Файл: А. Е. Каленкин 20 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник 13 ОФПС

по Ростовской области

майор внутренней службы

А.Е. Каленкин

«___» ___________ 20____ года


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий в системе подготовки личного состава дежурных караулов по психологической подготовке

31 пожарно-спасательной части ФГКУ «13 отряд ФПС по Ростовской области»

Тема № 1: Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса.
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 45 минут (1 учебный час)
Цель занятия:

изучить особенности проявления и развития профессионального стресса и стратегии совладания с ним;

ознакомить слушателей с разными методами профилактики профессионального стресса в системе МЧС России.

1. Литература, используемая при проведении занятия:

1.1 Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. Учебник спасателя /Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: МЧС России.- 1997. – С.485-500.;

1.2 Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Герокарис А.В. Охрана труда спасателя /Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева – М.: МЧС России. – 1998. – с.51-76,152-165.;

1.3 Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя. – М.: МЧС России, 1997.;

1.4 Шойгу Ю.С. Елисеева И.Н. Психологическая служба МЧС России – СПб.:, 2009.
2. Развернутый план занятия.



п\п

Учебные вопросы

Время

(мин)

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение учебного вопроса

1

Подготовительная часть

5

Проверка наличия начальствующего состава. Объявления темы занятий, доведение содержания целей, задач

2



Общее понятие «стресса». Виды стресса


10


Стресс – это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование. Неспецифическая реакция означает, что независимо от характера воздействия развивается реакция организма по одному механизму.

Стресс сформировался у человека как одно из важных и закономерных элементов механизма приспособления. Воздействие любого значимого фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:

  • мобилизацию физиологических систем, обеспечивающих приспособление именно к данному фактору (голоду, холоду, физической нагрузке, недостатку воздуха, токсину). Именно за счет мобилизации люди выпрыгивают из окон во время пожара и не ломают конечности, так же могут неделями жить без пищи и т.д.;

  • активацию стандартных, неспецифических реакций, развивающихся при воздействии любого необычного для организма стимула.

Эти два взаимосвязанных процесса составляют сущность стресс-реакции.

Существует несколько классификаций стресса. Можно выделить два вида стресса: эустресс и дистресс.

Эустресс – это стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.

Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Дистресс несет в себе разрушительную силу для нашего организма.Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

3

Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса у пожарных. Негативные последствия.


15

Под определением профессионального стресса подразумевается эмоциональное напряжение сотрудника, которое вызвано его трудовой деятельностью. Это состояние не обязательно связано с какими-то внезапными экстремальными или неприятными ситуациями. Напряжение может накапливаться годами, и затем перерасти в серьезную и продолжительную депрессию. Причин развития профессионального стресса несколько:

- плохие условия работы – некачественное или несовременное техническое оснащение, неудобное рабочее место, недостаточное освещение, теснота помещения, плохой микроклимат: слишком холодно или жарко, отсутствие вентиляции;

неудобное или удаленное расположение места работы от дома;

- экономический фактор: низкая оплата труда, неопределенность перспектив;

- скука, рутинная работа, неподходящий по возрасту коллектив;

- конфликты с коллегами, угроза увольнения;

- слишком большая ответственность, неопределенность границ обязанностей;

- личные качества: неспособность сотрудника адаптироваться и подстраиваться под коллектив, отсутствие выдержки и самоконтроля;

- несовпадение внутренних установок и ценностей с условиями работы.

Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.

Накопление профессионального стресса может происходить по двум различным механизмам в зависимости от режима деятельности специалистов:

Режим деятельности

Причины накопления профессионального стресса

Дежурство

(режим ожидания)

Стресс связан с характером повседневной профессиональной деятельности.

Экстремальные ситуации, критические инциденты

Сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, как собственной, так и других людей

Травматический стресс. Экстремальные ситуации характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств, которые влияют на психику сотрудника, что иногда может приводить к дезадаптации.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п. Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Последствия, которые могут возникать после травматического события:

1. Эмоционально-поведенческие:

  1. Грусть;

  2. Беспомощность;

  3. Напряженность и беспокойство;

  4. Злость;

  5. Страх;

  6. Вина.

2. Вегетативные:

  1. Усталость и истощенность – все травматические инциденты оказывают интенсивное и длительное воздействие на ваше тело, не всегда прекращающееся с завершением события. Тело долгое время может находиться в состоянии мобилизации, что в дальнейшем приводит к сильной усталости, а позже к истощению.

  2. Мускульное напряжение – нервное напряжение, в котором находился человек, выражается в мускульном напряжении различных частей тела. Последнее сопровождается разнообразными симптомами, начиная с общей негибкости и напряжения, до болей различной локализации (головных болей, ощущений удушья и комка в горле), а также может привести к некоторым заболеваниям пищеварительного тракта, сосудистых систем и т.п.

