Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций и общественных объединения
Вопрос 1. Понятие и виды предприятий и учреждений.
Предприятия делятся на определенные виды от взятых за основу критериев.
1) В зависимости от видов производства предприятия делятся на следующие три группы:
· производящие продукцию определенного вида (заводы, фабрики);
· производящие работы определенной направленности (строительство социально-культурных объектов, производственных корпусов, жилья, дорог и т.д.);
· оказывающие различные, в том числе и хозяйственные услуги (магазины, дома быта, прачечные, станции технического обслуживания и т.д.).
В свою очередь, в каждой группе предприятий по видам производства осуществляется дальнейшее разделение их на более конкретные виды. Например, предприятия, которые производят продукцию, делятся на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия, производящие работы, делятся на строительные, проектные, изыскательные и др.
Предприятия, оказывающие хозяйственные услуги, делятся на транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения и т.д.
2) В зависимости от формы собственности различают следующие предприятия:
· государственные(основанные на государственной собственности – федеральной или субъектов Российской Федерации);
· муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления);
· кооперативные (основанные на собственности кооперативов различного вида);
· частные(основанные на частной собственности);
· предприятия, принадлежащие общественным объединениям и основанные на их собственности (например, типографии политических партий);
· смешанные(основанные на двух или более формах собственности).
3) В зависимости от своего гражданско-правового статуса различаются следующие предприятия: полное товарищество; товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью; акционерное общество и другие.
Отличительной чертой унитарных предприятий является то, что их учредителями могут быть лишь органы государственной власти или муниципальные органы.
В случаях, предусмотренных законом, по решению Правительства Российской Федерации, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Его устав утверждается Правительством Российской Федерации, а ответственность по обязательствам, кроме самого предприятия, несет Российская Федерация.
Оно может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение).
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные или муниципальные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества (например: учреждения образования, культуры, здравоохранения).
В зависимости от взятых за основу критериев учреждения также делятся на определенные виды. Например, по характеру своей деятельности они делятся на:
· учреждения социальной сферы (образовательные, культурные, социальной защиты, научные, здравоохранения и др.);
· внешнеполитические учреждения (системы МИД России – консульства, посольства, миссии);
· учреждения правоохранительных органов (высшие и средние специальные образовательные учреждения, научно-исследовательские и иные).
Учреждения также могут быть классифицированы по формам собственности и другим критериям.
Федеральным законом предусмотрено создание автономных учреждений в форме некоммерческих организаций. Как на разновидность юридических лиц на них распространяется действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Органами автономного учреждения являются: наблюдательный совет, руководитель, общее собрание или конференция работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Наблюдательный совет создается не более чем на 5 лет в составе не менее 5 и не более 11 членов. В его состав входят представители учредителя, исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления. Кратность нахождения лиц в составе наблюдательного совета законодательством не ограничивается. В компетенцию наблюдательного совета входит широкий круг вопросов, предусматривающий рассмотрение целесообразности реализации поступающих предложений по организации работы автономного учреждения.
Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель и т.д.) уполномочен решать вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения в определенных границах. От имени автономного учреждения руководитель представляет интересы и совершает сделки без доверенности. Имеет право утверждать штатное расписание, контролировать документооборот, издавать приказы и давать указания, являющиеся обязательными для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» Правительство Российской Федерации утвердило порядок ведения соответствующего государственного реестра. В нем определены: состав сведений, вносимых в реестр; порядок внесения сведений в реестр и исключения сведений из реестра; порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре.
Вопрос 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.
Нормы права, предназначенные устанавливать административно-правовой статус предприятий и учреждений, можно разделить на следующие четыре основные группы:
1)Нормы, закрепляющие принципиальные положения в вопросах их взаимоотношений с органами исполнительной власти. Устанавливают:
· запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий;
· обязательную государственную регистрацию предприятий;
· обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности; военно-учетной работы;
· обязательность предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения;
· и некоторые другие положения.
К этой же группе относятся нормы, которые предусматривают обязанность предприятия соблюдать экологическое законодательство, земельное законодательство, эпидемиологическую безопасность, санитарно-гигиенические требования и т.д.
Уполномоченные государственные органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства, могут в этой части вмешиваться в деятельность предприятий. Они наделены правом применения мер административного принуждения вплоть до привлечения предприятий и учреждений как юридических лиц к административной ответственности.
