Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 633

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обсуждение диагноза. В течении последних полутора лет ре­бенок обнаруживает диссоциализированное расстройство поведения, последнее хронологически связано с началом обучения в школе. Данное диссоциализированное поведение проявляется как в кругу семьи, так и в школе. Приведенные симптомы и данные анамнеза позволяют говорить об агрессивном и антидисциплинарном поведении в рамках рубрик F91.0, однако в данном случае проблемы выходят за пределы семьи; F91.2, но и в этом случае расстройства отмечаются исключительно вне семьи — в обстановке школы, с группой подростков и т.п. В приведенном наблюдении симптомы соответствуют практически всем критериям F91.1. Вы­ражено нарушение детско-родительских взаимосвязей, жестокость против членов семьи, в то же время, мальчик проявляет грубое нарушение поведения в виде агрессии и жестокости. После спе­циальных занятий овладел навыками самообслуживания, улуч­шилась работоспособность, начал посещать спортивную секцию — плавание.

Несоциализированное расстройство поведения (F91.1).


ТЕМА 1

Задача 1

Испытуемый Ж., 67 лет понастоянию жены обратился к специалистам.

Жалобы: самостоятельно жалоб не предъявляет. Со слов жены, беспокоит рассеянность, трудности с выполнением домашних обязанностей.

Анамнестические сведения: наследственность нервно-психическими заболеваниями не отягощена. Раннее развитие без особенностей. В школу пошел вовремя. Образование высшее. Последние 20 лет работал доцентом кафедры хирургии. Женат, отношения в семье хорошие. Имеет двоих детей. Проживает совместно с супругой в отдельной квартире, в удовлетворительных материально-бытовых условиях. В настоящее время не работает, на пенсии.

Считает себя больным около 3-х лет, но со слов жены, первые признаки заболевания наблюдаются на протяжении 5 лет, когда отмечалась утомляемость, рассеянность, запинки в речи, снижении концентрации внимания. Пациент не обращал внимания на данные симптомы, продолжал работать. По настоянию жены консультировался и обследовался у терапевтов, кардиологов без существенных результатов.

Изменения в поведении больного стали замечать коллеги с места работы, о чем была информирована супруга больного, которая стала посещать лекции мужа. Наблюдалась растерянность при ответах на вопросы студентов, удивление и непонимание ситуации, когда опоздавшие студенты или кто-либо из коллег заходили в аудиторию. При этом отмечалось достаточное владение предметом и излагаемым материалом. В связи с трудностями выполнения профессиональных обязанностей вынужден был оставить работу и уйти на пенсию по возрасту. При осмотре специалистами грубой соматической патологии не выявлено. Данное состояние связывал с переутомлением, активно, совместно с супругой, оздоравливался в санаториях (ванны, массажи, воздух, физиотерапевтические процедуры). Несмотря на проведение данных мероприятий нарастала «бестолковость». В течение последнего года мнестическое снижение стало значительно выраженным: невозможность запоминания новой информации, а также текущих событий, появилась дезориентировка во времени, снизился интерес к окружающему, утрачиваются навыки бытовые и самообслуживания (требуется помощь при выборе одежды, соответствующей погоде, сложности в приготовлении пищи, совершении покупок, учете финансов), отмечается бытовая беспомощность.

1. Нарушение каких психических процессов описано?


2. Какими известными вам методиками возможно провести психологическое обследование? Обоснуйте.
Ответ:

1) Нарушение концентрации внимания, нарушение памяти.

2) Психологическое обследование можно провести с помощью шкалы Шульте, корректурной пробы (позволит определить объём внимания и его концентрацию), пробы Крепелина (позволит опеределить переключение, сосредоточенность, истощение внимания), шкалы Векслера (с помощью различных субтестов можно исследовать различные виды памяти и оценить внимание).
Задача 2

Ребенок В., 7 лет, в сопровождении родителей на диагностическом тестировании.

Ребенок жалоб не предъявляет. По словам родителей, мальчик испытывает трудности в поддержании контактов с одноклассниками из-за ограниченного словарного запаса, ему требуется больше, чем сверстникам, времени для усвоения новой информации, плохо переносит изменения в привычном укладе жизни, эмоционально отстранен, избегает контактов, особенно с новыми людьми.

Анамнестические сведения: наследственность нервно-психическими заболеваниями не отягощена. Родился четвертым ребенком из пяти детей, от четвертой беременности, протекавшей с токсикозом и анемией. Роды в 40 нед., нормальные, масса при рождении 3450, оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. Находился на естественном вскармливании. Голову держит с 2 мес., сидит с 7 мес., стоит с 1 года, ходит с 1 года 1 мес., первые слова - в 3 года, фразовая речь простыми предложениями с 4-х лет. Детский сад (логопедическую группу) посещает с 4х лет. В детский сад идет неохотно, ищет поводы остаться дома с отцом, чтобы играть в компьютер. С детьми общается мало, предпочитает игры в одиночестве, но дома членами семьи постоянно вовлекается в различные виды деятельности. Изредка капризничает, плачет без повода. Спит в комнате со старшим братом, если просыпается ночью, уходит в зал на диван, избегает тактильных контактов с родственниками. Обучен подавать руку при приветствии, но часто ее отдергивает сразу же, после контакта. Избегает смотреть в глаза собеседнику. Играм предпочитает компьютер, освоил стратегические игры. Общение затруднено из-за неустойчивого внимания и бедности используемого словарного запаса. Эмоционально отстранен, но с удовольствием остается дома с отцом или родственниками, чтобы не идти в детский сад. Посещает 1й класс общеобразовательной школы.


