Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация Национальный социальнопедагогический колледж Специальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
Специальность:

44.02.02 Преподавание в начальных классах


Дисциплина: Основы педагогического мастерства
Тема № 2.4. Мастерство педагога в конфликтной ситуации
Самостоятельная работа по теме № 2.4.


Выполнил:

обучающийся Кузнецова А.С.

группа 191 ПНК-09/22НИ-3

Преподаватель:

Черненко Н. М.


Пермь – 2022

Самостоятельная работа по теме 2.4.

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний об особенностях поведения педагогов в конфликтных ситуациях, формирование умений применять полученные знания для решения педагогических задач.

Задание 1.

Составьте план-конспект воспитательного мероприятия об избегании и преодолении конфликтов. В ответе укажите форму, тему, цели мероприятия, возраст учащихся, ход мероприятия.

4 класс, 10 лет

Тема урока: «Жизнь без конфликтов»

Форма урока: беседа, дискуссия.

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи урока:

  • Образовательная – усвоение учащимися понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть стадии конфликтного взаимодействия. Разобрать способы поведения в конфликтных ситуациях.

  • Воспитательная – создание благоприятного нравственно-психологического климата, толерантных межличностных отношений в коллективе детей.

  • Развивающая – Формирование навыков межличностного общения в коллективе, способствующие предупреждению возникновения конфликтов.

Оборудование: проектор, интерактивная доска (ИД), компьютер, колонки

Ожидаемый результат: овладение навыками конструктивного решения конфликтной ситуации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих учащихся. Создание позитивного


настроя.

II. Постановка цели и задач урока.

Послушайте одну довольно известную притчу: два человека не

могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не

хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если

бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная

мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин

для того чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить

новое дерево. Оказывается, можно решить проблему.

Если бы им обоим нужен был апельсин для одной цели? Что тогда?

(Ответы учащихся)

Ребята подумайте, и скажите, о чем будет наш сегодняшний урок? Сформируйте тему урока.

(Ответы учащихся)

Тема нашего урока «Жизнь без конфликтов». Сегодня на уроке вы узнаете, что такое конфликт, рассмотрите разновидности конфликта и способы разрешения конфликтов. Также мы с вами выработаем правила поведения в конфликтных ситуациях.

III. Изучения нового материала.

Что же такое конфликт в вашем понимании?

Слайд 1

(учащиеся предлагают свои варианты определения слова конфликт, записывают их на доске)

Давайте обобщим ваши ответы.

Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Ребята конфликт — это инструмент, а конфликтная ситуация — это среда, в которой может быть применен конфликт. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Слайд 2

Конфликтная ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»?

(ответы учащихся)

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково.

Конфликт определяется его участниками, условиями возникновения, действиями и исходом, то есть конечным результатом. Существует даже наука – конфликтология, и актуальность ее постоянно возрастает.

Типы конфликтов (по числу участников):



Слайд 3

  • внутриличностные (один участник);

  • межличностные (несколько участника);

  • межгрупповой (несколько групп)

  • социальные (много участников, государства).

Типы конфликтов (по причинам)

  • экономические;

  • политические;

  • этнические;

  • культурные и религиозные;

  • профессиональные.

Как вы считаете, что может послужить причинами и источниками конфликтов:

(ответы учащихся)

Противоречия между интересами, взглядами…

Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе

Особенности темперамента, восприятия, убеждений

Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию, реагировать на критику…)

Давайте рассмотрим с вами динамику протекания конфликта

Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

Слайд 4

1. Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.

2. Непосредственно конфликт - Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников.

3. Разрешение конфликта - Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Как разобраться в конфликтных ситуациях, предотвратить развитие конфликта, предвидеть его?

Умение обходить конфликты служит залогом ровных и счастливых отношений в семье, с детьми, доброжелательной атмосферы на работе, залогом крепкой дружбы.

Варианты поведения в конфликтных ситуациях.

Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает ранее упомянутая нами наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.

Слайд 5,6

Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки указать правильное расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь.


(дети на доске подставляют определения той или иной стратегии поведения)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)

Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к мирному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

(дети делятся на группы, раздаются карточки с описанием стратегии).

Карточка 1. Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)

Карточка 2. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.)

Карточка 3. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.)

Карточка 4. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.)

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу: «Не против тебя, а мы вместе против проблем».


Разрешение конфликта.

Существует два пути разрешения конфликта

  • конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

  • деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)

Давайте попробуем изобразить модель конфликта

Слайд 7

Модель конфликта

Конфликтная ситуация

Инцидент

Конфликтное взаимодействие

Разрешение конфликта

Конструктивное Деструктивное

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Ребята как вы считаете, что является залогом успешного разрешения конфликтов?

(ответы учащихся)

Давайте с вами попробуем разработать правила успешного решения конфликтов. (Создание памятки)

Слайд 8

Памятка ученикам (примерный вариант)

Формула успешного решения школьных конфликтов

1. Доброжелательность.

2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

3. Тактичность.

4. Разговор, по существу.

5. Поиск компромисса

6. Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения

7. Соблюдение чужого персонального пространства

8. Правильный выбор роли

9. Умение слушать и слышать друг друга

10. Справедливость.

III. Закрепление.

Итак, сегодня мы познакомились с такими понятиями как «конфликт» и «конфликтная ситуация», «инцидент». Выяснили, что существуют разнообразные виды конфликтов. Обсудили, каковы могут быть стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Какая самая лучшая, решать вам самим. И всё-таки, стоит заметить, что побеждает не тот, кто последним скажет что-то оскорбительное, а тот, кто сумеет пресечь ссору. Войну можно победить только отказом от неё.