Файл: Музыкальное образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт

Пашковская В.В.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Специальность 5В010600 – «Музыкальное образование»
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный педагогический институт

Кафедра теории и методики музыкального образования

«Допущена к защите»

Заведующий кафедрой ТиММО

_______________

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Методика развития навыков интонирования на уроках сольфеджио учащихся младших классов ДМШ»

По специальности 5В010600 – «Музыкальное образование»

Выполнил Н.А. ________________
Научный руководитель

Доцент ________________

Нормоконтролер ________________

Павлодар 2017

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный педагогический институт

Факультет _____________________________________________________________

Специальность _________________________________________________________

Кафедра _______________________________________________________________

ЗАДАНИЕ

на выполнение дипломной работы (проекта)

Студенту ______________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

Тема __________________________________________________________________

Утверждена приказом по институту от «____» _________20___г. № _______

Срок сдачи дипломной работы (проекта) ______________________________

__________________________________________________________________

Исходные данные к дипломной работе (проекту) _______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Перечень подлежащих разработке в дипломной работе (проекте) вопросов или краткое содержание:

1) _____________________________________________________________

2) _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________


3) _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень графического материала

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Рекомендуемая литература

_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Календарный график написания дипломной работы (проекта)

Раздел

Консультант

Сроки

Подпись

































































































Дата выдачи задания «___»__________________20___г.

Научный руководитель_________________

Заведующий кафедрой _________________

Содержание
Введение ………………………………………………………………………6


  1. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………8

    1. Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..8

    2. Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема…………………………………12

    3. Формы организации детской музыкальной творческой деятельности……………………………………………………………17




  1. Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий…………………………………………25

    1. Анализ программ музыкального воспитания дошкольников……….25

    2. Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ..28

    3. Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников………………………………………….35





  1. Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческих способностей младшего дошкольников…………………42

    1. Диагностика творческого развития младшего дошкольников в процессе музыкальной деятельности…………………………………42

    2. Методические рекомендации по творческому развитию дошкольников в музыкальной деятельности…………………………52


Заключение…………………………………………………………………...56

Список литературы………………………………………………………......59

Введение
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

Эта проблема привлекла и наше внимание и легла в основу темы нашей дипломной работы: «Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возроста»

Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности детей младших дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 3-4 лет.

Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:

  1. определены особенности музыкального воспитания дошкольников;

  2. выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;

  3. разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.


Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:

Определить особенности музыкального воспитания дошкольников на основе анализа психолого-педагогической литературы.

Выявить и экспериментально проверить педагогические возможности системы музыкальных занятий в развитии музыкальных способностей у старших дошкольников.

На основе полученных результатов сформулировать методические рекомендации по организации работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, Подьяков Н.Н, Усова А,П., Люблинская А.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М, Жуковская Р.И.); музыкально-эстетического развития и воспитания дошкольников (Ветлугина Н.А., Дзержинская Л., Метлов Н., Радынова 0., Теплов Б.М., Д.Б. Кабалевский, Б.В. Асафьев, Б.М. Неменский).

Методы исследования: 1) анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; 2) анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; 3) наблюдение; 4) беседа. Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования и включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность дипломной работы.

В первом разделе «Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста» рассматриваются понятия как музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Во втором разделе «Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий». Анализ образовательных программ позволяет сделать вывод о том, что содержание существующей системы образования обеспечивает в должной мере развитие специальных способностей.

Во третьем разделе «Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческих способностей младшего дошкольников» представлена характеристика видов экспериментов.

В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.


В списке использованных источников приводится перечень литературы, изученной в ходе исследования.

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности. Обучение исполнительской деятельности осуществляется тем успешнее, чем больше развита у детей способность эстетически воспринимать музыку.

Современная система музыкально-эстетического воспитания выдвигает на первый план задачу формирования музыкальной культуры личности, основу которой составляет музыкально-эстетическое сознание. Оно представляет собой форму отражения музыкальной действительности–совокупность социально-психических процессов, с помощью которых происходит постижение музыкальных произведений, и своих собственных впечатлений от них. Музыкально-эстетическое сознание включает в себя эстетическое отношение человека к музыке и обозначает уровень духовной активности личности [3, c. 47].

Образование музыкальных представлений связано с осознанием особенностей музыкального языка, строения музыкальной речи, ее выразительных средств. Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется и воспитывается вместе с развитием специальных музыкальных способностей, к которым относятся музыкально-слуховые представления, музыкальный слух в широком понимании, музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является правильный отбор музыкальных произведений не только по содержанию и художественным качествам, но и по их доступности соответственно возрасту и уровню как общего, так и собственно музыкального развития дошкольника.

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, каждый возрастной период, помимо психологических новообразований, характеризуется еще и центральной функцией. В концепции Л.С. Выготского центральной функцией дошкольного возраста является память Исследования же ближайшего ученика Л.С. Выготского - А.В. Запорожца -