Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое задание 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Психология
Практическое задание 5
Выполнил:
Обучающийся Сивлачёва Наталия Сергеевна
Преподаватель:
Александрова Марина Олеговна

Практическое задание 5
Задание 1. Выберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо обозначить название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.
Задание 2. Напишите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению затруднений в общении.
ТРУДНОСТИ
Трудности педагогического общения можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.
Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложения, помочь начать говорить, «задать тон», формулировать «узкие» вопросы, требующие односложных, предсказуемых ответов, и «широкие», проблемные творческие вопросы. Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.
Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников. Во вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группообразованием, сохранением группового единства. Для руководителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление помогать партнеру без «запроса» с его стороны; централизация на содержание собственного «Я»; отношение к другому человеку в рамках «должного», а не реального; декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т. п., в результате чего понятие
«Мы» используется не как результат формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется отсутствие отношения к партнерам в целом к группе как к реальным субъектам.
Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельными

мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины. В третью группу включаются трудности общения, связанные с отсутствием, несформированностью средств групповой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумении вести обсуждение, дискуссию и т. п.
В отдельную группу можно выделить трудности общения, в которых преобладает социально- психологический фактор.
Социально-психологические трудности общения часто испытывают руководители. В качестве ключевых выделяются три группы трудностей общения в управленческой среде.
К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью, членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направленности.
Одна из трудностей рассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты. Имеется в виду не разговорный язык, а язык давно работающих вместе профессионалов, или язык, сложившийся в данной общности, и т. п.
Особый интерес представляют трудности общения, рассматриваемые в свете индивидуально- личностных различий.
Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимися в нервно- психическом напряжении и психологическом дискомфорте.
Известны следующие трудности взаимодействия педагога и детей:
1. Непонимание позиции детей;
2. Неумение наладить контакт с каждым и со всей группой;
3. Механический перенос чужого стиля общения и действия;
4. Подчеркивание позиции собственного превосходства;
5. Неумение перестраиваться в зависимости от педагогических задач;
6. Сложности в управлении группой и собственным состоянием;
7. Боязнь педагогических ошибок.
Чтобы преодолеть трудности в общении, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей:
- стычки между воспитанниками;
- нарушения дисциплины;
- обзывания;
- нарушения правил в играх;
- отчуждение ребенка от группы детей;

- затянувшееся выяснение отношений.
2. Используйте методы профилактики:
- сюжетно-ролевая игра;
- обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий;
- беседы;
- коммуникативные игры.
3. Внедряйте в практику стратегию преодоления трудностей:
Шаг №1: проясните конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон. Оцените обстоятельства, мотивы детей, выясните причину конфликта (что привело к конфликту) .
Шаг №2: Работайте с чувствами детей (техника активного слушания). Определите, назовите чувства детей.
Шаг №3: Совместно формулируйте возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений) .
Шаг №4: Выберите лучший вариант, детализируйте решение.
Шаг №5: Помогите детям выполнить решение, если нужно - осуществите проверку.
4. Используйте технику активного слушания:
- обязательно повернитесь к ребенку лицом;
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось… »,
«он тебя толкнул и тебе очень больно… », «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить… »;
- в беседе с ребенком держите паузу;
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.
5. Используйте технику позитивных сообщений.
Примерная схема:
1) Когда ты (описание произведенного действия ребенка) .
2) Может случиться, что (описание возможного результата) .
3) Лучше (предложение альтернативного варианта поведения) .
6. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.
Будьте внимательны к деталям.
Предлагайте свои версии, задавайте наводящие вопросы, если ребенок зайдет в тупик .
Стоит подвести ребенка к выводу: ни у тебя, ни у товарища нет злого умысла, нет тяги к взаимному уничтожению. Просто вы в чем-то не понимаете друг друга и не можете договориться.
Если вы не сможете в этом разговоре найти единственно верное решение - не беда. Очень важны его
«побочные эффекты»: ребенок учится ставить себя на место другого, смотреть на ситуацию со стороны;

ребенок понимает, что вы его поддерживаете; ребенок выразил свои негативные эмоции и почувствовал себя раскрепощенным.
В завершении разговора наметьте план дальнейших действий. Предложения могут исходить как от вас, так и от ребенка.
Вариантов много:
• воздержаться от того, что, по-видимому, нервирует товарища;
• игнорировать ситуацию, конфликт;
• попросить прощения;
• не создавать «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём;
• не унижать и не оскорблять другого человека, чтобы не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаяньем;
Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Как и с ребенком, попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения.
Для эффективного взаимодействия общения нужны такие качества как:
- способность осознавать свои действия и поступки (рефлективность) ;
- сопереживание (эмпатия) ;
- справедливость;
- способность к сотрудничеству;
- доброжелательность;
- терпение;
- вежливость.
Задание 3. Напишите алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста, используя современные информационные технологии (например, интерактивная работа с компьютером, содержание информации в виде презентации и т. д.).
Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута
Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута
1. Исследования обучающихся, анализ состояния:
− диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;
− дифференциация обучающихся;
2. Постановка совместно с обучающимся цели и определение образовательных
задач. Определение срока действия маршрута.
3. Определение модели образовательного процесса
4. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.
5. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
6. Подведение итогов работы
Задание 4. Выберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (Обязательно указать, что за диагностика, авторы, на какой возраст предназначена). На основе возможных результатов дать рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой.
Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.
Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность.
Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр;
- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
-отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);
- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);
- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам ( Дж.Рензулли, Р.Хартман).
▪ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы; ▪
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;


▪ Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его;
▪ Склонен к рискованным действиям;

Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;
▪ Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

▪Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;
▪ Не боится отличаться от других;
▪ Не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребёнка.
3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:
- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;
- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;
- оценивать не столько результат, сколько процесс;
- педагог может быть участником игрового процесса;
- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный период;
- стараться не ограничивать ребенка во времени.
4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.
5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне.
6.
С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:
Методика
оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М.Дьяченко,
Е.Л.Пороцкая)
Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;
3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями;
4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;
5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.


▪Тест
П.Торренса
на
творческое
мышление
(адаптирован
и
стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут. 1.
Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основные показатели креативности :
- продуктивность
(беглость, скорость)
– отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов)
- характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
Творческое задание «Покажи как двигается, говорит».
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными
(
например
: изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает.
При оценке данного задания используется трёхбалльная система: высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный; средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный; низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.
Творческое задание «Три краски».