Файл: 1. Психологическое состояние модернизированных обществ второй половины 19 века нервный дискурс эпохи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Психологическое состояние модернизированных обществ второй половины 19 века: «нервный дискурс» эпохи.
С конца XIX века российское общество оказывается во власти изменений, связанных с модернизацией всех сторон жизни. Меняются политические и экономические институты, а также социальные отношения и общественное сознание.
Общественное сознание, менталитет общества был не только результатом развития, но и важнейшим компонентом, определявшим это развитие.
Трансформация ценностей дворянства
Заметное влияние на жизнь дворянства оказали реформы Александра II. После отмены крепостного права в 1861 году многие дворянские хозяйства стали разрушаться. Помещикам было сложно адаптироваться к рыночным отношениям: они теряли свои земли, закладывали усадьбы.
Под напором экономических, социальных и политических изменений меняется уклад дворянской жизни, происходит переворот в массовом сознании населения. На первое место теперь выходит не семья, а интересы каждой отдельной личности. Но почитание и подчинение главе семьи все еще сохранялось в дворянской культуре то конца XIX века.
Духовенство на рубеже веков
Российское православное духовенство во второй половине XIX-начале XX века также постепенно утрачивает сословные черты, превращаясь в профессиональную группу, что, конечно, отразилось на его менталитете.
Духовенство формировалось в особой среде. Значительное влияние на процесс формирования личности будущего священника оказывала не семья, а духовная школа. До 8-9 лет мальчик воспитывался в семье, потом уезжал в город для обучения в духовном училище, а потом в семинарии. У семинаристов были свои нравы, привычки и моральный кодекс. В силу отсутствия в учебных заведениях опытных воспитателей, которые могли бы помочь студентам организовать досуг, семинаристы уже в юном возрасте знакомились с алкоголем и другими вредными привычками. В духовных школах было распространено рукоприкладство, поэтому уже в стенах училищ и семинарий будущие семинаристы учились драться.
Особенности менталитета рабочих и горожан
В конце XIX - начале XX века горожане сохраняли традиционный уклад жизни, что находило отражение в их менталитете.
Важную роль в жизни горожан играла церковь. Но к концу XIX века значительная часть горожан отходит от традиционного религиозного мировоззрения. Жители городов стали спокойнее относиться к религиозной обрядности, религиозным ценностям. Традиционные представления о вере, церкви и царской власти сильно пошатнула революция 1905 года.
С того момента горожане становятся безразличны к религии. Это стало проявляться и в календарных народных обрядах – они начинают постепенно меняться или вовсе уходить из их жизни.
Менталитет рабочих и их был того времени тоже в значительной степени оставался традиционным. Вплоть до краха Российской империи продолжала сохраняться связь рабочих с деревней, что откладывало отпечаток на их образ мышления.
Вместе с тем в менталитете рабочего и мещанского населения происходят существенные изменения, связанные с частичным или полным отказом от прежних представлений и утверждением нового мировоззрения. Во многом это было связано с техническим прогрессом – появлением кинематографа, оснащением производства современным оборудованием, строительством железных дорог, первой русской революцией 1905 года.
Рабочий класс постепенно утрачивает связь с крестьянством. К концу XIX века рабочие уже осознают себя как отдельное сословие.
Крестьянский менталитет
Главная особенность крестьянского менталитета XIX-XX века – это социоцентризм – растворение своей личности в социуме (общине, коллективе), который по отношению к этому индивиду выступает как высшая власть.
Крестьянин усваивал принятые в его общине стереотипы, шаблоны мышления и поведения.
К религии крестьяне относились достаточно своеобразно. Они считали, что самое главное – это
следовать обрядам. Духовный смысл веры крестьянам был малопонятен. Крестьяне скорее были фаталистами, так как во всем видели волю Божью.
