Файл: Контрольная работа По дисциплине Риторика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Крымский филиал

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Контрольная работа

По дисциплине «Риторика»

Вариант - 3.

Студент 102-С группы

очно-заочной формы обучения

Исмаилов Белял Куртаметович

Симферополь, 2022

Вариант 3

  1. Охарактеризуйте основные стратегии в современной риторике. Приведите примеры.

Стратегии убеждения

Основная стратегия убеждения состоит в том, что оратор приводит тезис и аргументы, подтверждающие этом тезис. Эта стратегия –«прямое подтверждение». В нашем примере это – «Николай К. – самый способный в классе, потому что занял первое место на областной олимпиаде по физике».

Вторая стратегия – «прямое опровержение тезиса (контртезиса)». Оратор подбирает положения, которыми доказывает неправильность точки зрения оппонента. Доводы должны быть такими, чтобы можно было перевесить доводы оппонента и количественно, и качественно.

Третья – «косвенное подтверждение»-оратор выводит из своего тезиса другие положения и доказывает их, после чего из их истинности выводит истинность основной мысли. Например, «Николай К. – самый способный. Если это так, то мое мнение должны разделять одноклассники и учителя. Учителя за малым исключением согласны с моим мнением. Одноклассники единодушно указывают на него как на самого умного и способного, как на человека, который умеет справиться с любыми задачами, который мыслит нестандартно и широко».

Четвертая стратегия. Похожая стратегия «косвенное опровержение контртезиса»: оратор выводит следствия из контртезиса, их опровергает и делает вывод, что контртезис неверен в отличие от тезиса. «Некоторые считают, что Николай К. – не самый способный. Если бы это было не так, он бы не занял первое место на олимпиаде по физике,
готовившись к ней всего месяц, в то время как у других участников было 3 и более месяцев для этого».

Первые четыре стратегии распределяются по парам. Пятая и шестая пар не имеют.

Пятая стратегия. «Аргументы против аргументов»-оратор показывает необоснованность аргументов, которые оппонент приводит в пользу контртезиса. Сделав вывод о необоснованности контртезиса, приходит к истинности тезиса. «Некоторые полагают, что Николай К. – не самый способный. Ссылаются на то, что Миша Л. добился более высоких показателей в прошлом году. Но при этом никто не учитывает, сколько времени отводилось на подготовку Мише Л. (3 мес.) и Николаю К. (1 месяц). За 3 месяца Николай К., вероятнее всего, добился бы более высоких показателей, так как Миша Л.набрал 96 баллов, а Николай К. – 92, разрыв, как видно, невелик. Следовательно, Николай К., скорее всего, способнее Миши Л. и точно ничем не уступает ему в умственных способностях».

Шестая стратегия.  «Опровержение демонстрации». Основная цель – доказать, что из правильных аргументов не вытекает контртезис. «Некоторые считают, что Николай К. уступает в способностях Мише Л. Из-за того, что Миша Л. занял в том году больше баллов на олимпиаде. Однако можно ли делать такой вывод? Ведь они не соревновались ни между собой, ни даже на одной олимпиаде. Следовательно, данное сравнение изначально порочно. В том году могли быть иные условия и иная обстановка на олимпиаде. Могли отличаться задания. Кроме того, на подготовку у ребят было отведено разное количество времени. И место как Миша, так и Коля заняли первое. Следовательно, сравнивать их только на основании набранных баллов никак нельзя».


  1. Прочитайте риторический текст «Речь в защиту князя Грузинского» Ф.Н. Плевако. Кратко сформулируйте и выпишете аргументы, которые приводит знаменитый адвокат. Определите их вид. Аргументируйте свою позицию.

Выступление Плевако по делу Грузинского представляет собой устный текст. Вид красноречия – судебный.

Тип речи – защитное слово.

При анализе фактических обстоятельств дела использовались следующие приемы привлечения внимания, а следовательно, и речевые обороты: языковая выразительность текста: «Сердце отца сжалось. Он отвернулся от этих говорящих глаз и – чего не сделает отеческая любовь – вышел в холл, сел в приготовленную для него в дорогу карету и уехал».



«Прокурору можно было много спорить о том, что поступок принца не мог быть ему обнародован, что принц задумал, а не вдруг решил по делу, что не было бессознательности, что принцу не нужно было думать, что Шмидт, со своей стороны, готовил кровавый митинг и стрелял в Шмидта под этой думой» - в данном случае используется дедуктивный метод изложения материала судебной речи. То ест защитник излагает свой материал от общего к частному.