Файл: В данной периодизации стадии психического развития соотносились с периодами исторического развития общества. В основе периодизации лежит способ добывания пищи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 44.03.02 Психолого-педагогическое образования

(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание №2
по учебному курсу «Психология детства»

(наименование учебного курса)


Студент

Д.С. Луковская

(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп – 1902г

(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023
Заполните таблицу «Периодизации, основанные на одном внешнем по отношению к психическому развитию критерии».


Периодизация, стадии

Принцип построения

Достоинства

Недостатки

Гетчинсон

В данной периодизации стадии психического развития соотносились с периодами исторического развития общества. В основе периодизации лежит способ добывания пищи.

1.Стадия рытья и копания (0-5 лет)

2.Стадия охоты (5-11 лет)

3.Стадия пастушества (8-12 лет)

4.Стадия земледелия (11-15 лет)

5.Стадия торговли и промышленности (14-20 лет)

Специфическим механизмом перехода от одной стадии к другой является игра, что является достоинством этой периодизации




Холл

Дикость (до 5 лет) - у ребёнка наблюдается стремление к копанию в

песке. Всё в рот, съедобность - мерило всего (максимальное развитие в 3

года).

Охота и захват добычи (5 - 11; 12 - 14 лет) - дети боятся чужих,

агрессивных проявлений, жестокости. Всё делается тайком

(максимальное развитие в 7 лет).

Пастушество (8 - 12; 9 - 14 лет) - имеет свой собственный уголок, любит

дом, животных (максимальное развитие в 10 лет).

Земледельческий (11 - 13; 12 - 15 лет) - интерес к явлениям природы,

любовь к садоводству, наблюдательность, осмотрительность

(максимальное развитие в 14 лет).

Промышленность и развитие (14 - 20 лет) - осознание роли денег,

значение арифметики, деньги на первом месте (максимальное развитие в

18 - 20 лет).







Штерн

Периоды биологической эволюции и исторического развития

1.Стадия млекопитающего

2.Стадия высшего млекопитающего.

3.Стадия первобытных народов.

4.Стадия культуры.







Заззо

1.Раннее детство (0-3 лет)

2.Дошкольный возраст (3-6 лет)

3.Начальное школьное образование (6-12)

4.Общее образование (12-16 лет)

5.Стадия высшего образования (17 и выше)

Периодизация созданная по биогенетическому принципу – где онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез.

Периодизация строится на основе одного внешнего критерия, который не связан с самим процессом развития.


Заполните таблицу «Периодизации, основанные на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии».

Периодизация, стадии

Принцип построения

Достоинства

Недостатки

Блонский

1.Беззубое детство (0-8 мес)
2.Детство молочных зубов (8мес - 6.5 лет)

3.Период постоянных зубов (до появления зубов мудрости).


Для периодизации Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями организма признак — появление и смена зубов.

Данная периодизации имеет скорее исторический контекст, поскольку для обьяснения особенностей психического развития не используется.

Фрейд

Периоды сексуального развития

1.Оральная фаза (1-й год жизни)

2.Анальная фаза (2-3 год жизни)

3.Фаллическая фаза (3-6 год жизни)

4.Латентная фаза(5-12)

5.Генитальная фаза (фаза половозрелости)

Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка.

-Мифологичность;

-Отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных;

-Трудность проверки;

-Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста.


Пиаже

Развитие интеллекта.

1.Сенсомоторный (0-2 лет)

2.Стадия конкретных операций (2-11 лет)

- дооперационная стадия (2-6 лет)

- операционная 6-11 лет)

3.Стадия формальных операций (от 12 до взрослости) 

 - Постановка проблемы детского мышления как качественно своеобразного, имеющего уникальные достоинства;

- Выделение активности самого ребенка;

- Прослеживание генеза «от действия к мысли»;

- Открытие феноменов детского мышления («феномены Пиаже») и разработка методов его исследования («задачи Пиаже»)

- Идеи Пиаже послужили стимулом для множества

других теоретических и эмпирических исследований

интеллекта.

 - Функции и судьба эгоцентрической речи;

- Существование эгоцентризма ребенка;

- Сомнения относительно репрезентативности выборки и строгости используемых методов

- Универсальность стадий (выполнение различных заданий во многих областях на одном и том же уровне, например на уровне конкретных операций), в том числе в разных культурах;

- Спонтанность когнитивного развития ребенка, неэффективность непосредственного обучения когнитивным операциям со стороны взрослых

Колберг

Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: Страх наказания (до 7 лет).

1. Страх перед правом силы.

2.Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет).

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

- Постановка проблемы о становлении морального сознания;

- Продолжение экспериментов Жана Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста;

- Рассматривает развитие интеллекта как аспект целостного процесса развития личности, причем социальная среда выступает не как система внешних взаимодействий, а как система возможностей, стимулирующих индивида к принятию определенных социальных ролей;

Выявил определённую закономерность - развитие моральных суждений зачастую зависит от возраста.


- Не учитывает существенные культурные различия, определяющие специфику господствующей морали в каждом конкретном обществе;

- Исследование оценивает моральные установки, а не моральное поведение;

- Не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.





Заполните таблицу «Периодизации, основанные на существенных особенностях развития».

Периодизация, стадии

Принцип построения

Достоинства

Недостатки

Выготский

1.Кризис новорожденности (0-2 мес.)

2.Младенчество (2 мес.-1 год)

3.Раннее детство (1-3 лет)

4.Дошкольный возраст (3-7 лет)

5.Школьный возраст (8-12 лет).

6.Пубертатный возраст (14-17 лет).

Периодизации, предложенные Выготским и Элькониным - наиболее продуктивные, т.к. связаны с поисками существенных особенностей самого развития.





Эриксон

 Психосоциальное развитие.

1.Младенчество (0-1 г.)

2.Ранний возраст (1-3 лет)

3.Возраст игры (3-6 лет)

4.Школьный возраст (6-12 лет)

5.Подростковый и юношеский возраст (12-20 лет)

6.Ранняя взрослость (20-25 лет)

7.Взрослость.

8.Зрелость.

- Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудности здорового развития, адаптивные функции Эго;

- Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст, но и широкие культурные, исторические условия;

- Одна из немногих теорий, охватывающая все жизненное пространство индивида: от младенчества до старости с выделением качественно различных ступеней;

- Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социальные индикаторы развития;

- Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода.

- Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «надежда» и т.д.);

- Недостаточная эмпирическая проверка психосоциальной концепции.


Петровский

1.Детство – до 11 лет.

2.Отрочество (11-15 лет)

3.Юность (15-17)

Согласно А.В. Петровскому, детство - это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.




Эльконин

1.Младенчество (0-1)

2.Раннее детство (1-3)

3.Дошкольное детство (3-7)

4.Младшее школьное детство (7-11)

5.Младшее подростничество (11-13)

6.Старшее подростничество (13-15)

Развил представления Л. С. Выготского о возрастном развитии и положил в основу своей периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; личностные новообразования; характер протекания возрастного кризиса.




Леонтьев

1.Младенчество. Непосредственно-эмоциональное общение (0-1 года)

2.Раннее детство с предметной деятельностью. (1-3 лет)

3.Дошкольное детство с игрой. (3-7 лет)

4.Школьный возраст с учением. (7-10 лет)

5.Подростковый











1