Файл: Книга первая 4 книга вторая 27 книга третья 39 книга четвертая 51 книга пятая 75 книга шестая 91 книга седьмая 101.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
9 Продавец будет признаваться выполнившим в отношении меня обязательства, вытекающие из продажи.
10 Ввиду запрещения дарений между супругами жена не осуществляет правомерно владения, могущего дать ей собственность в силу истечения давности. " Муж может истребовать.
12 Например, выдавала шерсть рабыням и т. п.
13 1 марта - этот день был посвящен воспоминанию о мире между римлянами и сабинянами, у которых, по преданию, римляне похитили девушек и взяли их себе в жены. Отсюда обычай делать в этот день подарки женам.
551
(муж) возместил расходы, которые жена сделала для того, чтобы более прилично содержать себя. § 9. Женщина не рассматривается как обогатившаяся, если она израсходовала подаренные ей деньги на съестные припасы, или на мази, или на пищу для рабов. § 10. Не может быть истребовано то, что муж дал жене для питания рабов и животных, которые находятся в общем пользовании; если же он питал домашних рабов жены или рабов, предназначенных для продажи, то я считаю, что нужно придерживаться противоположного взгляда.
32. (Ульпиан)14... § 1. Обращение нашего императора о подтверждении дарений относится не только к тому, что приобретено мужем для жены, но ко всем дарениям, совершенным между мужем и женой, так что со смертью дарителя вещи становятся в силу самого права принадлежащими тому, кому они подарены, и имеется цивильное обязательство, и в подлежащих случаях следует рассмотреть вопрос о Фальцидиевой четверти; это, по моему мнению, имеет место таким образом, как если бы завещанием было подтверждено то, что подарено... § 3. Обращение говорит: "Является пристойным, что тот, кто подарил, может в этом раскаяться 5; но было бы проявлением жестокости и жадности, если бы подаренное было отнято наследниками, может быть, вопреки последней воле совершившего дарение"... § 7. Если муж совершил дарение в пользу жены и покончил свою жизнь вследствие того, что на его совести лежало злодеяние, то если после его (мужа) смерти память его была проклята, то дарение истребуется обратно; хотя совершенные им в пользу других лиц дарения имеют силу, если он не совершил дарения на случай смерти... § 10. Если после совершения дарения произошел развод или принявший дар умер раньше (дарителя), то остается прежнее право, [т.е. если муж желает, чтобы (данное им) было подарено жене, то дарение имеет силу; если же не желает, то дарение уничтожается, ибо одни расходятся16 с хорошими чувствами, другие - с душевным гневом и оскорбленными]... § 13. Если женщина и муж длительно жили раздельно, но взаимно воздавали честь, связанную с браком, что, как мы знаем, иногда случается и с лицами консульского достоинства, то я считаю, что дарения не имеют силы, как если бы длился брак; ибо не совокупление совершает брак, но супружеская любовь; если, однако, даритель умрет первым, то дарение будет иметь силу...
40. (Ульпиан). То, что предоставлено женой мужу для получения (им) почетной должности, является действительным постольку, поскольку это необходимо для расходов по должности,
41. (Лицинний Руф) ибо и император Антонин постановил, что жена может дарить мужу для продвижения последнего17.
14 В начале фр. 32 указывается, что император Антонин Каракалла (в 206 г. н. э.) предложил сенату смягчить строгость правил о запрещении дарений между мужем и женой.
15 Требовать подаренное обратно.
16 Имеются в виду супруги, которые разводятся.
17 Для получения мужем почетных должностей.
552
42. (Гай). Недавно по милости принцепса Антонина признано еще дру roe основание дарения, которое мы называем дарением для почета (honori causa); например если жена совершает дарение в пользу мужа ввиду того что тот испрашивает себе пурпуровую полосу на тунику' , или для того чтобы муж вступил в сословие всадников, либо для устройства зрелищ19.
43. (Павел). Между мужем и женой может быть совершаемо дарение по причине изгнания20...
51. (Помпоний). Квинт Муций говорит: когда происходит спор, откуда поступило что-либо к женщине, то при отсутствии указания на источник, из которого это поступило, более соответствует истине и пристойности считать, что это поступило к ней от мужа или от того, кто был во власти мужа. [По-видимому, Квинт Муций установил это для того, чтобы избежать (подозрения) в совершении женщиной позорного приобретения.]
52. (Папиниан). Если муж в целях дарения сдал жене внаем вещь за слишком низкую цену, то наем является ничтожным; если же между теми же лицами заключен договор хранения и сданная на хранение вещь оценена в целях совершения дарения слишком низко, то имеется (договор) хранения. Это различие обусловливается тем, что наем не может быть заключен без определения наемной платы, а сдача на хранение может быть произведена и без оценки...
