Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
Пашковская В.В.
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Специальность 5В010600 – «Музыкальное образование»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
Кафедра теории и методики музыкального образования
«Допущена к защите»
Заведующий кафедрой ТиММО
_______________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: «Методика развития навыков интонирования на уроках сольфеджио учащихся младших классов ДМШ»
По специальности 5В010600 – «Музыкальное образование»
Выполнил Н.А. ________________
Научный руководитель
Доцент ________________
Нормоконтролер ________________
Павлодар 2017
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
Факультет _____________________________________________________________
Специальность _________________________________________________________
Кафедра _______________________________________________________________
ЗАДАНИЕ
на выполнение дипломной работы (проекта)
Студенту ______________________________________________________________
(фамилия, инициалы)
Тема __________________________________________________________________
Утверждена приказом по институту от «____» _________20___г. № _______
Срок сдачи дипломной работы (проекта) ______________________________
__________________________________________________________________
Исходные данные к дипломной работе (проекту) _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Перечень подлежащих разработке в дипломной работе (проекте) вопросов или краткое содержание:
1) _____________________________________________________________
2) _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечень графического материала
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Рекомендуемая литература
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
Календарный график написания дипломной работы (проекта)
Раздел | Консультант | Сроки | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Дата выдачи задания «___»__________________20___г.
Научный руководитель_________________
Заведующий кафедрой _________________
Содержание
Введение ………………………………………………………………………6
-
Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………8-
Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..8 -
Развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема…………………………………12 -
Формы организации детской музыкальной творческой деятельности……………………………………………………………17
-
-
Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий…………………………………………25-
Анализ программ музыкального воспитания дошкольников……….25 -
Система музыкальных занятий дошкольников в условиях ДОУ..28 -
Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников………………………………………….35
-
-
Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческих способностей младшего дошкольников…………………42
-
Диагностика творческого развития младшего дошкольников в процессе музыкальной деятельности…………………………………42 -
Методические рекомендации по творческому развитию дошкольников в музыкальной деятельности…………………………52
Заключение…………………………………………………………………...56
Список литературы………………………………………………………......59
Введение
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.
Эта проблема привлекла и наше внимание и легла в основу темы нашей дипломной работы: «Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возроста»
Цель исследования: раскрыть педагогические возможности музыкальной деятельности детей младших дошкольников как одного из средства развития музыкальных способностей.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей 3-4 лет.
Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно если:
-
определены особенности музыкального воспитания дошкольников; -
выявлены критерии развития музыкальных способностей детей; -
разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий.
Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:
Определить особенности музыкального воспитания дошкольников на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Выявить и экспериментально проверить педагогические возможности системы музыкальных занятий в развитии музыкальных способностей у старших дошкольников.
На основе полученных результатов сформулировать методические рекомендации по организации работы по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития личности (Л.С. Выготский, Подьяков Н.Н, Усова А,П., Люблинская А.А., Венгер Л.А., Дьяченко О.М, Жуковская Р.И.); музыкально-эстетического развития и воспитания дошкольников (Ветлугина Н.А., Дзержинская Л., Метлов Н., Радынова 0., Теплов Б.М., Д.Б. Кабалевский, Б.В. Асафьев, Б.М. Неменский).
Методы исследования: 1) анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; 2) анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; 3) наблюдение; 4) беседа. Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования и включает в себя введение, три раздела, заключение, список использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность дипломной работы.
В первом разделе «Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста» рассматриваются понятия как музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Во втором разделе «Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий». Анализ образовательных программ позволяет сделать вывод о том, что содержание существующей системы образования обеспечивает в должной мере развитие специальных способностей.
Во третьем разделе «Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческих способностей младшего дошкольников» представлена характеристика видов экспериментов.
В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.
В списке использованных источников приводится перечень литературы, изученной в ходе исследования.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Теоретические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности. Обучение исполнительской деятельности осуществляется тем успешнее, чем больше развита у детей способность эстетически воспринимать музыку.
Современная система музыкально-эстетического воспитания выдвигает на первый план задачу формирования музыкальной культуры личности, основу которой составляет музыкально-эстетическое сознание. Оно представляет собой форму отражения музыкальной действительности–совокупность социально-психических процессов, с помощью которых происходит постижение музыкальных произведений, и своих собственных впечатлений от них. Музыкально-эстетическое сознание включает в себя эстетическое отношение человека к музыке и обозначает уровень духовной активности личности [3, c. 47].
Образование музыкальных представлений связано с осознанием особенностей музыкального языка, строения музыкальной речи, ее выразительных средств. Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется и воспитывается вместе с развитием специальных музыкальных способностей, к которым относятся музыкально-слуховые представления, музыкальный слух в широком понимании, музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является правильный отбор музыкальных произведений не только по содержанию и художественным качествам, но и по их доступности соответственно возрасту и уровню как общего, так и собственно музыкального развития дошкольника.
Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, каждый возрастной период, помимо психологических новообразований, характеризуется еще и центральной функцией. В концепции Л.С. Выготского центральной функцией дошкольного возраста является память Исследования же ближайшего ученика Л.С. Выготского - А.В. Запорожца -