Файл: В данной периодизации стадии психического развития соотносились с периодами исторического развития общества. В основе периодизации лежит способ добывания пищи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 44.03.02 Психолого-педагогическое образования
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика начального образования
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №2
по учебному курсу «Психология детства»
(наименование учебного курса)
Студент | Д.С. Луковская (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп – 1902г (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Заполните таблицу «Периодизации, основанные на одном внешнем по отношению к психическому развитию критерии».
Периодизация, стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Гетчинсон | В данной периодизации стадии психического развития соотносились с периодами исторического развития общества. В основе периодизации лежит способ добывания пищи. 1.Стадия рытья и копания (0-5 лет) 2.Стадия охоты (5-11 лет) 3.Стадия пастушества (8-12 лет) 4.Стадия земледелия (11-15 лет) 5.Стадия торговли и промышленности (14-20 лет) | Специфическим механизмом перехода от одной стадии к другой является игра, что является достоинством этой периодизации | |
Холл | Дикость (до 5 лет) - у ребёнка наблюдается стремление к копанию в песке. Всё в рот, съедобность - мерило всего (максимальное развитие в 3 года). Охота и захват добычи (5 - 11; 12 - 14 лет) - дети боятся чужих, агрессивных проявлений, жестокости. Всё делается тайком (максимальное развитие в 7 лет). Пастушество (8 - 12; 9 - 14 лет) - имеет свой собственный уголок, любит дом, животных (максимальное развитие в 10 лет). Земледельческий (11 - 13; 12 - 15 лет) - интерес к явлениям природы, любовь к садоводству, наблюдательность, осмотрительность (максимальное развитие в 14 лет). Промышленность и развитие (14 - 20 лет) - осознание роли денег, значение арифметики, деньги на первом месте (максимальное развитие в 18 - 20 лет). | | |
Штерн | Периоды биологической эволюции и исторического развития 1.Стадия млекопитающего 2.Стадия высшего млекопитающего. 3.Стадия первобытных народов. 4.Стадия культуры. | | |
Заззо | 1.Раннее детство (0-3 лет) 2.Дошкольный возраст (3-6 лет) 3.Начальное школьное образование (6-12) 4.Общее образование (12-16 лет) 5.Стадия высшего образования (17 и выше) | Периодизация созданная по биогенетическому принципу – где онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. | Периодизация строится на основе одного внешнего критерия, который не связан с самим процессом развития. |
Заполните таблицу «Периодизации, основанные на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии».
Периодизация, стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Блонский | 1.Беззубое детство (0-8 мес) 2.Детство молочных зубов (8мес - 6.5 лет) 3.Период постоянных зубов (до появления зубов мудрости). | Для периодизации Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями организма признак — появление и смена зубов. | Данная периодизации имеет скорее исторический контекст, поскольку для обьяснения особенностей психического развития не используется. |
Фрейд | Периоды сексуального развития 1.Оральная фаза (1-й год жизни) 2.Анальная фаза (2-3 год жизни) 3.Фаллическая фаза (3-6 год жизни) 4.Латентная фаза(5-12) 5.Генитальная фаза (фаза половозрелости) | Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка. | -Мифологичность; -Отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных; -Трудность проверки; -Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста. |
Пиаже | Развитие интеллекта. 1.Сенсомоторный (0-2 лет) 2.Стадия конкретных операций (2-11 лет) - дооперационная стадия (2-6 лет) - операционная 6-11 лет) 3.Стадия формальных операций (от 12 до взрослости) | - Постановка проблемы детского мышления как качественно своеобразного, имеющего уникальные достоинства; - Выделение активности самого ребенка; - Прослеживание генеза «от действия к мысли»; - Открытие феноменов детского мышления («феномены Пиаже») и разработка методов его исследования («задачи Пиаже») - Идеи Пиаже послужили стимулом для множества других теоретических и эмпирических исследований интеллекта. | - Функции и судьба эгоцентрической речи; - Существование эгоцентризма ребенка; - Сомнения относительно репрезентативности выборки и строгости используемых методов - Универсальность стадий (выполнение различных заданий во многих областях на одном и том же уровне, например на уровне конкретных операций), в том числе в разных культурах; - Спонтанность когнитивного развития ребенка, неэффективность непосредственного обучения когнитивным операциям со стороны взрослых |
Колберг | Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка. I уровень: Страх наказания (до 7 лет). 1. Страх перед правом силы. 2.Страх быть обманутым и недополучить благ. II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет). 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп. III уровень: Совесть (после 16 лет). 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей. | - Постановка проблемы о становлении морального сознания; - Продолжение экспериментов Жана Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста; - Рассматривает развитие интеллекта как аспект целостного процесса развития личности, причем социальная среда выступает не как система внешних взаимодействий, а как система возможностей, стимулирующих индивида к принятию определенных социальных ролей; - Выявил определённую закономерность - развитие моральных суждений зачастую зависит от возраста. | - Не учитывает существенные культурные различия, определяющие специфику господствующей морали в каждом конкретном обществе; - Исследование оценивает моральные установки, а не моральное поведение; - Не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту. |
Заполните таблицу «Периодизации, основанные на существенных особенностях развития».
Периодизация, стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Выготский | 1.Кризис новорожденности (0-2 мес.) 2.Младенчество (2 мес.-1 год) 3.Раннее детство (1-3 лет) 4.Дошкольный возраст (3-7 лет) 5.Школьный возраст (8-12 лет). 6.Пубертатный возраст (14-17 лет). | Периодизации, предложенные Выготским и Элькониным - наиболее продуктивные, т.к. связаны с поисками существенных особенностей самого развития. | |
Эриксон | Психосоциальное развитие. 1.Младенчество (0-1 г.) 2.Ранний возраст (1-3 лет) 3.Возраст игры (3-6 лет) 4.Школьный возраст (6-12 лет) 5.Подростковый и юношеский возраст (12-20 лет) 6.Ранняя взрослость (20-25 лет) 7.Взрослость. 8.Зрелость. | - Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового развития, адаптивные функции Эго; - Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия; - Одна из немногих теорий, охватывающая все жизненное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней; - Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы развития; - Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода. | - Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «надежда» и т.д.); - Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции. |
Петровский | 1.Детство – до 11 лет. 2.Отрочество (11-15 лет) 3.Юность (15-17) | Согласно А.В. Петровскому, детство - это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе. | |
Эльконин | 1.Младенчество (0-1) 2.Раннее детство (1-3) 3.Дошкольное детство (3-7) 4.Младшее школьное детство (7-11) 5.Младшее подростничество (11-13) 6.Старшее подростничество (13-15) | Развил представления Л. С. Выготского о возрастном развитии и положил в основу своей периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; личностные новообразования; характер протекания возрастного кризиса. | |
Леонтьев | 1.Младенчество. Непосредственно-эмоциональное общение (0-1 года) 2.Раннее детство с предметной деятельностью. (1-3 лет) 3.Дошкольное детство с игрой. (3-7 лет) 4.Школьный возраст с учением. (7-10 лет) 5.Подростковый | | |
1