Файл: Книга первая 4 книга вторая 27 книга третья 39 книга четвертая 51 книга пятая 75 книга шестая 91 книга седьмая 101.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
14 Вероятный пропуск: "тот считается подчинившимся".
15 Отец - это лицо, состоящее в браке с матерью.
16 Для понимания фр. 18 - 22 следует иметь в виду, что вызов ответчика в суд производился истцом. Об этом говорили еще законы XI 1 таблиц: "VI.1. Если вызывает (кого-нибудь) на судоговорение, пусть (вызванный) идет. Если не идет, пусть тот, кто вызвал, подтвердит (свой вызов) при свидетелях, а потом ведет его насильно. 2. Если (вызванный) измышляет отговорки (для неявки) или пытается скрыться, пусть тот, кто вызвал, наложит на него руку (Хрестоматия по древней истории /Под ред. В. В. Струве. М., 1936, т. 2, с. 22).
190
19. (Павел). Несомненно, что достаточному наказанию подвергается тот, кто не защищается (не является в суд для защиты) и скрывается, так как противник вводится во владение его имуществом. Но если он разрешает войти в его дом или будет замечен с улицы, то Юлиан говорит, что он может быть правильно вызван в суд.
20. (Гай). Но никто не сомневается, что дозволено вызвать в суд от входной двери, или из бани, или из театра.
21. (Павел). Хотя тот, кто находится у себя дома, может быть вызван в суд, однако никто не может быть извлечен из своего дома.
22. (Гай)... § 1. Вызванный в суд может быть отпущен в двух случаях:
если кто-либо защищает его личность и если, пока он идет в суд, будет заключена мировая сделка по данному делу.
Титул V. Если кто-либо, вызванный в суд, не пойдет или если кто-либо вызовет лицо, которое он не должен был вызывать на основании эдикта
(Si quis in ius vocatus non ierit sive quis eum vocaverit, quern ex edicto non debuerit)
2. (Павел). По любому основанию вызванный в суд должен явиться к претору или к другим лицам, осуществляющим юрисдикцию, чтобы было выяснено, подсуден ли он данной юрисдикции. § 1. Если кто-либо, вызванный в суд, не пойдет, то он будет присужден [компетентным судьей] к штрафу, но неопытным людям должно быть оказано снисхождение; равным образом если для истца не имеет значения, чтобы его противник явился именно в назначенное время, то претор освобождает (ответчика) от наказания, например если в этот день (указанный для явки в суд) суд не происходит.
3. (Ульпиан). Если кто-либо обещал явиться в суд и не добавил обещания неустойки (роепа) и если он не явится, то более правильно предъявить к нему в силу понесенного истцом ущерба (condictio incerti). И в этом смысле пишет и Цельс.
Титул VI. Пусть вызванные в суд идут или представят поручителей или (иное) обеспечение (In ius vocati ut eant aut satis vel cautum dent)
1. (Павел). Эдиктом установлено, чтобы [поручитель, представленный в обеспечение явки в суд]17, избирался в зависимости от характера дела из богатых людей, кроме случаев выбора поручителя из числа близких людей; в этом последнем случае (претор) приказывает принимать (в качестве поручителя) какого угодно (с точки зрения его имущественного положения).
Интерполяция: (fideiussor iudicio sistendi). Вместо этих слов в первоначальном тексте. очевидно, было слово "vindex".
191
Титул VII. Чтобы никто не задерживал силой" то кто вызывается в суд (Ne quis eum qui in ius vocabitur vi eximat)
1. (Ульпиан). Претор объявил настоящий эдикт, чтобы страхом наказания смирить тех, кто задерживает силой вызванных в суд. § 1. Помпоний пишет, что это относится и к рабам, если суд отправляется по actio noxalis, разве что они сделали это (причинили ущерб) с ведома господина; в этом случае господин должен отвечать на суде без выдачи раба...
2. (Павел). Против эдикта поступает и вольноотпущенник, вызывающий патрона, и тот, кто задерживает патрона силой; но в худшем положении находится вольноотпущенник, который при подобном деликте является истцом. § 1. То же справедливо в отношении того, кто вызывает в суд иное лицо, чем то, которое следует вызвать; надо сказать определенно, что не рассматривается в качестве задержанного тот, к кому нельзя было правомерно предъявить иск.