Соматически здоров. Привит соответственно возрасту.

Выполнено ЭЭГ-исследование: биоэлектрическая активность в состоянии бодрствования, дремоты, I-II стадий сна и при пробуждении в пределах нормы.

Выполнена аудиограмма (родители были обеспокоены отсутствием речи и связывали это с проблемами со слухом) – слух в пределах нормы.

При психологическом исследовании по субтесту «Недостающие детали» ребенок набрал 0 баллов, по субтесту «Словарный» 30 баллов.

1. В структуре какого теста применяются указанные субтесты?

2. О чем свидетельствуют полученные результаты?

3. Какие психические функции исследуют с помощью субтеста «Недостающие детали», сохранность каких функций необходима для проведения данного субтеста?
Ответ:

1) Указанные субтесты применяют в структуре теста Векслера (WISC – тест для детей).

2) Полученные результаты свидетельствуют о пассивности личности.

3) С помощью субтеста «Недостающие детали» исследуют зрительное внимание и способность выявлять существенные признаки.

Задача 3

Ребенок К., 10 лет, в сопровождении матери у школьного психолога.

Жалобы матери на неусидчивость, рассеянность, чрезмерную подвижность, необходимость постоянного контроля со стороны взрослых при выполнении домашних заданий, нетерпеливость, непослушание.

Ребенок родился от первой беременности, протекавшей с токсикозом, в срок, доношенным, закричал сразу. В младенческом возрасте был беспокойным, плохо спал. Голову держит с 2 мес., пошел в 9 мес., фразовая речь – с 1.5 лет. Наблюдался педиатром по поводу повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. С раннего детства гиперподвижный, капризный, всегда были трудности с концентрацией внимания, не мог долго играть или заниматься одним делом. В школу пошел с 6-ти лет. По словам матери, не высиживал школьных занятий, мешал детям, при подготовке домашних занятий внимание не удерживалось дольше 5 мин, хотя программу усваивал. Писал с ошибками, капризничал и возмущался, когда требовалось их исправление. После рождения младшего брата мальчик, помимо усиления гиперактивности, часто плакал, бывал раздражительным, конфликтовал с одноклассниками. Был переведен на индивидуальное обучение. По словам матери, при индивидуальном подходе стал лучше успевать, однако подготовка домашних заданий всегда сопровождается трудностями из-за неусидчивости, невозможности более или менее длительное время концентрироваться на задании. В семье требует к себе внимания, становится раздражительным, если больше внимания уделяется младшему брату, при том, что любит его и может играть с ним непродолжительное время.


Воспитывается в полной семье. Проживает с родителями, младшим братом, бабушкой и дедушкой. Отношения в семье ровные, ребенком занимаются все члены семьи, стараясь равномерно распределять внимание между ним и младшим братом. Из перенесенных заболеваний – ОРВИ, бронхит. Прививки получал вовремя. Обучается в 4-м классе общеобразовательной школы по индивидуальной программе, материал усваивает, оценки в основном хорошие.

Сомато-неврологически:Внешний вид опрятный. Общее состояние удовлетворительное. Достаточного питания, правильного телосложения. Кожные покровы, видимые слизистые чистые, обычной окраски. Следов инъекций, в том числе сделанных с целью введения психоактивных веществ, нет. Периферические лимфоузлы не увеличены (визуально и пальпаторно). Мышечная масса соответствует возрасту, скелетно-мышечная система без патологии. Следов переломов при осмотре не выявлено. Голова, шея, щитовидная железа без особенностей. Патологии со стороны ушей, носоглотки не выявлено. Со стороны органов зрения - без патологии. Грудная клетка и грудные железы – без особенностей. В легких дыхание везикулярное. Хрипов нет. Перкуторно над лёгкими легочной звук. Тоны сердца ясные, ритмичные. Границы сердца не смещены. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги. Селезёнка не пальпируется. Со стороны гениталий и аноректальной зоны - норма. Физиологические отправления, со слов больного и его матери, в норме. Глазные щели равны. Зрачки D=S, фотореакции зрачков живые. Лицо симметричное, язык по средней линии. Парезов нет. Сухожильные рефлексы D=S, живые. Патологических рефлексов, менингиальных знаков нет. В позе Ромберга устойчив. Координаторные пробы выполняет правильно. Других неврологических отклонений не выявлено.

1. Нарушение каких психических процессов описано?

2. Какими известными вам методиками возможно провести психологическое обследование? Обоснуйте.

Ответ:

1) Описан синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

2) Психологическое обследование возможно провести с помощью теста Векслера для детей (WISC; можно оценить память и внимание), шкалы Коннорса (оценивается развитие и поведение ребенка), опросника Ахенбаха (можно оценить проблемы поведения и особенности личности).
Задача 4

Испытуемый О., 18 лет был направлен военкоматом для проведения психодиагностического исследования.

Жалоб не предъявляет. Сообщает, что на прием явился, «потому что так сказали, значит надо». Во время беседы добродушен, улыбчив, общителен, иногда смущается.