  3. Учащённое сердцебиение – все эмоциональные реакции связаны с кратковременными или долговременными соматическими («сома» - тело) реакциями, такими, как учащённое сердцебиение, потливость, тремор, что может приводить к периодическому нервному ознобу, соматическим болям и проблемам с пищеварением.

Медицинское лечение может снять вегетативную симптоматику, однако, нередко после отмены препаратов, симптомы возвращаются вновь. Поэтому важно помнить, что проработка травматического события и проговаривание его с кем-нибудь – это самый важный шаг к выздоровлению.

3. Когнитивные: травматический стресс может пошатнуть базовые представления человека о мире и о себе. Например: базовую иллюзию простоты устройства мира, контролируемости событий и собственного бессмертия. Кроме того, изменяются динамические характеристики мышления. Сужается временная перспектива, ухудшается память, внимание.

4. Социально-психологические: изменение взаимоотношений со значимыми людьми: в семье, с друзьями, коллегами и т.д.

При стрессе в организме человека происходят изменения, которые можно разделить на три стадии:

1 стадия – Общая реакция тревоги.

2 стадия – Повышение общей резистентности (сопротивляемости) организма к стрессовым воздействиям.

3 стадия – Истощение.

Происходит расстройство механизмов саморегуляции организма.

Стресс оказывает влияние и проявляется на разных уровнях функционирования человека, в связи с этим выделяют четыре субсиндрома (внешних проявлений) стресса:

1. Эмоционально-поведенческий – состоит в эмоциональных и поведенческих реакциях на ситуации, диапазон этих изменений может быть весьма широким: от незначительных изменениях в общем эмоциональном фоне и поведении до острых реакций на стресс: плаче, истерике, ажитированном или агрессивном поведении, апатии и т.д.

2. Вегетативный – проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса. К проявлениям вегетативного субсиндрома стресса относят:

- изменение частоты сердечных сокращений;

- изменение и глубины дыхания,

- возникновение неприятных ощущений в области желудочно-кишечного тракта, сердца;

- изменение цвета кожных покровов;

- расширение зрачков;

- изменение тонуса скелетных мышц и т.д.

3. Когнитивный – проявляется в изменении познавательных процессов (восприятие, внимание, мышление, память и др.), а также процессов самосознания (Я-образа, самооценки), осмысления действительности т.д. Например: сознание может быть суженым, когда, человеком осознается только то, что оценивается как важное для решения возникшей острой проблемы.

4. Социально-психологический – проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессовых ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций, в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т. п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми. Возникают трудности в семье.

4

Профилактика профессионального стресса. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников.


10

Система профилактики профессионального стресса включает в себя несколько аспектов:

- медицинское обеспечение;

- психологическое обеспечение;

- работа руководства, направленная на организацию труда и отдыха.

Психологическое обеспечение включает в себя:

1. Психологическая профилактика. Комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Соответственно, психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций по оказанию помощи в вопросах социализации;

2. Психофизиологическая диагностика. Динамическое наблюдение за психологическим состоянием профессиональных контингентов МЧС России в период прохождения службы (работы, учебы) с целью выявления наличия и степени выраженности психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью;

3. Психологическая подготовка личного состава.

Занятия, направленные на усвоение знаний, навыков и умений в области психологии, формирование и развитие профессионально важных качеств сотрудника, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, сохранения профессионального здоровья и увеличения профессионального долголетия.

4. Психологическое консультирование. В рамках консультационной работы проводится психологическое консультирование сотрудников МЧС и членов их семей, психокоррекционные и психотерапевтические групповые занятия, направленные на оптимизацию психического состояния участников.

5. Мероприятия по реабилитации и коррекции психоэмоционального состояния. Система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных функций психических, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и пр.

Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. 

В комнатах психоэмоциональной разгрузки психологи обучают личный состав методам саморегуляции и контроля над физиологическими функциями, как с использованием специализированной техники.

Коррекционная и реабилитационная работа направлена на то, чтобы помочь специалистам экстремального профиля поддерживать и сохранять психологическое здоровье, а в случае необходимости эффективно справляться с проблемами, возникающими в процессе профессиональной деятельности.

В комплексную систему реабилитации входят как профилактические, так и восстановительные мероприятия – это и психотерапевтическое консультирование, приемы аутотренинга и психической саморегуляции (упражнения на мышечную релаксацию, эмоциональное расслабление), групповые тренинги и т. д.

5

Заключительная часть

5

Подведение итогов занятий, опрос начальствующего состава. Приведение в порядок мест занятий. Объявление оценок.



3. Приборы и оборудование, применявшиеся в ходе занятия: методический план, дополнительная литература.


Составил:

Психолог отделения кадровой

и воспитательной работы

ФГКУ «13 отряд ФПС по Ростовской области»

старший лейтенант внутренней службы М.С. Ушакова

«____»____________ 2017 года

Начальника части 31 пожарно-спасательной части

ФГКУ «13 отряд ФПС по Ростовской области»

майор вн. службы А.Б. Широков

«____»____________ 2017 года