3. (Ульпиан). Если кто-либо задержит раба, вызванного в суд, то Педий считает, что эдикт не применяется, так как не было лица'9, которое могло быть вызвано в суд. Что же происходит в этом случае? Следует вчинить иск о предъявлении раба (actio ad exhibendum)... § 2. По поводу слов претора "задерживает силой" возникает вопрос: силой или силой и со злым умыслом? Достаточно силы, хотя бы и не было злого умысла.
4. (Павел). Как говорит Помпоний, слово "задержать" имеет общее значение. "Вырывать" - значит изъять из рук насильственным действием;
"задержать" - любым образом изъять. Например, если одно лицо не схватит другое лицо, но замедлит его явку в суд настолько, что истечет срок иска или вещь исчезнет в силу истечения времени, то это лицо считается задержавшим, хотя оно не задерживало телесно; если оно задержит в определенном месте и (никуда) не уведет, то на него распространяется это постановление. § 1. Равным образом, если кто-либо задержит лицо, к которому был предъявлен ябеднический иск, то установлено, что он отвечает по этому эдикту...
5. (Ульпиан). Если кто-либо задержит чужими руками, то он отвечает по этим правилам независимо от того, присутствовал он или отсутствовал.
Титул VIII. О тех, которые принуждаются к предоставлению обеспечения или которые дают клятвенное обещание или (просто) обещание (Qui satisdare cogantur vel iurato promittant vel suae promissioni committantur)
2. (Ульпиан). [Поручитель, представленный в обеспечение явки в суд]20, должен быть рассматриваем в качестве платежеспособного не только с точ-
Не отнимал, не изымал. ''' Не было субъекта права. 20 Вместо этих слов в первоначальном TCKCIC было,
192
ка зрения размера его имущества, но и с точки зрения легкости привлечения его в качестве ответчика. § 1. Если кто-либо представит в качестве [поручителя в обеспечение явки в суд] такое лицо, которое не может действовать в суде, то это представление является недействительным...
15. (Мацер). Следует знать, что владельцы недвижимых имуществ не принуждаются к предоставлению обеспечения. § 1. Следует признавать владельцем того, кто в полях или в городе владеет участком земли целиком или в части. Но и тот, кто владеет государственной землей за определенное вознаграждение (ager vectigalis) [т.е. на праве эмфитевзиса], признается владельцем; также, кто имеет одну собственность21, должен признаваться владельцем; но тот, кто имеет лишь узуфрукт, не является владельцем, как и написал Ульпиан. § 2. Кредитор, принявший вещь в залог, не является владельцем, хотя бы он даже имел владение, ему переданное или предоставленное должнику до востребования. § 3. Если участок земли дан в приданое, то как жена, так и муж вследствие владения этим участком признаются владельцами земли. § 4. В ином положении находится тот, кто имеет личное требование об участке. § 5. Опекуны, владеют ли их подопечные или они сами, занимают место владельцев; но если и один из опекунов был владельцем, то следует сказать то же. § 6. Если ты предъявишь требование о присуждении тебе участка, которым владел я, и после того, как дело решено в твою пользу, я принесу апелляцию, то являюсь ли я владельцем этого участка? И правильно говорится, что я владелец, так как я, несмотря на это (несмотря на судебное решение), владею, и не относится к делу то обстоятельство, что мое владение может быть от меня отсуждено. § 7. Вопрос о том, является ли кто-либо владельцем или нет, должен рассматриваться с точки зрения того времени, когда предоставляется обеспечение...
Титул IX. Каким образом должно быть предоставлено обеспечение, если предъявлен иоксальный иск (Si ex noxali causa agatur, quemadmodum caveatur)
Титул X. О лице, действия которого воспрепятствовали кому-нибудь явиться в суд (De eo per quern factum erit quominus quis in iudicio sistat)
1. (Ульпиан). Претор признавал необходимым справедливейшим образом наказывать того, кто со злым умыслом воспрепятствовал кому-либо явиться в суд. § 1. Следует думать, что действует со злым умыслом не только тот, кто своими руками или через своих людей удерживал кого-либо, но и тот, кто просил других, чтобы они удерживали это лицо (обязанное явить-
"Solam proprietatem", т.е. право собственности без права извлечения плодов. Это понятие однозначно понятию "nuda proprietas".
