Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 15. Государственно управление социально-культурной сферой

 

Вопрос 1. Административно-правовой статус органов государственного управления в области образования и науки.

 

В настоящее время национальное образование является одним из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства. Его качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике, безопасности, сохранении идентичности самого государства.

Грамотность среди населения Европы составляет 98,8%, а в Африке только 62,5%. В России 0,6%, или 676 тыс., населения считаются неграмотными (более 500 тыс. из них – женщины). Россия занимает ведущие позиции в мире по числу студентов в соотношении с общей долей населения (50 студентов на 1 тыс. населения). Ведущие страны мира перешли на двухступенчатую систему высшего образования – бакалавриат и магистратуру. В России до 2009 г. законодательно предусматривалось три уровня высшего образования: бакалавриат, подготовка специалиста, магистратура. С 2010 г. произошел переход на двухступенчатую систему высшего образования.

За последние годы наблюдается бурное развитие высшего образования в России. Это находит отражение в количественных характеристиках. Общая численность студентов увеличилась в 2,5 раза. Наиболее популярными на протяжении длительного времени остаются специальности юриста и экономиста.

В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 млн человек населения), а в современной России – около 3 тыс. вместе с филиалами (примерно на 143 млн человек).

На Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)возложена обязанность по надзору за совершенствованием процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышения эффективности организации образовательного процесса в вузах Российской Федерации, а также по внедрению инновационных технологий в образовательные процессы.

Российское законодательство в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.


Основными задачами законодательства Российской Федерации в образовательной сфере являются:

1)      Разграничение компетенции в области образования между органами управления образованием различных уровней.

2)      Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

3)      Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования.

4)      Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

 

Образовательные программы определяют содержание образования по различным уровням и направлениям. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные программы.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе; на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся следующие программы:

·     дошкольного образования;

·     начального образования;

·     основного общего образования;

·     среднего (полного) общего образования.

 

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовки специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные, частные, иных форм собственности (например, общественных или религиозных организаций). Их деятельность регулируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами.

 

По российскому законодательству, образовательным является учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.

 

Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляют прошедшие соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения. В вузах образовывается коллективный орган – ученый совет.



Главенствующее положение в системе федеральных органов управления образованием занимает Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России),в состав которого входят: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию.

Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.

Минобрнауки России призвано обеспечить осуществление государственной политики в области образования и науки. В частности, к ведению Министерства отнесена разработка федеральных государственных образовательных программ, определение максимального объема учебной нагрузки обучающихся, разработка требований к уровню подготовки выпускников. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов, а также иных основных задач, стоящих перед Минобрнауки России, определяется Правительством Российской Федерации.

Минобрнауки России принимает участие в лицензировании образовательного процесса. В его компетенцию входит выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности, а также осуществление государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений. В процессе аттестации устанавливается соответствие качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится на основе заключения об аттестации образовательного учреждения. В результате государственной аккредитации образовательное учреждение наделяется дополнительными правами: правом выдачи документов государственного образца о соответствующем уровне образования, правом на получение бюджетных средств и др.


К компетенции Минобрнауки России относится: инспектирование образовательных учреждений и органов управления образованием; создание, реорганизация, ликвидация и осуществление проверки образовательных учреждений, непосредственно подчиненных ему.

На региональном уровне задачи и функции Минобрнауки России выполняют его территориальные органы.

Организация научных исследований. Перед Российской Федерацией на современном этапе в области науки стоят следующие основные задачи, решаемые с помощью административно-правового регулирования:

·     определение роли науки в обществе и роли государства в отношениях с нею;

·     организационное и юридическое обеспечение научной деятельности;

·     финансовое обеспечение научной деятельности;

·     постановка перед наукой государственно значимых задач;

·     выбор приоритетов научных исследований в соответствии с приоритетами общественного развития;

·     формирование механизмов организации, финансирования и стимулирования науки, адекватных рыночной экономике, наряду с сохранением традиционных и оправдавших себя методов.

 

В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней (утверждено постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 842.) в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует Высшая аттестационная комиссия Министерства образования РФ (ВАК России). ВАК руководит диссертационными советами вузов и научных организаций.

Правительством Российской Федерации утвержден единый реестр ученых степеней и ученых званий и установлены: ученая степень доктора наук по отрасли науки; ученая степень кандидата наук по отраслям науки; ученое звание профессора по специальности; ученое звание доцента по специальности; ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения; ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения.

В структуру РАН входят:

·     президент РАН;

·     президиум РАН;

·     10 вице-президентов;

·     главный ученый секретарь президиума РАН;

·     9 академиков-секретарей отраслевых отделений;

·     3 территориальных отделения (Сибирское, Уральское и Дальневосточное);

·     Санкт-Петербургский научный центр РАН;

·     9 отраслевых отделений (математических наук; физических наук; нанотехнологий и информационных технологий; энергетики, машиностроения,
механики и процессов управления; химии и наук о материалах; биологических наук; наук о Земле; общественных наук; историко-филологических наук).

 

По состоянию на 2017 года количество академиков составило 932 человека. В Российской академии наук предусмотрены две ступени для ее членов. Младшей степенью членства считается титул члена-корреспондента, наивысшей - академика. Выборы академиков РАН происходят из числа членов-корреспондентов. Право голосовать имеют только сами академики. Это звание присваивается пожизненно. Последние выборы прошли совсем недавно - 25 октября 2017 года. Их главной отличительной особенностью является высокий процент приема новых членов с обязательным условием - ограничением по возрасту. Сегодня в РАН большое количество ученых, которым на момент голосования не исполнилось 61 года. Быть членом академии наук - это высшая награда, которая дается за особые заслуги в науке, служит своеобразной степенью общественного признания. Ежемесячная добавка к зарплате в размере 100 тысяч рублей.

В современной России президент РАН также избирается научным сообществом и утверждается Президентом РФ. В соответствии с Уставом РАН «избранный общим собранием президент Российской академии наук вступает в должность после его утверждения Президентом Российской Федерации». До процедуры утверждения вновь избранный президент считается исполняющим обязанности. «Если Президент Российской Федерации принимает решение о неутверждении президента Российской академии наук, избранного общим собранием, вновь избранный президиум РАН назначает из состава избранных вице-президентов РАН исполняющего обязанности президента».

Теодор Ильич Ойзерман - сегодня самый пожилой академик РАН. В мае прошлого года ему исполнилось 102. Родился он в год начала Первой мировой войны в небольшом селе Петроверовке Херсонской губернии, ныне это Одесская область. В 1937-м получает несколько положительных рецензий на свои произведения из стана русской эмиграции, в частности от Георгия Адамовича. После этого учится на философском факультете в Московский институт философии, литературы и истории. Защищает кандидатскую диссертацию в 1941 году по учению Маркса. После победы над фашизмом в 1951 году защищает докторскую, а в 1966-м становится академиком РАН. Глубоко изучает работы Канта и Гегеля.

Физик Григорий Владимирович Трубников самый молодой академик. В 2005 году защитил кандидатскую диссертацию. Темой его исследований являются ускорители заряженных частиц. В 2012-м стал доктором наук, в его научные интересы входят также электронное охлаждение пучков, их генерация, накопительные кольца, а также объектно-ориентированное программирование.