Файл: Дисциплина Основные направления (школы) в психологии личности Практическое задание 3, Модуль 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840 ч)

Дисциплина: Основные направления (школы) в психологии личности

Практическое задание 3, Модуль 2. Теории личности


Выполнил:

слушатель Серова Валерия Сергеевна

Преподаватель:

Перевязко Елена Александровна

г. Москва – 2023


Задание 1. 

Оцените данный пример с позиции пирамиды Маслоу. Как, на ваш взгляд, выстраиваются потребности у героя примера, есть уровень, на котором они заблокированы?  Если есть, то предположите, что может быть причиной блокировки определенных потребностей в его деятельности?

Мужчина, 40 лет, не женат. Живет отдельно от родителей. Рос в полной семье, отец был главой семьи - «основной добытчик». Мама работала, но карьеру не построила. Единственный ребенок в семье. Мама всегда ему говорила: «Ты должен вырасти и иметь профессию, чтобы кормить семью. Ты мужчина, добытчик. Должен быть для жены опора». 

После школы никуда не поступил, пошел служить в армию. Отслужил, пришел из армии, пошел работать грузчиком. Смог удовлетворять свои базовые материальные потребности (сигареты, развлечения, одежда, в семейном бюджете участия не принимал). За что мама его часто критиковала. Со временем стал сильно уставать физически, в 23 года поступил заочно в колледж на специальность «Оператор ЭВМ», закончил его с отличием, поменял работу.  Пошел работать системным администратором, стал больше зарабатывать, смог не только материально сам удовлетворять базовые потребности, но откладывать деньги на покупку собственного жилья. 

Через какое-то время решил получить высшее образование. Отучился на программиста. После окончания получил повышение по службе и перешел в другой отдел. 

Замкнут в общении, не может построить личную жизнь. Сходиться с людьми сложно, друзей почти нет, с девушками познакомиться очень сложно. Чувствует себя не уверенно. Недостаточно привлекательным для них (хотя объективных данных для этого нет). Пришел с запросом на то, как ему построить отношения с девушкой?


Решение:

Центральной проблемой примера является невозможность соответствовать навязанным с детства установкам матери. Из-за этого герой чувствует неудовлетворенность на 2 уровне «пирамиды Маслоу», что не дает ему перейти на желаемый 3 уровень. Базовые потребности (первый уровень) удовлетворены по средствам работы, герой из примера старается удовлетворить первичные физиологические потребности, так как это основа, после чего открывается следующая ступень потребностей, тут начинаются проблемы. В примере говориться о том, что продолжительное количество времени герой заботился только о себе, игнорируя внушаемые матерью с детства правила семьи, о том, что «мужчина-добытчик, опора, единственный кормилец». Герой чувствует себя неудачником, т. к. его работа удовлетворяет лишь его базовые потребности и о том, чтобы «прокормить» семью речи не идет. В стремлении достичь гармонии (за основу гармоничных отношений и «правильной семьи» берет ту модель, в которой рос с детства) герой в конечном итоге начинает развивается профессионально, но не может построить личную жизнь. Объективных причин для чувства неуверенности нет, но из-за постоянного стремления в развитии карьеры мы можем предположить, что удовлетворенности карьерой нет, а значит и следующий этап «потребность в принадлежности и любви» не может быть открыт.

Решением данной ситуации может стать осознание и принятие проблемы, проработка родительских установок и взятие ответственности за свою жизнь на себя. Возможно посещение тренингов личностного роста, выхода «в свет» и расширение круга общения, принятия себя и своей уникальности. Самоанализ.

Задание 2.

Ознакомьтесь с Приложением к заданию, приведите примеры реальных клиентов или примеры из личной жизни или литературы, фильмов (на выбор), которые будут отражать КАЖДЫЙ ИЗ НЕПРОДУКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ ХАРАКТЕРА по Э. Фромму. В ответе отразите черты характера человека, которые служат доказательством того или иного социального типа. В примерах указывается пол, примерный возраст клиента (человека) без указания имен. В примере должны быть описаны конкретные поступки в поведении человека, которые отражают проявление того или иного непродуктивного социального типа характера.



