Файл: Выполнил (а) Захваткин Иван Дмитриевич институт (факультет) Кафедра Приборы и методы измерений, контроля, диагностики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тестовая (зачетная)работа по русскому языку и культуре речи)
выполнил (а)____Захваткин Иван Дмитриевич___________________
ИНСТИТУТ (факультет)___ Кафедра «Приборы и методы измерений, контроля, диагностики»___________________________________
группа_____________Б22-091-1з___________________________________
1. Выберите верное определение культуры речи:
а) владение нормами литературного языка в письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации,
б) общепринятое употребление языковых средств, совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида,
в) правила употребления языковых средств в зависимости от ситуации и отношения говорящего к предмету речи и адресату,
г) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации,
д) совокупность наиболее эффективных невербальных средств общения, использующихся в соответствии с требованиями нормированности, точности, логичности, чистоты, уместности, выразительности и богатства.
2. Выделяют следующие компоненты культуры речи:
а) нормативный, коммуникативный, этический,
б) стилистический, нормативный, этический,
в) коммуникативный, стилистический, нормативный,
г) коммуникативный, этический, стилистический.
3. Укажите, какие характеристики не являются коммуникативными качествами речи:
а) оригинальность;
б) богатство и выразительность;
в) точность;
г) лаконичность;
д) чистота;
е) понятность.
4. Укажите, какому понятию соответствует данное определение:
- правила использования речевых средств, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических,
стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.
а) императивная норма,
б) языковая норма,
в) орфоэпические нормы,
г) диспозитивная норма,
д) лексические нормы.
5. Какой тип норм литературного языка регулирует произношение твердого или мягкого согласного перед [э]:
а) орфографические,
б) акцентологические,
в) орфоэпические,
г) лексические,
д) синтаксические.
6. Расстановку знаков препинания регулируют:
а) стилистические нормы,
б) синтаксические нормы,
в) грамматические нормы,
г) орфографические нормы,
д) пунктуационные нормы.
7. К грамматическим нормам не относятся:
а) стилистические нормы,
б) морфологические нормы,
в) словообразовательные нормы,
г) синтаксические нормы,
д) лексические нормы.
8. Выбор правильного варианта из числа паронимов входит в сферу
а) стилистических норм,
б) лексических норм,
в) синтаксических норм,
г) морфологических норм,
д) акцентологических норм.
9. Какой уровень отсутствует в системе языка?
а) морфологический;
б) лексический;
в) фонетический;
г) стилистический;
д) синтаксический.
10. Литературный язык
а) является высшей формой национального языка,
б) равнозначен понятию «национальный язык»,
в) существует параллельно с национальным языком,
г) существует только в художественной литературе.
11. Перечислите, какие признаки не характерны для литературного языка:
а) нормированность,
б) реализация только в письменной форме,
в) распространение на определенной территории,
г) стабильность языковых элементов,
д) наличие функциональных стилей,
е) обязательность для всех носителей.
12. Укажите, какие слова не относятся к лексике ограниченной сферы употребления:
а) термины,
б) диалектизмы,
в) антонимы,
г) жаргонизмы,
д) паронимы.
13. Территориально ограниченная разновидность национального языка – это:
а) диалект,
б) просторечие,
в) жаргон,
г) литературный язык.
14. Стилистическая окраска – это:
а) употребление языковых средств в зависимости от ситуации и отношения говорящего к предмету речи и к адресату,
б) исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемая в той или иной сфере общения и соотносимая с той или иной сферой профессиональной деятельности,
в) дополнительные стилистические оттенки, которые накладываются на основное предметно-логическое значение слова и выполняют эмоционально-экспрессивную или оценочную функцию,
г) система средств и способов выражения отношений общающихся.
15. Жанрами научного стиля являются:
а) резюме, акт, информационное письмо,
б) рецензия, аннотация, диссертация,
в) заметка, репортаж, очерк,
г) научная статья, лекция, учебное пособие.
16. В сфере агитационно-массовой деятельности используется
а) разговорный,
б) художественный стиль,
в) официально-деловой стиль,
г) научный стиль,
д) публицистический стиль.
17. Стандартизованность, клишированность, унифицированность – черты, характерные в большей степени для
а) публицистического стиля,
б) научного стиля,
в) официально-делового стиля,
г) разговорного стиля,
д) художественного стиля.
18. Для официальных документов характерно использование:
а) речевых штампов,
б) эмоционально-оценочной лексики,
в) профессиональных слов,
г) терминов,
д) средств выразительности.
19. Продукт речевой деятельности – это
а) речевая ситуация,
б) дискурс,
в) речевое взаимодействие,
г) высказывание.
20. Определите, какие компоненты включает в себя речевое событие:
а) приветствие, речевое общение, прощание,
б) словесная речь и все, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.), условия, в которых происходит речевое общение,
в) словесная речь и речевое равновесие,
г) говорение, понимание и реакция.
21. Совместная мыслительная деятельность оратора и аудитории называется
а) интеллектуальным сопереживанием,
б) взаимоподдержкой,
в) эмоциональным сопереживанием,
г) контактом.
22. Построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому называется
а) планом речи,
б) началом речи,
в) развертыванием речи,
г) композицией речи.
23. К социально-политическому красноречию относятся:
а) диспут, пресс-конференция, интервью,
б) вузовская лекция, рассказ учителя, научный доклад,
в) дипломатическая речь, митинговая речь, отчетный доклад,
г) судебная речь, приветственная речь, проповедь.
24. В ораторской речи нежелательно употребление:
а) жаргонизмов,
б) фразеологизмов,
в) сравнений,
г) цитат,
д) пословиц, поговорок,
е) большого количества иноязычных слов.
25. Каким методам изложения материала соответствуют определения. Соотнесите понятие и определение. 1-б, 2-е, 3-г
1. Расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.
2. Последовательное изложение одного вопроса за другим.
3. Изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
а) индуктивный метод,
б) концентрический метод,
в) метод аналогии,
г) исторический метод,
д) дедуктивный метод,
е) ступенчатый метод.
26. Невербальными средствами общения являются:
а) взгляд, жесты, голос,
б) устная и письменная речь,
в) только письменная речь,
г) мимика, поза, дистанция,
д) электронное сообщение, телефонный разговор, мобильное сообщение.
27. Основными типами речевых культур являются (укажите все возможные варианты):
а) элитарная,
б) среднелитературная,
в) фамильярно-разговорная.