Файл: Лекция 1 Введение в экономическую теорию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция №1

Введение в экономическую теорию

1) Возникновение и развитие экономических теорий
2) Предмет и методы экономических теорий

Ксенофонт сформировал понятие экономики:

Экономика -> экономия -> комос - закон \ экос - хозяйство

Наука о искусстве ведения домашнего хозяйства

Развитие общественного разделения труда и торговли привело к преодолению натуральной замкнутости и сформировала экономику как единое целое в масштабах определённого государства

В начале 17 века экономика становится самостоятельной наукой. Появляется новое направление Меркантилизм (Купец, торговец).

Политическая экономика - богатство общества возникает только в торговле, как внутренней, так и во внешней.

Протекционизм - политика защиты отечественных производителей путем введения таможенных политик.

Физиократия - основной источник богатства — это земля, только сельхоз труд

Классическая школа - источником богатства является только сфера производства

Суть экономического либерализма:

1) Свободное движение рабочей силы

2) Свободная торговля землей

3) Отмена гос. регламентаций функционирования промышленности и торговли

4) Свобода внешней торговли

5) Низкие налоги

Маржинализм - сформировали теорию предельной полезности, которая изменила представление о ценности, цене, спроса и предложения.

Неоклассическая школа - появилось название макроэкономика, уточняется предмет экономической науки (оптимальное использование к ограниченным ресурсам)

Сформировали теорию рыночной равновесной цены, в которой доказали зависимость свободного рыночного ценообразования как от спроса, так и от предложения

Ввели понятие эластичность спроса, кратчайшее, краткосрочного и долгосрочного периода.

Доказали взаимозависимость рынка

Кейнсианство - появляется наука "Макроэкономика"

Доказали, что рыночный механизм не является саморегулируемой системой. Двигателем экономики является не совокупное предложение, а совокупный спрос. Для повышения спроса предлагали использовать налогово - бюджетную и денежно-кредитную политику гос-ва.


Совокупный спрос - потребность всех субъектов экономики

Лекция №2

Монетаризм (Монетарное направление)

Появилось в 50 г. - 70 г. 20 века, основоположник М. Фридман

"Снижения влияния гос-ва"

"Гос-ву необходимо контролировать обращение денег, заниматься контролем печати и сбалансированностью гос бюджета"

Монетаризм - господство идей государственного регулирования экономики должно смениться к возвратам традициям экономического либерализма

Экономическая функция гос-ва должна состоять в следующем:

1. Поддержание стабильного денежного обращения (контроль над эмиссией денег и денежной массой);

2. Не допускать инфляцию с помощью установления высокой ставки рефинансирования (ключевая ставка ЦБ для коммерческих банков);

3. Обеспечивать сбалансированность гос. бюджета с целью недопущения инфляции;

Институционализм

Появилось в 60 г. - 80 г. 20 века

"Нужно обязательно анализировать и использовать все иные инструменты, сферы и т.д., воздействующие на человека"

"Используется неоклассический синтез"

"Идеи рынка дополняются идеями гос-ва"

Предмет и методы экономической теории

"Предмет - (ранш. поиск источника благополучия) поиск рационального способа использования ресурса"

Экономическая теория изучает эконмическое поведение людей, которое связано с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и не материальных благ в условиях ограниченных ресурсах

"Любой процесс включает перечисленные 4 стадии"

Распределение рес-сов:

1. Производители сами могут определять

2. Ресурсы текут при прибыли

Микроэкономика и макроэкономика

Различают два уровня экономического анализа - микроэкономика и макроэкономика

Микроэкономика анализирует экономические действия отдельных домашних хозяйств (Один человек или семья — это потребители), фирм и отраслей

Макроэкономика изучает законы функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее агрегатов, совокупных величин: домашних хозяйств, бизнеса и правительственного сектора

"Совокупный спрос - AD=C+Ig+G+Nx"

Методы экономической теории

1. Метод научной абстракции
Выделяется главное в объекте исследования и отвлекается(абстрагируется) от не существенного, случайного, временного

2. Метод функционального анализа
Отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений



3. Графический метод
Позволяет представить функциональные связи как в статике, так и в динамике

4. Анализ
Разделение целого на отдельные составные части, изучение каждой из этих отдельных частей

5. Синтез
Метод, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое

6. Индукция
Метод, базирующийся на умозаключениях от частного к общему

7. Дедукция
Метод, базирующийся на умозаключениях от общего к частному

8. Позитивный метод
Исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть

9. Нормативный метод
Основан на исследовании того, как должно быть

Лекция №3

Основы общественного производства

Вопросы:

1)Базовые понятия общественного производства

2)Технологические выборы в экономике

Чтобы осуществить выбор хозяйственному сегменту в мире ограниченных ресурсов, он должен располагать информацией что (какие именно и в каком количестве), как(выбор технологий и ресурсов), для кого (кому предназначены произведенные блага и в каком количестве располагает ими предприятие) производить

Производство - целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей

факторы производства:

1) Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на создание экономических благ

2) Капитал - ресурс, создаваемый с целью производства больших экономических благ

Основной капитал - реальные активы длительного пользования, участвующих в нескольких производственных циклах

Оборотный капитал - активы, участвующие в одном производственном цикле(сырье)

3) Земля

4) Предпринимательские способности - способности создавать новое и идти на риск

Именно потребности заставляют людей заниматься производственной деятельностью

Благо - средства для удовлетворения потребностей

Классификация благ:

1)Экономическое благо - имеется по отношению к человеческим потребностям в ограниченном количестве

2)Не экономические благо - имеются по сравнению с человеческими потребностями в неограниченном количестве

3)Потребительские благо - предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей

4)Производственные благо - используемые в процессе производства ресурсы

Частные блага - предоставляются тем, кто за них заплатил

Общественные блага - пользуются все граждане страны


Различают материальное и нематериальное производство

В результате общественного производства создается общественное богатство (ввп)

ВВП-рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за год, вне зависимости от того, кто является собственником фактора производства

Созданные в процессе производства товары и услуги завершают свое движение в стадии потребления

Воспроизводство - непрерывно возобновляющийся процесс производства, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ

Простое воспроизводство - процесс, при котором производство возобновляется из года в год в неизменных размерах

Расширенное воспроизводство - в увеличивающихся размерах

C точки зрения всего народного хозяйства эффективным будет считать такое состояние, когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества

Экономический рост - количественное и качественное совершенствование продукта за определенный период времени

При экспансивном типе экономического роста - увеличение ВВП происходит за счет количественного роста факторов производства, а технологическая база остается неизменной



Лекция №4

При интенсивном типе

Поскольку ресурсы редки и экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг, необходимо принимать решения о том, какие товары производить, а от каких необходимо отказаться

Альтернативные возможности производства масла и танка

Возможности

Танки, тыс. шт

Масло, млн. кг

Цена (альтернативная стоимость) 1 млн кг масла выраженная в тыс. штук танков

А

15

0

-

Б

14

1

1

В

12

2

2

Г

9

3

3

Д

5

4

4

Е

0

5

5




Кривая производственных возможностей показывает значений альтернатив для общества при полном использовании всех ресурсов.

Точка Q означает неполную нагрузку производственных возможностей или безработицу

Точка S означает любая производственная программа не будет обеспечена имеющимися ресурсами.

Экономическое понимание категории цены сводится не только к сумме денег, которые нужно заплатить, но и связана с пониманием альтернативной стоимости или издержек упущенных возможностей – кол-во блага, от которого следует отказаться, чтобы получить какое-то кол-во другого блага.

Макроэкномика

Рыночная система. Спрос и предложение

  1. Современные экономические системы (эс)

  2. Рынок и его субъекты. Условия возникновения рынка. Функции рынка.

  3. Спрос и предложения. Равновесие спроса и предложения.

  4. Эластичность спроса и предложения

Экономическая система – специфических способ, которым общество решает фундаментальные проблемы экономики ( что, как и для кого производить)

Существует 3 разновидности ЭС:

  1. Рыночная

  2. Смешанная

  3. Административно-командная

Черты рыночной экономики:

  1. Частная собственность на инвестиционные ресурсы

  2. Свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора

  3. Приоритет личного корыстного интереса – индивидуализм

  4. Конкуренция, которая заставляет предпринимателя на должном уровне

  5. Рынок и цены как механизм саморегуляции (гос-во не вмешивается в ценообразование и т.д.)

  6. Рыночная направленность деятельности гос-ва.

  7. Соц. Неравенства.

Административно-командная – система, в которой доминирует общественная и государственная собственность на средства производства.

Смешанная экономика – система, которая объединяет элементы командной и рыночной экономики, механизм рынка отдельно дополняется активной деятельностью государства.

Лекция №5

Равновесие спроса и предложения