53. (Папиниан). Установлено, что дарение, совершенное тестем или свекром на случай своей смерти в пользу зятя или невестки, является недействительным, так как в силу смерти тестя (или свекра) брак не прекращается; и не имеет значения, лишил ли отец21 своего сына или свою дочь наследства; в силу тех же оснований иное решение получает вопрос о действительности дарения на случай развода...
60. (Гермогениан)... § 1. Дарения между мужем и женой на случай развода разрешены, ибо часто случается, что вследствие принятия (мужем) жреческого сана, или же бесплодия жены,
61. (Гай) или же старости или болезни, или военной службы22 брак не может быть надлежащим образом сохранен
62. (Гермогениан) и в силу этого брак расторгается мирным путем... 64. (Яволен). По совершении развода муж подарил нечто женщине, чтобы она вернулась; женщина возвратилась и затем (вновь) совершила развод. Лабеон (говорит): по делу Теренции и Мецената Требаций ответил в том смысле, что если развод был настоящим, то дарение получает силу; если развод был притворным, то наоборот. Но правильно думают Прокул и Цецилий: развод является настоящим и дарение вследствие развода получает
111 Latus clavus - знак принадлежности к сенаторскому сословию.
19 Зрелища для народа устраивались высшими должностными лицами.
20 Если один из супругов подвергся изгнанию и другой супруг дает ему средства для суще ствования.
21 Лицо, совершившее дарение в пользу зятя или невестки.
22 Поступления на военную службу.
553
силу в том случае, если последовал другой брак или же если жена столь долгое время находилась без мужа, что брак несомненно является чуждым ей; в других случаях дарение не будет иметь никакой силы...
66. (Сцевола). Сейя должна была выйти замуж за Семпрония в определенный день; раньше, чем она была введена в дом (мужа) и был подписан документ о приданом, она подарила Семпронию столько-то золотых монет. Спрашивается: является ли дарение действительным? (Сцевола ответил): не имеет значения вопрос о том, в какое время было совершено дарение:
раньше ли введения в дом и подписания документа, что часто происходит и после заключения брака; поэтому дарение не имеет силы, кроме тех случаев, когда оно совершено раньше заключения брака, признаваемого (при на-дичии) согласия. § 1. Девушка (невеста) была введена в сады (жениха) за три дня до совершения там брака и проживала отдельно от него в доме в саду; он (жених) предложил ей в дар 10 золотых монет в день свадьбы и до того, как она перешла к нему и была принята посредством воды и огня23, [т.е. прежде чем был совершен обряд брака]. Спрашивается: после того как брак был заключен и развод совершен, может ли быть истребована обратно подаренная сумма? Ответил: в этом случае подаренная сумма не может быть вычтена из приданого24.
Титул II. О разводах и заявлениях о расторжении брака (De divortiis et repudiis)
1. (Павел). Брак прекращается разводом, смертью, взятием в плен или другим случаем рабства одного из них (супругов).
2. (Гай). Слово "развод" происходит от различия или от того, что прекращающие брак расходятся в разные стороны25. § 1. При заявлении о прекращении брака (repudium), [т.е. при отказе от брака], употребляются такие выражения: "имей у себя твои вещи" или же "возьми с собой твои веши"26. § 2. Установлено, что и при расторжении сговора может иметь место отказ;
в этом деле принято такое выражение: "я не следую твоей участи". § 3. Не имеет никакого значения, делается ли заявление самому присутствующему (супругу) или (заявление делается) посредством лица, состоящего под властью (супруга), или лица, в чьей власти состоит (супруг).
23 Имеется в виду обряд совершения брака. Грамматик IV в. Мавр Сервий Гонорат в комментариях к "Энеиде" Вергилия указывает, что невеста, употребив (в доме мужа) воду и огонь -"два важнейших элемента", связывает с мужем свою природу (Servius in Aen. 4, 103). "Принятие воды и огня" означало, что женщина вступает в новую семью и является участницей семейного культа. Подробностей этой церемонии мы не знаем. См.: BItlmner H. Die romischen PrivataltertUmer. MUnchen, 1911, S. 360.
24 Муж не может удержать этой суммы при возвращении приданого.
25 Гай сближает слово "divortium" (развод) с "diversitas" (различие) и с "diversae partes" (разные стороны).