В некоторых случаях предприятия и учреждения обязаны получить лицензии на занятие определенным видом деятельности.
2)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
Поскольку государство является собственником таких предприятий и учреждений, его полномочия здесь наибольшие. Органы государственной власти обладают следующими правами:
· образуют предприятия;
· определяют их местонахождение и юридический адрес;
· утверждают устав;
· назначают руководителей;
· реорганизуют и ликвидируют их.
В силу особой значимости для безопасности государства, личности и общества некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, на которые распространяется разрешительная система: производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических средств. Определенные виды деятельности подлежат лицензированию со стороны государства (фармацевтика, банковская и иная деятельность).
Особо важные объекты (телерадиоцентры, мобилизационные (в том числе лекарственные) склады; объекты Центробанка и др.) подлежат обязательной государственной охране.
Должностные лица государственных предприятий и учреждений наделены полномочиями государственно-властного характера, в том числе административной и дисциплинарной властью.
3)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений. В целом административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений аналогичен статусу государственных. Особенностью является то, что он реализуется в отношениях с органами местного самоуправления.
4)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений. В целом на данные предприятия и учреждения распространяется административно-правовой режим, характерный для других предприятий, независимо от их организационно-правовых форм (т.е. нормы первой группы, устанавливающие правовой режим их деятельности и надзор за их соблюдением).
Вопрос 3. Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации.
В отличие от акционерных обществ и государственных унитарных предприятий (ФГУПы), в государственных корпорациях преобладает доля участия государства. На госкорпорации не распространяются положения о необходимости раскрытия информации, обязательные для акционерных обществ. На них не распространяет свое действие и законодательство о несостоятельности (банкротстве). Собственность госкорпорации не является государственной собственностью. Тем самым они выведены из-под надзора Счетной палаты Российской Федерации.
Госкорпорации не обязаны представлять в государственные органы отчетные документы о своей деятельности, за исключением документов, представляемых непосредственно в Правительство Российской Федерации.
Контрольно-надзорные органы государства без согласия самих госкорпораций не могут:
· запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
Вопрос 1. Понятие и виды предприятий и учреждений.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли[26]. |
Предприятия делятся на определенные виды от взятых за основу критериев.
1) В зависимости от видов производства предприятия делятся на следующие три группы:
· производящие продукцию определенного вида (заводы, фабрики);
· производящие работы определенной направленности (строительство социально-культурных объектов, производственных корпусов, жилья, дорог и т.д.);
· оказывающие различные, в том числе и хозяйственные услуги (магазины, дома быта, прачечные, станции технического обслуживания и т.д.).
В свою очередь, в каждой группе предприятий по видам производства осуществляется дальнейшее разделение их на более конкретные виды. Например, предприятия, которые производят продукцию, делятся на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия, производящие работы, делятся на строительные, проектные, изыскательные и др.
Предприятия, оказывающие хозяйственные услуги, делятся на транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения и т.д.
2) В зависимости от формы собственности различают следующие предприятия:
· государственные(основанные на государственной собственности – федеральной или субъектов Российской Федерации);
· муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления);
· кооперативные (основанные на собственности кооперативов различного вида);
· частные(основанные на частной собственности);
· предприятия, принадлежащие общественным объединениям и основанные на их собственности (например, типографии политических партий);
· смешанные(основанные на двух или более формах собственности).
3) В зависимости от своего гражданско-правового статуса различаются следующие предприятия: полное товарищество; товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью; акционерное общество и другие.
Отличительной чертой унитарных предприятий является то, что их учредителями могут быть лишь органы государственной власти или муниципальные органы.
В случаях, предусмотренных законом, по решению Правительства Российской Федерации, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Его устав утверждается Правительством Российской Федерации, а ответственность по обязательствам, кроме самого предприятия, несет Российская Федерация.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (например, административно-политических) функций некоммерческого характера. |
Оно может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение).
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные или муниципальные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества (например: учреждения образования, культуры, здравоохранения).
В зависимости от взятых за основу критериев учреждения также делятся на определенные виды. Например, по характеру своей деятельности они делятся на:
· учреждения социальной сферы (образовательные, культурные, социальной защиты, научные, здравоохранения и др.);
· внешнеполитические учреждения (системы МИД России – консульства, посольства, миссии);
· учреждения правоохранительных органов (высшие и средние специальные образовательные учреждения, научно-исследовательские и иные).
