать налогово - бюджетную и денежно-кредитную политику гос-ва.
Совокупный спрос - потребность всех субъектов экономики
Лекция №2
Монетаризм (Монетарное направление)
Появилось в 50 г. - 70 г. 20 века, основоположник М. Фридман
"Снижения влияния гос-ва"
"Гос-ву необходимо контролировать обращение денег, заниматься контролем печати и сбалансированностью гос бюджета"
Монетаризм - господство идей государственного регулирования экономики должно смениться к возвратам традициям экономического либерализма
Экономическая функция гос-ва должна состоять в следующем:
1. Поддержание стабильного денежного обращения (контроль над эмиссией денег и денежной массой);
2. Не допускать инфляцию с помощью установления высокой ставки рефинансирования (ключевая ставка ЦБ для коммерческих банков);
3. Обеспечивать сбалансированность гос. бюджета с целью недопущения инфляции;
Институционализм
Появилось в 60 г. - 80 г. 20 века
"Нужно обязательно анализировать и использовать все иные инструменты, сферы и т.д., воздействующие на человека"
"Используется неоклассический синтез"
"Идеи рынка дополняются идеями гос-ва"
Предмет и методы экономической теории
"Предмет - (ранш. поиск источника благополучия) поиск рационального способа использования ресурса"
Экономическая теория изучает эконмическое поведение людей, которое связано с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и не материальных благ в условиях ограниченных ресурсах
"Любой процесс включает перечисленные 4 стадии"
Распределение рес-сов:
1. Производители сами могут определять
2. Ресурсы текут при прибыли
Микроэкономика и макроэкономика
Различают два уровня экономического анализа - микроэкономика и макроэкономика
Микроэкономика анализирует экономические действия отдельных домашних хозяйств (Один человек или семья — это потребители), фирм и отраслей
Макроэкономика изучает законы функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее агрегатов, совокупных величин: домашних хозяйств, бизнеса и правительственного сектора
"Совокупный спрос - AD=C+Ig+G+Nx"
Методы экономической теории
1. Метод научной абстракции
Выделяется главное в объекте исследования и отвлекается(абстрагируется) от не существенного, случайного, временного
2. Метод функционального анализа
Отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений
3. Графический метод
Позволяет представить функциональные связи как в статике, так и в динамике
4. Анализ
Разделение целого на отдельные составные части, изучение каждой из этих отдельных частей
5. Синтез
Метод, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое
6. Индукция
Метод, базирующийся на умозаключениях от частного к общему
7. Дедукция
Метод, базирующийся на умозаключениях от общего к частному
8. Позитивный метод
Исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть
9. Нормативный метод
Основан на исследовании того, как должно быть
Лекция №3
Основы общественного производства
Вопросы:
1)Базовые понятия общественного производства
2)Технологические выборы в экономике
Чтобы осуществить выбор хозяйственному сегменту в мире ограниченных ресурсов, он должен располагать информацией что (какие именно и в каком количестве), как(выбор технологий и ресурсов), для кого (кому предназначены произведенные блага и в каком количестве располагает ими предприятие) производить
Производство - целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей
факторы производства:
1) Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на создание экономических благ
2) Капитал - ресурс, создаваемый с целью производства больших экономических благ
Основной капитал - реальные активы длительного пользования, участвующих в нескольких производственных циклах
Оборотный капитал - активы, участвующие в одном производственном цикле(сырье)
3) Земля
4) Предпринимательские способности - способности создавать новое и идти на риск
Именно потребности заставляют людей заниматься производственной деятельностью
Благо - средства для удовлетворения потребностей
Классификация благ:
1)Экономическое благо - имеется по отношению к человеческим потребностям в ограниченном количестве
2)Не экономические благо - имеются по сравнению с человеческими потребностями в неограниченном количестве
3)Потребительские благо - предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей
4)Производственные благо - используемые в процессе производства ресурсы
Частные блага - предоставляются тем, кто за них заплатил
Общественные блага - пользуются все граждане страны
Различают материальное и нематериальное производство
В результате общественного производства создается общественное богатство (ввп)
ВВП-рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за год, вне зависимости от того, кто является собственником фактора производства
Созданные в процессе производства товары и услуги завершают свое движение в стадии потребления
Воспроизводство - непрерывно возобновляющийся процесс производства, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ
Простое воспроизводство - процесс, при котором производство возобновляется из года в год в неизменных размерах
Расширенное воспроизводство - в увеличивающихся размерах
C точки зрения всего народного хозяйства эффективным будет считать такое состояние, когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества
Экономический рост - количественное и качественное совершенствование продукта за определенный период времени
При экспансивном типе экономического роста - увеличение ВВП происходит за счет количественного роста факторов производства, а технологическая база остается неизменной
Лекция №4
При интенсивном типе
Поскольку ресурсы редки и экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг, необходимо принимать решения о том, какие товары производить, а от каких необходимо отказаться
Альтернативные возможности производства масла и танка
Возможности | Танки, тыс. шт | Масло, млн. кг | Цена (альтернативная стоимость) 1 млн кг масла выраженная в тыс. штук танков |
А | 15 | 0 | - |
Б | 14 | 1 | 1 |
В | 12 | 2 | 2 |
Г | 9 | 3 | 3 |
Д | 5 | 4 | 4 |
Е | 0 | 5 | 5 |
Кривая производственных возможностей показывает значений альтернатив для общества при полном использовании всех ресурсов.
Точка Q означает неполную нагрузку производственных возможностей или безработицу
Точка S означает любая производственная программа не будет обеспечена имеющимися ресурсами.
Экономическое понимание категории цены сводится не только к сумме денег, которые нужно заплатить, но и связана с пониманием альтернативной стоимости или издержек упущенных возможностей – кол-во блага, от которого следует отказаться, чтобы получить какое-то кол-во другого блага.
Макроэкномика
Рыночная система. Спрос и предложение
-
Современные экономические системы (эс) -
Рынок и его субъекты. Условия возникновения рынка. Функции рынка. -
Спрос и предложения. Равновесие спроса и предложения. -
Эластичность спроса и предложения
Экономическая система – специфических способ, которым общество решает фундаментальные проблемы экономики ( что, как и для кого производить)
Существует 3 разновидности ЭС:
-
Рыночная -
Смешанная -
Административно-командная
Черты рыночной экономики:
-
Частная собственность на инвестиционные ресурсы -
Свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора -
Приоритет личного корыстного интереса – индивидуализм -
Конкуренция, которая заставляет предпринимателя на должном уровне -
Рынок и цены как механизм саморегуляции (гос-во не вмешивается в ценообразование и т.д.) -
Рыночная направленность деятельности гос-ва. -
Соц. Неравенства.
Административно-командная – система, в которой доминирует общественная и государственная собственность на средства производства.
Смешанная экономика – система, которая объединяет элементы командной и рыночной экономики, механизм рынка отдельно дополняется активной деятельностью государства.
Лекция №5
Равновесие спроса и предложения