Еще одной характерной чертой крестьянского менталитета было особое отношение к земле. Оно было связано с необходимостью трудиться на земле в сложных климатических условиях, с экстенсивным типом аграрной экономики и аграрным перенаселением в Европейской России. От власти крестьяне требовали только одного – получить как больше земли.
Значимый компонент менталитета крестьян – вера в доброго «Царя-Батюшку», однако во время Первой мировой войны это отношение существенно изменилось.
2.Мужчина и женщина на рубеже 19-20 вв.: романтическая любовь, семья и сексуальность.
Семья и брак – гендерный подход.
Семья является очень важным социальным институтом общества, в котором человек проходит свою первичную социализацию. Именно в этом социальном институте удовлетворяется большинство потребностей человека - физические потребности, потребности в безопасности, в любви и уважении, принадлежности к группе, самоактуализации, познавательные потребности.
Семья как социальный институт в истории обществ постоянно претерпевала изменения. В средние века домохозяйства были центрами производства товаров и услуг, и семья представляла собой производственную ячейку. И хотя на женщинах в основном лежала ответственность за детей, они также играли важную роль в экономике домохозяйства, представлявшего собой экономическое партнерство.
В индустриальную эпоху мужчины и даже дети, женщины стали покидать дома для найма на работу. Однако среди обеспеченных слоев населения получило общее признание мнение, что мужчина должен быть "кормильцем", а "место женщины - дома". Многие женщины стали домохозяйками, неоплачиваемыми домашними рабочими по уходу за мужем и детьми. Были приняты законы, ограничивающие детский труд и обязывающие детей посещать школу.
Современная семья изменилась по своему составу- произошло уменьшение ее численности в результате снижения рождаемости. Современная семья — это супружеская пара и ее потомство (нуклеарная семья). Современная городская семья чаще бывает малодетной - 1-2 ребенка. Такой сдвиг в репродуктивном поведении и соответствующих социально- психологических установках является, по-видимому, устойчивым и закономерным.
Произошли также изменения в природе любви и в ее взаимосвязи с сексуальностью. Переход от брака по расчету или обязанности к браку по любви – громадное достижение человечества. Но это предполагает возможность расторжения брака по психологическим мотивам и делает институт брака менее устойчивым.
Помимо неодинаковой длительности любовных чувств у разных людей, на статистику разводов влияют увеличение общей продолжительности жизни, а также уменьшение численности семьи: прожить вдвоем, не надоев друг другу 50 лет гораздо труднее, чем 15-20 лет в большом семейном коллективе.
Еще одна современная тенденция – рост числа одиноких людей, по тем или иным причинам не вступающих в брак. Это может объясняться разными причинами. В традиционном обществе женитьба была фактически, а то и юридически получением статуса взрослого.
В дореволюционной русской деревне холостяк независимо от возраста – не «мужик», а малый». Он не имел решающего голоса ни в семье (не думает семейную думу»), ни на деревенском сходе. «Холостой, что бешеный», «холостой - полчеловека»- народные пословицы. Отсюда следовало и раннее и почти всеобщее вступление в брак.
Сегодня ситуация изменилась. Одни не вступают в брак, потому что не приспособлены к нему ни психологически, ни физиологически. Другие избегают связанной с браком ответственности, предпочитая удовлетворять свои сексуальные потребности в случайных связях (раньше это было делать труднее). Третьи (их довольно много) состоят в фактическом браке, но не регистрируют его. Эти
типы социально и психологически различны, но их распространенность – симптом достаточно серьезный.
Главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов – изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид. Такая переориентация, затрагивающая не только брачно-семейные, но и трудовые отношения и свободное общение – результат длительного исторического развития, уходящего корнями в раннебуржуазную эпоху.
Гендер и сексуальность.
Понятие "сексуальность" относится к тому, как общество и индивиды организуют, понимают, репрезентируют эротические и репродуктивные действия и что предпринимают по поводу этих действий.
