Файл: Выполнил (а) Захваткин Иван Дмитриевич институт (факультет) Кафедра Приборы и методы измерений, контроля, диагностики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тестовая (зачетная)работа по русскому языку и культуре речи)
выполнил (а)____Захваткин Иван Дмитриевич___________________


ИНСТИТУТ (факультет)___ Кафедра «Приборы и методы измерений, контроля, диагностики»___________________________________
группа_____________Б22-091-1з___________________________________

1. Выберите верное определение культуры речи:

а) владение нормами литературного языка в письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации,

б) общепринятое употребление языковых средств, совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида,

в) правила употребления языковых средств в зависимости от ситуации и отношения говорящего к предмету речи и адресату,

г) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации,

д) совокупность наиболее эффективных невербальных средств общения, использующихся в соответствии с требованиями нормированности, точности, логичности, чистоты, уместности, выразительности и богатства.

2. Выделяют следующие компоненты культуры речи:

а) нормативный, коммуникативный, этический,

б) стилистический, нормативный, этический,

в) коммуникативный, стилистический, нормативный,

г) коммуникативный, этический, стилистический.

3. Укажите, какие характеристики не являются коммуникативными качествами речи:

а) оригинальность;

б) богатство и выразительность;

в) точность;

г) лаконичность;

д) чистота;

е) понятность.

4. Укажите, какому понятию соответствует данное определение:

- правила использования речевых средств, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических,
стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

а) императивная норма,

б) языковая норма,

в) орфоэпические нормы,

г) диспозитивная норма,

д) лексические нормы.

5. Какой тип норм литературного языка регулирует произношение твердого или мягкого согласного перед [э]:

а) орфографические,

б) акцентологические,

в) орфоэпические,

г) лексические,

д) синтаксические.

6. Расстановку знаков препинания регулируют:

а) стилистические нормы,

б) синтаксические нормы,

в) грамматические нормы,

г) орфографические нормы,

д) пунктуационные нормы.

7. К грамматическим нормам не относятся:

а) стилистические нормы,

б) морфологические нормы,

в) словообразовательные нормы,

г) синтаксические нормы,

д) лексические нормы.

8. Выбор правильного варианта из числа паронимов входит в сферу

а) стилистических норм,

б) лексических норм,

в) синтаксических норм,

г) морфологических норм,

д) акцентологических норм.

9. Какой уровень отсутствует в системе языка?

а) морфологический;

б) лексический;

в) фонетический;

г) стилистический;

д) синтаксический.

10. Литературный язык

а) является высшей формой национального языка,

б) равнозначен понятию «национальный язык»,

в) существует параллельно с национальным языком,

г) существует только в художественной литературе.

11. Перечислите, какие признаки не характерны для литературного языка:

а) нормированность,

б) реализация только в письменной форме,

в) распространение на определенной территории,

г) стабильность языковых элементов,

д) наличие функциональных стилей,

е) обязательность для всех носителей.

12. Укажите, какие слова не относятся к лексике ограниченной сферы употребления:

а) термины,

б) диалектизмы,

в) антонимы,

г) жаргонизмы,

д) паронимы.

13. Территориально ограниченная разновидность национального языка – это:

а) диалект,

б) просторечие,

в) жаргон,

г) литературный язык.

14. Стилистическая окраска – это:

а) употребление языковых средств в зависимости от ситуации и отношения говорящего к предмету речи и к адресату,

б) исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемая в той или иной сфере общения и соотносимая с той или иной сферой профессиональной деятельности,

в) дополнительные стилистические оттенки, которые накладываются на основное предметно-логическое значение слова и выполняют эмоционально-экспрессивную или оценочную функцию,

г) система средств и способов выражения отношений общающихся.

15. Жанрами научного стиля являются:

а) резюме, акт, информационное письмо,

б) рецензия, аннотация, диссертация,

в) заметка, репортаж, очерк,

г) научная статья, лекция, учебное пособие.

16. В сфере агитационно-массовой деятельности используется

а) разговорный,

б) художественный стиль,

в) официально-деловой стиль,

г) научный стиль,

д) публицистический стиль.

17. Стандартизованность, клишированность, унифицированность – черты, характерные в большей степени для

а) публицистического стиля,

б) научного стиля,

в) официально-делового стиля,

г) разговорного стиля,

д) художественного стиля.

18. Для официальных документов характерно использование:

а) речевых штампов,

б) эмоционально-оценочной лексики,

в) профессиональных слов,

г) терминов,

д) средств выразительности.

19. Продукт речевой деятельности – это

а) речевая ситуация,

б) дискурс,

в) речевое взаимодействие,

г) высказывание.

20. Определите, какие компоненты включает в себя речевое событие:

а) приветствие, речевое общение, прощание,

б) словесная речь и все, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.), условия, в которых происходит речевое общение,

в) словесная речь и речевое равновесие,

г) говорение, понимание и реакция.

21. Совместная мыслительная деятельность оратора и аудитории называется

а) интеллектуальным сопереживанием,

б) взаимоподдержкой,

в) эмоциональным сопереживанием,

г) контактом.

22. Построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому называется

а) планом речи,

б) началом речи,

в) развертыванием речи,

г) композицией речи.

23. К социально-политическому красноречию относятся:

а) диспут, пресс-конференция, интервью,

б) вузовская лекция, рассказ учителя, научный доклад,

в) дипломатическая речь, митинговая речь, отчетный доклад,

г) судебная речь, приветственная речь, проповедь.

24. В ораторской речи нежелательно употребление:

а) жаргонизмов,

б) фразеологизмов,

в) сравнений,

г) цитат,

д) пословиц, поговорок,

е) большого количества иноязычных слов.

25. Каким методам изложения материала соответствуют определения. Соотнесите понятие и определение. 1-б, 2-е, 3-г

1. Расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.

2. Последовательное изложение одного вопроса за другим.

3. Изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

а) индуктивный метод,

б) концентрический метод,

в) метод аналогии,

г) исторический метод,

д) дедуктивный метод,

е) ступенчатый метод.

26. Невербальными средствами общения являются:

а) взгляд, жесты, голос,

б) устная и письменная речь,

в) только письменная речь,

г) мимика, поза, дистанция,

д) электронное сообщение, телефонный разговор, мобильное сообщение.

27. Основными типами речевых культур являются (укажите все возможные варианты):

а) элитарная,

б) среднелитературная,

в) фамильярно-разговорная.