ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 13 ОФПС
по Ростовской области
майор внутренней службы
А.Е. Каленкин
«___» ___________ 20____ года
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий в системе подготовки личного состава дежурных караулов по психологической подготовке
31 пожарно-спасательной части ФГКУ «13 отряд ФПС по Ростовской области»
Тема № 1: Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса.
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время: 45 минут (1 учебный час)
Цель занятия:
изучить особенности проявления и развития профессионального стресса и стратегии совладания с ним;
ознакомить слушателей с разными методами профилактики профессионального стресса в системе МЧС России.
1. Литература, используемая при проведении занятия:
1.1 Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. Учебник спасателя /Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: МЧС России.- 1997. – С.485-500.;
1.2 Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Герокарис А.В. Охрана труда спасателя /Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева – М.: МЧС России. – 1998. – с.51-76,152-165.;
1.3 Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя. – М.: МЧС России, 1997.;
1.4 Шойгу Ю.С. Елисеева И.Н. Психологическая служба МЧС России – СПб.:, 2009.
2. Развернутый план занятия.
№ п\п | Учебные вопросы | Время (мин) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение учебного вопроса | ||||||
1 | Подготовительная часть | 5 | Проверка наличия начальствующего состава. Объявления темы занятий, доведение содержания целей, задач | ||||||
2 | Общее понятие «стресса». Виды стресса | 10 | Стресс – это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование. Неспецифическая реакция означает, что независимо от характера воздействия развивается реакция организма по одному механизму. Стресс сформировался у человека как одно из важных и закономерных элементов механизма приспособления. Воздействие любого значимого фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:
Эти два взаимосвязанных процесса составляют сущность стресс-реакции. Существует несколько классификаций стресса. Можно выделить два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс – это стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне. Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Дистресс несет в себе разрушительную силу для нашего организма.Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. | ||||||
3 | Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса у пожарных. Негативные последствия. | 15 | Под определением профессионального стресса подразумевается эмоциональное напряжение сотрудника, которое вызвано его трудовой деятельностью. Это состояние не обязательно связано с какими-то внезапными экстремальными или неприятными ситуациями. Напряжение может накапливаться годами, и затем перерасти в серьезную и продолжительную депрессию. Причин развития профессионального стресса несколько: - плохие условия работы – некачественное или несовременное техническое оснащение, неудобное рабочее место, недостаточное освещение, теснота помещения, плохой микроклимат: слишком холодно или жарко, отсутствие вентиляции; неудобное или удаленное расположение места работы от дома; - экономический фактор: низкая оплата труда, неопределенность перспектив; - скука, рутинная работа, неподходящий по возрасту коллектив; - конфликты с коллегами, угроза увольнения; - слишком большая ответственность, неопределенность границ обязанностей; - личные качества: неспособность сотрудника адаптироваться и подстраиваться под коллектив, отсутствие выдержки и самоконтроля; - несовпадение внутренних установок и ценностей с условиями работы. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический. Накопление профессионального стресса может происходить по двум различным механизмам в зависимости от режима деятельности специалистов:
Травматический стресс. Экстремальные ситуации характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств, которые влияют на психику сотрудника, что иногда может приводить к дезадаптации. Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п. Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность. Последствия, которые могут возникать после травматического события: 1. Эмоционально-поведенческие:
2. Вегетативные:
Медицинское лечение может снять вегетативную симптоматику, однако, нередко после отмены препаратов, симптомы возвращаются вновь. Поэтому важно помнить, что проработка травматического события и проговаривание его с кем-нибудь – это самый важный шаг к выздоровлению. 3. Когнитивные: травматический стресс может пошатнуть базовые представления человека о мире и о себе. Например: базовую иллюзию простоты устройства мира, контролируемости событий и собственного бессмертия. Кроме того, изменяются динамические характеристики мышления. Сужается временная перспектива, ухудшается память, внимание. 4. Социально-психологические: изменение взаимоотношений со значимыми людьми: в семье, с друзьями, коллегами и т.д. При стрессе в организме человека происходят изменения, которые можно разделить на три стадии: 1 стадия – Общая реакция тревоги. 2 стадия – Повышение общей резистентности (сопротивляемости) организма к стрессовым воздействиям. 3 стадия – Истощение. Происходит расстройство механизмов саморегуляции организма. Стресс оказывает влияние и проявляется на разных уровнях функционирования человека, в связи с этим выделяют четыре субсиндрома (внешних проявлений) стресса: 1. Эмоционально-поведенческий – состоит в эмоциональных и поведенческих реакциях на ситуации, диапазон этих изменений может быть весьма широким: от незначительных изменениях в общем эмоциональном фоне и поведении до острых реакций на стресс: плаче, истерике, ажитированном или агрессивном поведении, апатии и т.д. 2. Вегетативный – проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса. К проявлениям вегетативного субсиндрома стресса относят: - изменение частоты сердечных сокращений; - изменение и глубины дыхания, - возникновение неприятных ощущений в области желудочно-кишечного тракта, сердца; - изменение цвета кожных покровов; - расширение зрачков; - изменение тонуса скелетных мышц и т.д. 3. Когнитивный – проявляется в изменении познавательных процессов (восприятие, внимание, мышление, память и др.), а также процессов самосознания (Я-образа, самооценки), осмысления действительности т.д. Например: сознание может быть суженым, когда, человеком осознается только то, что оценивается как важное для решения возникшей острой проблемы. 4. Социально-психологический – проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессовых ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций, в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т. п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми. Возникают трудности в семье. | ||||||
4 | Профилактика профессионального стресса. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников. | 10 | Система профилактики профессионального стресса включает в себя несколько аспектов: - медицинское обеспечение; - психологическое обеспечение; - работа руководства, направленная на организацию труда и отдыха. Психологическое обеспечение включает в себя: 1. Психологическая профилактика. Комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Соответственно, психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций по оказанию помощи в вопросах социализации; 2. Психофизиологическая диагностика. Динамическое наблюдение за психологическим состоянием профессиональных контингентов МЧС России в период прохождения службы (работы, учебы) с целью выявления наличия и степени выраженности психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью; 3. Психологическая подготовка личного состава. Занятия, направленные на усвоение знаний, навыков и умений в области психологии, формирование и развитие профессионально важных качеств сотрудника, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, сохранения профессионального здоровья и увеличения профессионального долголетия. 4. Психологическое консультирование. В рамках консультационной работы проводится психологическое консультирование сотрудников МЧС и членов их семей, психокоррекционные и психотерапевтические групповые занятия, направленные на оптимизацию психического состояния участников. 5. Мероприятия по реабилитации и коррекции психоэмоционального состояния. Система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных функций психических, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и пр. Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. В комнатах психоэмоциональной разгрузки психологи обучают личный состав методам саморегуляции и контроля над физиологическими функциями, как с использованием специализированной техники. Коррекционная и реабилитационная работа направлена на то, чтобы помочь специалистам экстремального профиля поддерживать и сохранять психологическое здоровье, а в случае необходимости эффективно справляться с проблемами, возникающими в процессе профессиональной деятельности. В комплексную систему реабилитации входят как профилактические, так и восстановительные мероприятия – это и психотерапевтическое консультирование, приемы аутотренинга и психической саморегуляции (упражнения на мышечную релаксацию, эмоциональное расслабление), групповые тренинги и т. д. | ||||||
5 | Заключительная часть | 5 | Подведение итогов занятий, опрос начальствующего состава. Приведение в порядок мест занятий. Объявление оценок. |
3. Приборы и оборудование, применявшиеся в ходе занятия: методический план, дополнительная литература.
Составил:
Психолог отделения кадровой
и воспитательной работы
ФГКУ «13 отряд ФПС по Ростовской области»
старший лейтенант внутренней службы М.С. Ушакова
«____»____________ 2017 года
Начальника части 31 пожарно-спасательной части
ФГКУ «13 отряд ФПС по Ростовской области»
майор вн. службы А.Б. Широков
«____»____________ 2017 года