Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 635

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анамнез: родился от 5-ой беременности, протекавшей нормально (со слов матери, сообщает, что наблюдение не требовалось). Родился в срок, весом 2.500, в синей асфиксии. Часто болел простудными заболеваниями, в возрасте 2 лет перенес менингоэнцефалит. Дошкольные учережения не посещал. В школу пошел с 7 лет, дважды оставался на повторный год (со слов матери, учителя не хотят заниматься с трудными детьми). По характеру мать рисует ребенка как доброго, отзывчивого, ласкового. После окончания школы нигде не учился, работает по дому, помогает соседям: «кому забор починить», «кому курей зарезать». Друзей-свертсников нет, девушки не имеет. Проживает с матерью и отчимом, которые злоупотребляют спиртными напитками. Испытуемый спиртные напитки не употребляет.

Объективно: общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы обычного цвета, чистые. На голове и шее патологии не выявлено. Глаза, уши, горло, нос без патологии. Грудная клетка обычной формы. Деятельность сердца ясная, ритмичная. Границы сердца не расширены, в норме. Пульсация периферических сосудов не изменена. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Живот мягкий, безболезненный. Печень не увеличена. Селезенка не пальпируется. Скелетно-мышечная система – без патологии. Лимфатические узлы не увеличены. Со стороны мочеполовой системы жалоб не предъявляет. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон. Дизурии нет.

Во время обследования: объединил в одну группу дерево, корабль, моряка и птицу, и дал этому следующее объяснение: «Моряк приплывет на корабле, сойдет на землю, увидит дерево, а на нем сидит птица». На вопрос, каких великих полководцев вы знаете, ответил: – Добрыня Никитич и Илья Муромец. Выражение «железная рука» объяснил - «это когда протез у человека», а пословицу «Не в свои сани не садись» - «Вернется хозяин и ругаться будет».

1. Какие методики были использованы при обследовании?

2. Можно ли заподозрить нарушения познавательных процессов, если да, то каких и какие?

3. Пригоден ли испытуемый, по вашему мнению, к службе?

4. Назовите дополнительные методы психологического исследования, которые целесообразно провести в данном случае. Обоснуйте.
Ответ:

1) При обследовании использовали субтесты Векслера.

2) У испытуемого можно заподозрить пограничную интеллектуальную недостаточность.

3) В данном случае целесообразно провести исследование с помощью таблиц Шульте / корректурной пробы (оценка внимания), методики исключения лишнего / сравнения понятий (исследование аналитико – синтетической функции), субтесты Векслера для оценки памяти.

Задача 5

Обследуемая В. 47 лет.

Жалобы: на раздражительность, утомляемость, плаксивость.

Анамнез: Бухгалтер в коммерческой фирме. Отец и дед злоупотребляли алкоголем. Училась хорошо. По характеру всегда была застенчивой, впечатлительной, ответственной, любила порядок. Окончила финансовый техникум и работает по сегодняшний день бухгалтером. На работе всегда пользовалась уважением, редко меняла работу. В 23 года вышла замуж, с мужем отношения всегда были хорошие. Сыну 22 года.

По характеру мнительная, часто не уверена в себе, избегает ответственности, испытывает трудности в принятии важных решений, сообщает, что «слишком близко все принимает к сердцу», часто переживает из-за мелочей.

Употреблять эпизодически алкоголь стала с 17 лет. Лёгкое опьянение нравилось, делало её раскованной, более уверенной, помогало отвлекаться от проблем. Когда муж стал уезжать в длительные командировки и Г. начала выпивать регулярно от одиночества. Однако стойкого привыкания к алкоголю тогда не было.

В 40 лет без видимых внешних причин стало появляться плохое настроение по утрам, щемящее чувство тоски, безразличие ко всему, неуверенность в себе. Заметила, что спиртное отвлекает от болезненных переживаний, оживляет, пробуждает интересы, придаёт уверенности. В основном выпивала после работы, а в выходные понемногу в течение дня. Сначала нравилось сухое вино, затем постепенно стала переходить на водку. Неожиданно для себя начала напиваться: пошатывалась, цеплялась дома за углы, разбивала посуду. По утрам мучила жажда, вялость, но самое главное усиливалась тоска и тревожное предчувствие чего-то плохого. Чтобы освободиться от этого снова выпивала. Так постепенно сформировались запойные состояния.

Иногда уже не могла разобраться, почему тянет выпить: то ли освободиться от подавленного, тревожного настроения, то ли потому, что просто стало нравиться опьянение с уходом от всех проблем в некий виртуальный мир. Заметила, что периоды подавленного настроения и усиление злоупотребления алкоголем приходились на весенние и осенние месяцы, но объяснить этого не могла. Несколько раз пыталась бросить пить самостоятельно, но ничего не получалось. Это ещё больше усиливало подавленное настроение, считала себя никчемной, живущей в тягость своим близким.

Соматически благополучна.

1. Нарушение какой сферы описано?