7 - 1ЧЧ5
193
ся в суд) или увели его, дабы он не явился в суд, вне зависимости от того, знали ли они или не знали об этом замысле. § 2. Мы понимаем злой умысел в том смысле, что если кто-нибудь сообщил идущему в суд печальное известие, в силу которого для того оказалось необходимым не идти в суд, то он является ответственным в силу этого эдикта; но некоторые думают, что он (вызванный в суд) должен сам отвечать за то, что был легковерен. § 3. Если ответчик в силу злого умысла истца не явится в суд, то ответчик на основании эдикта не имеет иска против истца, так как он может быть удовлетворен эксцепцией22, если к нему будет предъявлен иск на основании сти-пуляции о штрафе за неявку в суд. § 4. Если несколько лиц совершили действие в силу злого умысла, то отвечают все, но если один уплатит штраф, то прочие освобождаются (от обязанности уплатить штраф), так как истец не имеет интереса (взыскивать штраф с других)...
Титул XI. Если кто-либо не выполнит обещания явиться в суд (Si quis cautionibus in iudicio sistendi causa factis поп obtemperabit)
2. (Ульпиан). Мы не требуем, чтобы ответчик явился в суд, если дело, по поводу которого он обещал явиться, составило предмет мировой сделки, но это так, если мировая сделка была заключена раньше, чем нужно было явиться в суд. В прочих случаях, если мировая сделка была заключена позднее, то (ответчик) должен защищаться эксцепцией о злом умысле (exceptio doli), ибо кто заботится о штрафе после заключения мировой сделки... § 3. Если кто-либо обещал явиться в суд и не может явиться, так как ему препятствует состояние здоровья, или непогода, или сила реки, то он защищается эксцепцией - и с достаточным основанием. Так как в таком обещании речь шла о присутствии (лица на суде), то как может явиться в суд тот, кому препятствовало дурное состояние здоровья. Даже закон XII таблиц приказывает отложить день суда, если судье или кому-либо из тяжущихся воспрепятствовала тяжелая болезнь23. § 4. Если женщина не явилась в суд не вследствие болезни, но по причине беременности, то, как говорит Лабеон, она может предъявить эксцепцию... § 5. Так же, если кто-либо впал в безумие, так как кому препятствует безумие - тому препятствует болезнь.
Титул XII. О днях/Когда не производится суд, и об отсрочках, и о различных сроках (De feriis et dilationibus et diversis temporibus)
1. (Ульпиан). В предложении божественного Марка сенату выражено, что никто не должен принуждать своего противника явиться в суд во время жатвы или сбора винограда, так как занятые сельскими работами не могут
22 Его интересы могут быть удовлетворены предъявлением им процессуального возражения (exceptio).
23 "Morbus sonticus". Значение этого термина не установлено.
194
быть принуждены явиться в суд. § 1. Но если претор или по неведению, или по небрежности распорядился о их вызове и они добровольно явились и если он вынесет решение в их присутствии и с их согласия, то решение останется в силе, хотя он и неправильно поступил, вызвав их. Если же в их отсутствие он, несмотря на это, вынесет решение, то последовательно сказать, что решение ничтожно, ибо действие претора не должно отменять права, -и посредством апелляции решение отменяется. § 2. Но исключаются неко-торые дела, в которых можно принуждать явиться к претору и в то время, когда происходит жатва или сбор винограда, в частности если вещь может погибнуть от времени, т.е. если отсрочка может уничтожить иск. Конечно, если дело неотложное, то мы принуждены явиться к претору; однако справедливо принуждать к явке лишь для того, чтобы была произведена litis contestatio; так и выражены в самих словах предложения сенату. Вообще если после litis contestatio одна из сторон отказывается вести дело (дальше), то предложение сенату предоставляет ей отсрочку24.
4. (Павел). Презесы провинций имеют обыкновение устанавливать время жатвы и сбора винограда в зависимости от обычая каждого места.
8. (Павел). Согласно римскому обычаю, день начинается в полночь и кончается в середине следующей ночи. Поэтому то, что совершено в течение этих 24 часов, т.е. в течение двух разделенных пополам ночей и лежащего между ними света, считается таким же, как если бы было совершено в любой час света.
9. (Ульпиан). Божественный Траян в рескрипте Миницию Наталу установил, что праздники освобождают лишь от судебных дел; то же, что относится к военной дисциплине, должно быть совершаемо и в праздничные дни; сюда относится и наблюдение за стражей.
10. (Павел). В денежных делах отсрочка по каждому делу не может предоставляться более одного раза, в уголовных делах (les capitales) ответчику могут быть предоставлены три отсрочки, обвинителю - две, но в обоих случаях по выяснении дела.
Титул XIII. О сообщении формулы иска ответчику25 (De edendo)