1.Рецептивный тип

Женщина, 32 года, в разводе.

Женщина 4 раза в разводе, в браке жила исключительно за счет ресурсов своих мужей. Уходила из одного брака в другой, лишь бы не брать ответственность за свою жизнь на себя. Не самостоятельна, в декрете не развивалась и не училась. После 10 лет декрета и очередного развода была вынуждена искать работу. Так как опоры в виде мужчины уже не было, переложила ответственность за заботу о ней на пожилую мать. Мать помогает решать судебные вопросы с бывшим мужем, помогает материально. Так как образования не имеет, с работой помогла сестра. Проработав год на работе, потребности увеличились, но доход остался на прежнем уровне, появилась возможность перевода на другое место. Отказалась, ссылаясь на свою неопытность и не желание учиться новому. В коллективе и с друзьями дружелюбна и «душа компании». Не умеет говорить «нет». Инфантильна и оптимистична.

2.Эксплуатирующий тип

Женщина, 29 лет, не замужем.

Демонстрирует свободный и роскошный образ жизни, красива и имеет множество поклонников, открыто заявляет о том, что не желает вступать в брак и заводить детей, так же говорит, что имеет «комплекс Электры». Все блага получает от мужчин, которые готовы платить за ее внимание, но относится к мужчинам с недоверием. Часто попадает на роль любовницы, ей доставляет удовольствие иметь что-то, что ей не принадлежит, «отнимать». В друзьях имеет девушек с более низкой самооценкой, практически своих фанаток. Соблазнительна, самонадеянна и уверена в себе.

3.Накапливающий тип

Мужчина, 34 года, в браке.

Врач. Занимает руководящую должность на работе. Имеет стабильный хороший доход, практически все финансы уходят в накопления и активы, на себя тратит мало, ездит на старенькой иномарке и ходит в одних кроссовках круглый год, апеллируя тем, что это «фирменные вещи». Часто находится в позиции «сидящий на закрытом сундуке», сам не пользуется, но и другим не дает. На любые расходы соглашается с трудом и после тщательного взвешивания, часто настолько затягивая с решением, что итог решения становится не актуальным. Жаден не только до материального, но и на эмоциональную отдачу. Лояльный, сдержанный, педантичный- эти черты позволяют ему занимать продолжительное время руководящую должность.

4.Рыночный тип

Женщина, 31 год, не замужем.

Развивает свой блог в инстаграмм. Рассматривает людей только с точки зрения успешности, эффективности и производительности. Что бы раскручивать свой блог обзаводится полезными социальными связями для возможности получения взаимовыгодных отношений. Это порождает товарно-рыночный подход в дружбе. Близких друзей не имеет, те, что остались, были нажиты до активного ведения социальных сетей. Поведение женщины можно описать как спектакль для общества потребления. Она жертвует своей индивидуальностью в угоду признания и моды. В реальной жизни имеет склонность к нарциссическому расстройству.


Задание 3.

Изучите текст ниже и приведите пример феномена «Сдвиг мотива на цель» из своего опыта, или опыта своих знакомых, коллег, друзей.

Сдвиг мотива на цель – это такая ситуация, когда цель, побуждаемая к осуществлению каким-либо мотивом, становится сама со временем мотивом, приобретая собственную побудительную силу. При этом выполняется следующее правило: в самостоятельный мотив превращается та цель, которая длительно и постоянно насыщалась положительными эмоциями. Проще понять этот механизм на примерах.
Несколько лет назад, моя сестра с плохим здоровьем и отсутствием каких-либо интересов по мимо декрета начала заниматься кроссфитом в команде, куда ходил ее супруг. Мотивом было- иметь с мужем общие интересы, поддержать контакт, целью же явилось- ходить на занятия по кроссфиту. Через некоторое время, окрепнув физически, начала занимать призовые места на соревнованиях по кроссфиту, развелась с супругом и продолжила заниматься уже любимой физической активностью, поставив новую цель-выиграть в городских соревнованиях.