Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Ответ:

Я считаю, что автор размышляет над вопросами понимания человека и животного. В данном случае Тургенев рассказывает о человеке, который понимает по взгляду собаки, что она хочет сказать ему. От вопросов понимания,автор плавно переходит к вечной теме – теме жизни и смерти. Но его это не пугает, ведь как говорит он сам: «Это не животное и не человек меняются взглядами…Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой». Нельзя не заметить повторы слов «тоже», «тот же», «то же», «та же». Все эти слова служат одной художественной цели – передать единство душ собаки и человека. По прочтении произведения, мы понимаем, что собака и автор неразрывно связаны друг с другом, и поэтому Тургенев так часто использует эти слова. Кроме этого, автору удается сделать из «немой» сцены эмоционально насыщенную. Это у него получается благодаря рассуждению. Тургенев заставляет и нас задуматься об этих отношения человека и животных.

 

Задание 6(максимальное количество баллов – 4 баллов)

 

Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:

 

Я покинул родимый дом

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старую грусть.

 

Золотою лягушкою луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

 

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет Голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

 

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

1918г.

 

Вопросы ля письменного анализа:

а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?

б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?

в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.

г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?


 Ответ:

1) Поэтические образы. Образы природы. Тихий пруд, над которым склонились березы, невелик. Его размер измерен участком неба всего-то в три звезды, просвечивающие сквозь ветви. Образ луны. Не на небе, а огромной и близкой, отраженный в спокойной воде в образ золотой лягушки (не не сказочной ли царевны, ждущей когда к ней прилетит стрела?) Образ старого дерева, клена, своей листвой ассоциирующегося с пышной шевелюрой поэта. Образ постаревших родителей, грустно прижимающихся к листве этого клена, напоминающего им непрочно стоящего на ногах сына. Может, он тепло грустит, как и мать, глядя на знакомые звезды? Образ звенящей пурги, не пускающей поэта в этот родимый дом, заметающей ему дорогу. Образ самого поэта, одной ногой стоящего в заветном мире, хранящего его в своем сердце перекликается с образом сторожа-клена. (С этим кленом сам поэт себя неоднократно будет сравнивать). И все это создает образ «Голубой Руси» - т.е Родины, родного места, покрытого голубой дымкой детских воспоминаний.

2) Стилистические фигуры. Пожалуй, основным приемом является олицетворение. (И это не просто очеловечивание природы, но и обратный процесс – слияние природы и человека.). Березняк теплит материнскую грусть. Подобно отдыхающему человеку распласталась луна. Седина пролилась. Пурга поет. Клен стережет. О единстве мира говорят и сравнения: Седина – яблонный цвет. Ствол клена – нога, его крона – голова. И это уже метафора, как и в три звезды березняк, дождь листьев, луна – лягушка. Эпитеты: Родимый дом, голубая Русь, золотая лягушка, тихая вода. И старый в определении клена, это не только возраст дерева, а опыт сторожа.

3) Поэтическая фонетика. Настроение покоя, напевности создают (ассонанс) часто употребляемые слоги ла. Ол, ло, причем последние звучат как [а]. Сочетание букв с-т-р передает (аллитерация) поскрипывание дерева, а повторение «не скоро, не скоро» вызывет ассоциацию с карканьем ворона. И в произношении рязанца неправильные рифмы ( русь–грусть, дождь – похож) исправляются. Ведь сельский житель скажет: русь-грусьсь, дошш –похош!

4) Стихотворный размер. Трехстопный (анапест) с ударением на последнем слоге служит плавности и напевности стиха.!

∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥

∪∪⊥ ∪∪⊥
∪⊥

∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪∪⊥

∪∪⊥ ∪∪⊥ ∪⊥

 

Задание 7(максимальное количество баллов – 3 баллов)

 

В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.


Произведение


Обоснование ответа


Л.Н. Толстой «Война и мир»


В произведении изображена Отечественная война. Так же как и в произведении Шолохова, Толстой показывает нравственный путь главных героев.


М.А. Шолохов «Судьба человека»


В произведении изображена ВОВ. Главные герои этих двух текстов обретают смысл в ребенке. Финале общее то, что оба героя прошли через жестокие испытания, мучения, но не сдались, перетерпели все и нашли смысл жизни


Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»


Автор описал события Крымской войны. Толстой говорит, как  в страданиях погибают люди, издавая жуткие стоны и вопли.  Л. Н. Толстой, как и М. А. Шолохов, в очередной раз доказал: война несет боль, горе и смерть.


А. С. Пушкин «Капитанская дочка»


Автор рассказал о бесчинствах, происходящих после завоевания Пугачевым крепости. Бандиты убивали мирных жителей, грабили имущество и занимали их дома. Так и в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» красноармейцы пришли «на Мелеховский баз», застрелили собаку и угрожали Григорию. В обоих произведениях показан беспредел военных, от которого страдают простые люди.


А. А. Блок «Двенадцать»


В поэме А. А. Блока «Двенадцать» рассказано о революции, которая приносит людям только смерть и страдания. Красногвардейцы из «Тихого Дона» также пугают жителей, портят их имущество и убивают. В обоих произведениях революционеры не помогают людям, а лишь делают их жизнь тяжелее.



 


Пермь - 2022