ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Федеральное агентство по рыболовству Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный технический университет» Система менеджмента качества в области образования, воспитания, науки и инноваций сертифицирована DQS по международному стандарту ISO 9001:2015 |
Институт | Информационных технологий и коммуникаций |
Направление | 10.05.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем» |
Профиль | «Введение в языкознание» |
От __________ № ___________
ДОКЛАД
« Происхождение языка: теории происхождения языка (логосическая теория, теория звукоподражания, междометная теория, теория происхождения языка из жестов, теория общественного договора, теория трудовых выкриков, трудовая теория) »
по дисциплине «Введение в языкознание»
Выполнил ст. группы ДИБСС 21/1
Ажмамбетова Софья Нуруллаевна
Оценка «________» Содержание | | |
Вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознание, так как он тесно связан с происхождением самого человека. Сложность данного вопроса заключается в том, что в настоящее время нет реальных сведений, подтвержденных фактами о том, как появился язык. О его возникновении можно лишь догадываться, опираясь на косвенные источники.
В данной работе мы рассмотрим теории происхождения языка.
Логосическая теория
Логосическая теория (от лат. logos – слово, язык) существовала на ранних этапах развития цивилизации. В соответствии с этой теорией в основе зарождения мира лежало духовное начало, которое обозначалось разными словами – «Бог», «Логос», «Дух», «Слово». Дух, воздействуя на материю в хаотическом состоянии творил мир. Конечным актом этого творения явился человек. Таким образом, духовное начало (или «Логос») существовало до человека, управляя инертной материей. Эту божественную теорию происхождения языка разделяли такие крупнейшие мыслители, как Платон (IV в. До н.э.), немецкие просветители XVIII в. И. Гердер, Г. Лессинг и др. Однако слово, согласно этой теории, имело не только божественное, но и человеческое происхождение, т.к. человек, созданный по образу и подобию Божию, получил от Бога и дар слова. Но доверия к человеку и его разуму все же не было. Слово, созданное им, было несовершенно, поэтому оно должно было пройти через «суд старейшин». Более того слово человека господствовало над ним, подрывало силу его духа и разума.
Теория звукоподражания
Данную теорию отстаивали древнегреческий философ-материалист Демокрит, немецкий философ Г. Лейбниц, американский лингвист У. Уитни и др. Суть этой теории состоит в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Конечно, в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов (bark-bark, cheep ), но этих слов очень немного, и с помощью их невозможно объяснить появление «безгласных» названий предметов (river, distance, coast).
Недостатки: 1) недооценка социальных условий возникновения языка; 2) абсолютизация принципа звукоподражания («stone», «house» - происхождение не вписывается в эту теорию).
Междометная теория
Теория междометий заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова. Данную теорию развивали немецкий ученый Я. Гримм, Г. Штейнталь, французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо и др.
Недостатки теории: 1) причина возникновения языка сводится только к экспрессивной функции
; 2) междометий в языке немного, а на вопрос о происхождении других слов теория не дает ответа.
Теория происхождения языка из жестов
Основателем этой теории считается немецкий философ и психолог второй половины XIX в. В. Вундт (1832-1920). По Вундту, первоначальное слово — это бессознательный продукт внутреннего мира человека, психических движений этого мира. Истоки языка находятся в ярких, бросающихся в глаза признаках предметов. Первые звуки, вызванные этими признаками, могли быть и эмоциональными выкриками (междометиями), и подражанием звучанию соответствующего предмета. На первом этапе развития языка а звуковым эмоциональным реакциям сопутствовали мимические и пантомимические, которые отражали внутреннее состояние человека. Вундт считал, что первоначально существовало как бы два языка- язык звуков (физические движения я языка и губ) и язык жестов (движение рук, головы, тела, мышц лица). Звуками выражались чувства, эмоциональное состояние, жестами - представления о предметах, воля человека. Рукой и мимикой выражали разрешение и запрет, указание и просьбу, угрозу и поощрение. Постепенно звуковой язык совершенствуется, а язык жестов начинает играть вспомогательную роль, как менее удобный по сравнению со звуковым.
Следует отметить, что язык жестов наблюдается у многих современных племен. Например, жестовый язык австралийского племени аранда насчитывает около 450 различных жестов, не только указывающих на конкретные предметы, но и обозначающих общие представления. Этот язык дополняет звуковой. Широко развит жестовый язык в межплеменном общении у индейцев Америки.
Теория общественного договора
В ХV111 в. появилась теория общественного договора, которая опиралась на античность. Особенно большое внимание уделили ей французские просветители П.Мопертюи (1698—1759), Э.Кондильяк (1715—1780), Ж.-Ж.Руссо (1712—1778), шотландский философ А.Смит (1723—1790) и др. Некоторые основополагающие идеи теории общественного договора сформулировал в ХV11 в. один из предшественников просветителей, английский философ Т.Гоббс (1588--1679). Он считал, что речь была изобретена людьми подобно тому, как люди изобрели книгопечатание. Первобытным людям “пришло в голову” давать названия вещам. С помощью названий люди получили возможность удерживать в памяти свои мысли и сообщать их друг другу для взаимной пользы и приятного общения. ХV111 в. явился эпохой первой промышленной революции,
когда делалась масса изобретений и открытий, а в философии доминировала вера во всемогущество человеческого разума. Просветители ХV111 в. выдвинули принцип сознательной организованности простых людей, объясняющий, по их мнению, происхождение общества и его разумное социальное устройство. Этот принцип оформился в виде теории общественного договора, в которой язык возникает в результате коллективного соглашения.
Теория трудовых выкриков
В Х1Х в. в трудах вульгарных материалистов французского философа Л.Нуаре и немецкого ученого К.Бюхера (1847—1930) была выдвинута теория происхождения языка из трудовых выкриков. Ее основная суть сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Л.Нуаре подчеркивал, что мышление и действие были первоначально неразрывны. Выкрики и возгласы при совместной деятельности облегчали и организовывали действия первобытных людей. Трудовая деятельность первых людей осуществлялась с помощью естественных предметов. Затем люди научились изготовлять орудия труда, которые способствовали его ритмизации. Процесс трудовой деятельности стал сопровождаться более или менее ритмическими возгласами. Эти возгласы постепенно превратились в символы трудовых процессов. Таким образом, первоначальный язык был набором глагольных корней. Теория трудовых выкриков является, по сути, вариантом междометной теории
Трудовая теория
В более сложном виде в последней трети Х1Х в. Ф.Энгельсом (1820— 1895) была сформулирована трудовая теория происхождения языка. Общий процесс развития человека и общества Энгельс представляет в ней как взаимодействие труда, сознания и языка. Труд, язык и мысль формировались одновременно, в единстве и взаимодействии. Развитие орудий труда, обогащение трудовых навыков заставляло интенсивнее работать человеческую мысль, совершенствовало сознание человека. Усиление деятельности мысли, совершенствование сознания оказывали влияние и на развитие языка. В свою очередь развитие сознания, мышления и речи оказывало воздействие на труд, вело к созданию новых орудий труда и технологий, к изменению сферы материального производства. Таким образом на протяжении всей истории человечества осуществлялось взаимостимулирующее влияние труда, мысли и языка.
Вывод
Таким образом, мы с вами вкратце разобрали основные теории происхождения языка, представляющие собой более или менее вероятные гипотезы, традиционно носящие в языкознании название теорий.