Учреждения также могут быть классифицированы по формам собственности и другим критериям.
Федеральным законом предусмотрено создание автономных учреждений в форме некоммерческих организаций. Как на разновидность юридических лиц на них распространяется действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Органами автономного учреждения являются: наблюдательный совет, руководитель, общее собрание или конференция работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Наблюдательный совет создается не более чем на 5 лет в составе не менее 5 и не более 11 членов. В его состав входят представители учредителя, исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления. Кратность нахождения лиц в составе наблюдательного совета законодательством не ограничивается. В компетенцию наблюдательного совета входит широкий круг вопросов, предусматривающий рассмотрение целесообразности реализации поступающих предложений по организации работы автономного учреждения.
Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель и т.д.) уполномочен решать вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения в определенных границах. От имени автономного учреждения руководитель представляет интересы и совершает сделки без доверенности. Имеет право утверждать штатное расписание, контролировать документооборот, издавать приказы и давать указания, являющиеся обязательными для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» Правительство Российской Федерации утвердило порядок ведения соответствующего государственного реестра. В нем определены: состав сведений, вносимых в реестр; порядок внесения сведений в реестр и исключения сведений из реестра; порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре.
Вопрос 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.
Нормы права, предназначенные устанавливать административно-правовой статус предприятий и учреждений, можно разделить на следующие четыре основные группы:
1)Нормы, закрепляющие принципиальные положения в вопросах их взаимоотношений с органами исполнительной власти. Устанавливают:
· запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий;
· обязательную государственную регистрацию предприятий;
· обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности; военно-учетной работы;
· обязательность предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения;
· и некоторые другие положения.
К этой же группе относятся нормы, которые предусматривают обязанность предприятия соблюдать экологическое законодательство, земельное законодательство, эпидемиологическую безопасность, санитарно-гигиенические требования и т.д.
Уполномоченные государственные органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства, могут в этой части вмешиваться в деятельность предприятий. Они наделены правом применения мер административного принуждения вплоть до привлечения предприятий и учреждений как юридических лиц к административной ответственности.
В некоторых случаях предприятия и учреждения обязаны получить лицензии на занятие определенным видом деятельности.
2)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
Поскольку государство является собственником таких предприятий и учреждений, его полномочия здесь наибольшие. Органы государственной власти обладают следующими правами:
· образуют предприятия;
· определяют их местонахождение и юридический адрес;
· утверждают устав;
· назначают руководителей;
· реорганизуют и ликвидируют их.
В силу особой значимости для безопасности государства, личности и общества некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, на которые распространяется разрешительная система: производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических средств. Определенные виды деятельности подлежат лицензированию со стороны государства (фармацевтика, банковская и иная деятельность).
Особо важные объекты (телерадиоцентры, мобилизационные (в том числе лекарственные) склады; объекты Центробанка и др.) подлежат обязательной государственной охране.
Должностные лица государственных предприятий и учреждений наделены полномочиями государственно-властного характера, в том числе административной и дисциплинарной властью.
3)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений. В целом административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений аналогичен статусу государственных. Особенностью является то, что он реализуется в отношениях с органами местного самоуправления.
4)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений. В целом на данные предприятия и учреждения распространяется административно-правовой режим, характерный для других предприятий, независимо от их организационно-правовых форм (т.е. нормы первой группы, устанавливающие правовой режим их деятельности и надзор за их соблюдением).
Вопрос 3. Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации.
Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций в Российской Федерации. Правовой статус госкорпораций устанавливается отдельным законодательством. Как правило, их руководители назначаются на должность указами Президента Российской Федерации. |
В отличие от акционерных обществ и государственных унитарных предприятий (ФГУПы), в государственных корпорациях преобладает доля участия государства. На госкорпорации не распространяются положения о необходимости раскрытия информации, обязательные для акционерных обществ. На них не распространяет свое действие и законодательство о несостоятельности (банкротстве). Собственность госкорпорации не является государственной собственностью. Тем самым они выведены из-под надзора Счетной палаты Российской Федерации.
Госкорпорации не обязаны представлять в государственные органы отчетные документы о своей деятельности, за исключением документов, представляемых непосредственно в Правительство Российской Федерации.
Контрольно-надзорные органы государства без согласия самих госкорпораций не могут:
· запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;