2. Какими известными вам методиками возможно провести психологическое обследование? Обоснуйте.
Ответ:

1)Описано нарушение психической сферы – эмоционально волевой

2)Возможно провести психологическое обследование с помощью методики Спилберга и Ханина (можно определить уровень тревожности исходя из шкалы самооценки), шкалы Зунга (самооценка депрессии), теста Бека (определение степени тяжести депрессии).

ТЕМА 2

Испытуемая Б., 22 лет, склонна к лидерству в компании, жива, подвижна, легко устанавливает контакты, любит демонстрировать свои музыкальные способности, активно участвует в работе самодеятельной драматической студии. Способна увлечь других неординарностью мышления и поступков. В рассказах о своих достижениях склонна к фантазированию, с невинным лицом рассказывает о совершенно нереальных событиях, якобы имевших место в ее жизни. Самооценка далека от объективности.

Со слов матери, у дочери отмечается желание постоянного внимания к своей персоне, жажда похвалы, восхищения.

1.Определите и обоснуйте тип акцентуации.

2. Какую методику можно применить для определения акцентуации характера?

ОТВЕТ:

1) У испытуемой демонстративный тип акцентуации. Для данного типа характерна повышенная способность к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, лёгкостью в установлении контактов, а также человек с таким типом склонен к фантазёрству, приукрашиванию своей персоны, артистизму и притворству. Он стремится к лидерству и признанию, жаждет постоянного внимания, похвалы и восхищения. Самооценка далека от объективности.

2) Для определения акцентуации характера можно использовать тест – опросник Леонгарда – Шмишека.

У больного Р., 39 лет отмечается упорный кашель, иногда в мокроте бывают прожилки крови; за последние 6 месяцев похудел на 8 кг, отмечает некоторую слабость. Самостоятельно к врачу не обращался; осмотрен на дому по настоянию друзей. От физикального и инструментального исследования отказался, т.к. «по пустякам не стоит людям голову морочить». Считает, что кашляет потому, что меняет марки сигарет, похудел, потому что «на трех работах крутится», постоянно шутит над «мнительностью» друзей, рассказывает анекдоты о медиках и больных.

  1. Определите и обоснуйте описанный тип отношения к болезни.

  2. Какую методику можно применить для определения типа отношения к болезни?


ОТВЕТ:

1)Тип отношения к болезни – анозологический, т.к. больной активно отбрасывает мысли о болезни, возможных её последствиях, отрицает очевидное. Приписывает появление тех или иных симптомов случайным обстоятельствам. Отказывается от лечения и обследования. Пренебрежительно, легкомысленно относится к болезни. Скорее всего есть надежда, что «само пройдёт».

2) Для определения типа отношения к болезни можно использовать методику ТОБОЛ.

Больной К., 46 лет, страдающий поликистозом почек, хронической почечной недостаточностью и находящийся на лечении в отделении экстракорпорального гемодиализа, активно задает вопросы, касающиеся состояния его  здоровья. Считает, что нуждается в дополнительном внимании со стороны врачей, так как его состояние “хуже, чем у окружающих” и с каждым днем становится все хуже и хуже (в подтверждении этого предъявляет большое количество жалоб на здоровье), а “врачи как будто не понимают этого” и  недостаточно уделяют ему внимания. Считает, что “возможно у него не только поликистоз почек, но может быть и рак почек”, поэтому есть необходимость дополнительно обследоваться, сделать ЯМР  и т.п.”. Сообщил, что врачи с его мнением не согласны. “Очень внимательно” прислушивается к высказываниям врачей, а потом сравнивает их с тем, что вычитывает в литературе, посвященной заболеваниям почек,  гемодиализу.

Фиксирован на состоянии здоровья. В последнее время интересуется, в основном, характером заболевания, как пройдет сеанс ГД, а “все остальное отошло на второй план”. Согласился пройти психологическое обследование, предварительно поинтересовавшись, можно ли с помощью предлагаемых опросников выявить нераспознанное соматическое заболевание.

1. Определите и обоснуйте описанный тип отношения к болезни.

 2. Какую методику можно применить для определения типа отношения к болезни?

ОТВЕТ:

1Тревожный
2) Для определения типа отношения к болезни можно использовать методику ТОБОЛ.

Испытуемый Л., 19 лет, в беседе производит впечатление очень общительного, легко находящего доверительный контакт с собеседником. Многословен, чрезмерно разговорчив, нередко перескакивает с одной темы на другую. Отмечает, что как правило, находится в хорошем настроении, что у него много друзей, любит шумные компании. При более глубоком контакте оказывается достаточно поверхностным в своих знаниях. Сообщил, что трудно переносит необходимость заниматься монотонной деятельностью, находиться в одиночестве.  


1.Определите и обоснуйте тип акцентуации.

2. Какую методику можно применить для определения акцентуации характера?

ОТВЕТ:

1) Гипертимный тип акцентуации. Характерна подвижность, общительность, блтливость, практически постоянно хорошее настроение. Говорит, что у нег много друзей, любит шумные компании. Трудно заниматься монотонной деятельностью, находиться в одиночестве.

2) Для определения акцентуации характера можно использовать тест – опросник Леонгарда – Шмишека.