26 Первое выражение (tuas res tibi habeto) употребляется уходящей женой по адресу мужа, второе (tuas res tibi agito) - мужем по адресу уходящей жены. Возможно, эти выражения искажены в рукописи и должны читаться так: tuas res tibi, abeo (твои вещи тебе - я ухожу) и tuas res tibi, abeo (твои вещи тебе - я изгоняю тебя).
554
3. (Павел). Нет развода, если он не является настоящим27, т.е. совершается с намерением установить прекращение (брака) навсегда. Поэтому если что-либо сделано или сказано в пылу гнева, то (развод) является действительным не прежде, чем упорство (в высказанном намерении) установит, что это суждение души; поэтому если женщина в пылу заявит об отказе (от брака) и быстро возвратится (к мужу), то она не рассматривается как расторгнувшая брак.
4. (Ульпиан). Юлиан в 18-й книге дигест разбирает вопрос: может ли безумная послать заявление о прекращении брака или может ли ей быть заявлено об этом? И пишет, что можно отказаться от брака с безумной, так как она занимает место находящейся в неведении, но заявить о прекращении брака не может ни она сама вследствие безумия, ни ее попечитель, но ее отец может послать об этом сообщение. Он (Юлиан) не разбирал бы вопроса о возможности заявить о прекращении брака (с безумной), если бы не было известно, что брак (с безумной) сохраняется; это мнение представляется мне правильным.
6. (Юлиан). Жены лиц, попавших во власть врагов, могут рассматриваться как занимающие положение замужних в силу одного того, что они не могут по своему произволу выйти замуж за других. [И следует дать общее определение: пока известно, что находящийся в плену муж жив, его жене не дозволяется другое супружество, разве что сами женщины предпочли дать причину для заявления о прекращении брака28. Если же неизвестно, находится ли в живых (муж), удерживаемый врагами, или же его уже настигла смерть, то по истечении пятилетия со времени его пленения женщине дозволяется вступить в другое супружество, но с тем, однако, что первый брак рассматривается как расторгнутый с хорошими чувствами29 и каждый (из бывших супругов) сохраняет свое право без всякого ущемления30; такое же право следует соблюдать, если муж живет в (своей) общине, а жена захвачена в плен.]...
8. (Папиниан). Тот, кто привел с улицы в свой дом чужую жену и от себя послал ее мужу заявление о расторжении брака, был выслан божественным Адрианом на три года.
9. (Павел). Никакой развод не является действительным, если не привлечено (в качестве свидетелей) семь взрослых римских граждан, за исключением вольноотпущенника лица, совершающего развод. Мы считаем вольноотпущенником и того, кто освобожден от рабства отцом, дедом, прадедом и прочими (родственниками) по восходящей линии.
10. (Модестин). Вольноотпущенница не может расторгнуть брак без согласия патрона, с которым она состояла в браке, [разве что она была отпущена из рабства в силу фидеикоммисса: в этом случае она может
27 Verum - правдивым, истинным.
28 Создать повод к разводу.
29 Без вины кого-либо из супругов.
30 Не несет никаких имущественных потерь вследс-
555
(расторгнуть брак), хотя бы она была вольноотпущенницей его (своего му жа)].
11. (Ульпиан). Указание закона "у вольноотпущенницы, которая вы шла замуж за патрона, нет власти совершить развод", по-видимому, не де лает недействительным развод, который, согласно цивильному праву, прекращает брак. Поэтому мы не можем сказать, что брак сохраняется, когда произошло разделение, но брак не расторгнут целиком. Следовательно, пишет Юлиан, (вольноотпущенница) не имеет иска о приданом. Таким образом, пока патрон хочет иметь ее в качестве жены, она не может правомерно вступить в брак ни с кем другим. Признавая, что в силу действий вольноотпущенницы брак является как бы расторгнутым, законодатель (вместе с тем) отобрал у нее право вступить в брак с другим. Поэтому, за кого бы она ни вышла замуж, она считается незамужней. Юлиан идет дальше и считает, что она не может находиться в конкубинате с другим патроном. § 1. Закон говорит: "пока патрон хочет иметь ее в качестве жены". И он должен хотеть иметь ее в качестве жены и продолжать быть патроном. Поэтому если он перестал быть патроном или перестал желать (иметь ее своей женой), то сила закона оканчивается...
Титул III. Каким образом приданое может быть истребовано по прекращении брака (Soluto matrimonio dos quemadmodum petatur)
1. (Помпоний). Отношения, связанные с приданым, [всегда и везде] имеют особое значение; ибо государство заинтересовано в том, чтобы были сохраняемы приданые женщин, так как [для появления потомства и для пополнения государства детьми] весьма необходимо, чтобы женщины имели приданое.
2. (Ульпиан). После прекращения брака приданое должно быть уплачено женщине...