Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций и общественных объединения

Вопрос 1. Понятие и виды предприятий и учреждений.

 

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли[26].

 

Предприятия делятся на определенные виды от взятых за основу критериев.

1)      В зависимости от видов производства предприятия делятся на следующие три группы:

·     производящие продукцию определенного вида (заводы, фабрики);

·     производящие работы определенной направленности (строительство социально-культурных объектов, производственных корпусов, жилья, дорог и т.д.);

·     оказывающие различные, в том числе и хозяйственные услуги (магазины, дома быта, прачечные, станции технического обслуживания и т.д.).

 

В свою очередь, в каждой группе предприятий по видам производства осуществляется дальнейшее разделение их на более конкретные виды. Например, предприятия, которые производят продукцию, делятся на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия, производящие работы, делятся на строительные, проектные, изыскательные и др.

Предприятия, оказывающие хозяйственные услуги, делятся на транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения и т.д.

 

2)      В зависимости от формы собственности различают следующие предприятия:

·     государственные(основанные на государственной собственности – федеральной или субъектов Российской Федерации);

·     муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления);

·     кооперативные (основанные на собственности кооперативов различного вида);

·     частные(основанные на частной собственности);

·     предприятия, принадлежащие общественным объединениям и основанные на их собственности (например, типографии политических партий);

·     смешанные(основанные на двух или более формах собственности).


 

3)      В зависимости от своего гражданско-правового статуса различаются следующие предприятия: полное товариществотоварищество на вереобщество с ограниченной ответственностьюакционерное общество и другие.

 

Отличительной чертой унитарных предприятий является то, что их учредителями могут быть лишь органы государственной власти или муниципальные органы.

В случаях, предусмотренных законом, по решению Правительства Российской Федерации, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Его устав утверждается Правительством Российской Федерации, а ответственность по обязательствам, кроме самого предприятия, несет Российская Федерация.

 

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (например, административно-политических) функций некоммерческого характера.

 

Оно может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение).

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные или муниципальные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества (например: учреждения образования, культуры, здравоохранения).

В зависимости от взятых за основу критериев учреждения также делятся на определенные виды. Например, по характеру своей деятельности они делятся на:

·     учреждения социальной сферы (образовательные, культурные, социальной защиты, научные, здравоохранения и др.);

·     внешнеполитические учреждения (системы МИД России – консульства, посольства, миссии);

·     учреждения правоохранительных органов (высшие и средние специальные образовательные учреждения, научно-исследовательские и иные).


 

Учреждения также могут быть классифицированы по формам собственности и другим критериям.

Федеральным законом предусмотрено создание автономных учреждений в форме некоммерческих организаций. Как на разновидность юридических лиц на них распространяется действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

Органами автономного учреждения являются: наблюдательный совет, руководитель, общее собрание или конференция работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Наблюдательный совет создается не более чем на 5 лет в составе не менее 5 и не более 11 членов. В его состав входят представители учредителя, исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления. Кратность нахождения лиц в составе наблюдательного совета законодательством не ограничивается. В компетенцию наблюдательного совета входит широкий круг вопросов, предусматривающий рассмотрение целесообразности реализации поступающих предложений по организации работы автономного учреждения.

Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель и т.д.) уполномочен решать вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения в определенных границах. От имени автономного учреждения руководитель представляет интересы и совершает сделки без доверенности. Имеет право утверждать штатное расписание, контролировать документооборот, издавать приказы и давать указания, являющиеся обязательными для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» Правительство Российской Федерации утвердило порядок ведения соответствующего государственного реестра. В нем определены: состав сведений, вносимых в реестр; порядок внесения сведений в реестр и исключения сведений из реестра; порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре.

 

Вопрос 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.

 

Нормы права, предназначенные устанавливать административно-правовой статус предприятий и учреждений, можно разделить на следующие четыре основные группы:


1)Нормы, закрепляющие принципиальные положения в вопросах их взаимоотношений с органами исполнительной власти. Устанавливают:

·     запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий;

·     обязательную государственную регистрацию предприятий;

·     обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности; военно-учетной работы;

·     обязательность предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения;

·     и некоторые другие положения.

 

К этой же группе относятся нормы, которые предусматривают обязанность предприятия соблюдать экологическое законодательство, земельное законодательство, эпидемиологическую безопасность, санитарно-гигиенические требования и т.д.

Уполномоченные государственные органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства, могут в этой части вмешиваться в деятельность предприятий. Они наделены правом применения мер административного принуждения вплоть до привлечения предприятий и учреждений как юридических лиц к административной ответственности.

В некоторых случаях предприятия и учреждения обязаны получить лицензии на занятие определенным видом деятельности.

2)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.

Поскольку государство является собственником таких предприятий и учреждений, его полномочия здесь наибольшие. Органы государственной власти обладают следующими правами:

·     образуют предприятия;

·     определяют их местонахождение и юридический адрес;

·     утверждают устав;

·     назначают руководителей;

·     реорганизуют и ликвидируют их.

 

В силу особой значимости для безопасности государства, личности и общества некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям, на которые распространяется разрешительная система: производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических средств. Определенные виды деятельности подлежат лицензированию со стороны государства (фармацевтика, банковская и иная деятельность).

Особо важные объекты (телерадиоцентры, мобилизационные (в том числе лекарственные) склады; объекты Центробанка и др.) подлежат обязательной государственной охране.


Должностные лица государственных предприятий и учреждений наделены полномочиями государственно-властного характера, в том числе административной и дисциплинарной властью.

3)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений. В целом административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений аналогичен статусу государственных. Особенностью является то, что он реализуется в отношениях с органами местного самоуправления.

4)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений. В целом на данные предприятия и учреждения распространяется административно-правовой режим, характерный для других предприятий, независимо от их организационно-правовых форм (т.е. нормы первой группы, устанавливающие правовой режим их деятельности и надзор за их соблюдением).

 

Вопрос 3. Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации.

 

Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций в Российской Федерации. Правовой статус госкорпораций устанавливается отдельным законодательством. Как правило, их руководители назначаются на должность указами Президента Российской Федерации.

 

В отличие от акционерных обществ и государственных унитарных предприятий (ФГУПы), в государственных корпорациях преобладает доля участия государства. На госкорпорации не распространяются положения о необходимости раскрытия информации, обязательные для акционерных обществ. На них не распространяет свое действие и законодательство о несостоятельности (банкротстве). Собственность госкорпорации не является государственной собственностью. Тем самым они выведены из-под надзора Счетной палаты Российской Федерации.

Госкорпорации не обязаны представлять в государственные органы отчетные документы о своей деятельности, за исключением документов, представляемых непосредственно в Правительство Российской Федерации.

Контрольно-надзорные органы государства без согласия самих госкорпораций не могут:

·     запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;