Файл: Занятие 2 Функции морали Задание Педагогические ситуации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие № 2

Функции морали
Задание 1.

Педагогические ситуации
Прочитайте текст. Выберите наиболее верный (по вашему мнению) ответ педагога или предложите собственный вариант. Обоснуйте ваш выбор. Какая из функций морали реализуется в каждом конкретном случае?
Ситуация 1.

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

(Регулятивная и коммуникативная функции морали)

Такой вопрос предполагает готовность учителя к диалогу, способность слышать проблему ученика, которая может лежать не только в области проявления упрямства, а быть связанной с непониманием задания, плохим самочувствием и т.д.
Ситуация 2.

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!».

(Воспитательная и коммуникативная функции морали)

Таким ответом, можно закрепить доверительные отношения в общении между учителем и учеником.
Ситуация 3.

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Ну и что?»


2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

(Воспитательная, коммуникативная и регулятивная функции морали)

Я считаю, что важно выяснить мотивацию отказа ученика работать со своим одноклассником т.к. это может быть связано не с проявлением упрямства, а страхом на основе предшествующего негативного опыта.
Ситуация 4.

В классе мальчик – явный «коммерсант»: он всё время пытается что-то выменять или продать одноклассникам. Что с ним делать?

а) один раз серьёзно поговорить с мальчиком в присутствии родителей и директора и попросить «коммерсанта» прекратить в школе свою «бурную деятельность»;

б) посоветовать родителям отдать мальчика в специальный коммерческий колледж;

в) однажды вызвать в школу милицию и взять «коммерсанта» с поличным;

г) чаще упоминать в качестве антипримера – как не нужно себя вести;

д) как можно чаще ставить его в пример одноклассникам как перспективного бизнесмена.

(Познавательная и мотивационная функции морали)

Такого рода совет расширит знания и возможности ученика в развитии присущих ему способностей.
Ситуация 5.

В классе мальчики часто обижают девочек. Учительница старается их защитить. Мальчики сердятся: «Вы девчонок больше любите, чем нас». Что им ответить?

а) «А за что вас любить? За то, что девочек обижаете?»;

б) «Конечно, люблю и защищаю – на вас надеяться нельзя!»;

в) «Люблю я всех одинаково, но защищаю тех, кого обижают»;

г) «Я бы и вас любила, если бы не обижали девочек»;

д) оставить без комментариев.

(Ценностно-ориентирующая и воспитательная функции морали)

Примером такого поведения педагог ориентирует детей на необходимость защищать слабых, при этом, не роняя ценность всех учеников для себя.
Задание 2.

Подберите из разных источников педагогические ситуации, иллю­стрирующие реализацию функций морали:



Регулятивной; ценностно-ориентирующей; познавательной (гносеологической); воспитательной; оценочной; мотивационной; коммуникативной.
Регулятивная, познавательная и коммуникативная функции морали.

На классном часу один из семиклассников заявляет классному руководителю:

«Мария Ивановна, а почему 7 «А» класс все время ходит то на экскурсии, то

в музей, то в походы? А мы все беседуем, беседуем, беседуем...» Что ответить?
Воспитательная, ценностно-ориентирующая и мотивационная функции морали.

У одной учениц пропала собака. Девочка пришла в школу печальная, удрученная, ей совсем не до учебы. Как помочь девочке?
Оценочная функция морали.
Читая повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Антон восхитился поступком Петра Гринёва, который защитил честь Маши Мироновой. Мораль помогла ему расценить этот поступок как благородный.

Познавательная функция морали.
После того, как Оксану отругали за то, что она нагрубила соседке, она задумалась над своим поведением и поняла, что поступила неправильно. Мораль помогла Оксане понять одно из своих личностных качеств (что иногда ей очень хочется на кого-нибудь сорваться без особого повода) и сделать вывод, что, однако, стоит держать себя в руках.