Исследования показывают, что пол, гендер и сексуальность взаимосвязаны во многих культурах. Как очень точно подмечает отмечает Г. Рубин, "сексуальность является связующим звеном между гендерами, львиная доля подавления женщин коренится именно в ней, передается с помощью нее, конституируется внутреннее. Современная психология в своем анализе гендерных взаимодействий уже не может игнорировать социальную сконструированность сексуальности, ее влияние на формирование гендерной идентичности личности, отношений власти и подчинения.
А что мы видим на практике? Мы видим, что тема сексуальности является во многом до сих пор закрытой и мало обсуждаемой. Сексуальное просвещение детей и подростков в обыденном сознании часто ассоциируется с сексуальным развращением. Есть родители, которые не дают разрешение посещать своим детям-подросткам занятия по сексуальному просвещению. Тогда как сами они не в состоянии грамотно, правдиво, доступно и спокойно объяснить детям,
как они появились на свет, что с ними происходит в подростковом возрасте, как правильно предохраняться, какие возможны генитальные инфекции и каковы их последствия для мужского и женского организма, как правильно осуществлять гигиенический уход за своим телом. В результате у детей может возникать чувство обиды на родителей за обман (про аистов и капусту), что не будет способствовать доверительным отношениям родителей с детьми. Многие девочки оказываются тотально не подготовленными (или минимально) к внезапным менструациям и переживают травматический опыт. Первые сексуальные контакты (рано или поздно они все-таки происходят у всех, независимо от родителей) для девочек часто совершаются под "нажимом" и в рамках иерархических патриархальных отношений и гендерных стереотипов, которые ими часто не осознаются.
Этому способствуют определенные дискурсы сексуальности:
Сексуальность как насилие. Этот дискурс приравнивает юношескую гетеросексуальность к насилию.
Сексуальность как жертвенность. Используемый в образовательном процессе язык репрезентирует женщин как реальных или потенциальных жертв мужского желания - женщин учат защищать себя от болезней, не желательной беременности, «использования себя». Мужчины в данном дискурсе репрезентируются как хищники.
Какие предположительные объяснения лежат в основе этого?
женская субъективность, включая желание вовлечения мужчин в сексуальную активность, лежит вне пределов доминирующего дискурса.
Для избегания виктимизации, женщинам необходимо как можно дольше избегать добрачных сексуальных отношений. С другой стороны, мужской виктимизации можно избежать, если создать постоянную брачную пару.
3.Искусство модерна: конец классики и появление «хайпа». Какие произведения эпохи модерна вы знаете? Что такое «декаданс»? И эпоха fin-de-siecle?
Термин хайп, был придуман в конце 80х годов, в США. Существовала телекомпания «Paper Tiger Television» («Телевидение бумажного тигра»), её основатель Марти Лукас, впервые ввел в обиход понятие hype. Hype - это сокращение от словосочетания «hypodermic needle», что в дословном переводе обозначает «игла для подкожного впрыскивания» [1]. То есть, если говорить более простым языком, происходит процесс внедрения какой-либо идеи в сознания индивида, путем вовлечения его в дискуссию, дебаты или полемики, с последующим развитием у него пристрастия ко всем видам спора.
В попытках угнаться за бесконечным информационным потоком, мы все чаще натыкаемся и вынуждены смотреть рекламу в интернете. Старые методы её распространения, вставки в видео или всплывающие окна, уже не так активно влияют на умы аудитории. Проведённое исследование в ИПССО в 2016г. наглядно показывает нам, что около 30 % из опрошенных, никогда не читают Интернет-рекламу, 2 % читают её всегда, а остальные читают такие сообщения крайне редко или время от времени [2]. Делая вывод из данного исследования, можно предположить, что классический тип распространения контента, путем агрессивного навязывания, не оказывает должного влияния на потенциального потребителя. Более того, даже может показаться, что потребитель стал умнее и лучше разбирается в предлагаемых ему товарах, что не является правдой и как показывает статистика, вообще звучит как вымысел.