Файл: Булебаев Т. Б. Кружок Умелые ручки имеет художественноэстетическое направление деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иргизская общеобразовательная средняя школа №2

Анализ работы кружка « Умелые ручки» за І полугодие 2021-2022 уч. г.

Руководитель: Булебаев Т.Б.

Кружок «Умелые ручки» имеет художественно-эстетическое направление деятельности.

Главная цель кружка – создание условий для проявления детьми своих творческих способностей, формирование практических навыков.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-10 лет.

При обучении используется режим групповых занятий - по одному часу один раз в неделю.

Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Актуальность программы «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

Цель программы – создание условий для проявлений детьми своих творческих способностей, развитие познавательной активности, формирование практических навыков, коммуникативных способностей обучающихся. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи:

- Познакомить с окружающим миром.

- Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.

- Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)


-Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

Занятия кружка ориентированы на гуманистические, общечеловеческие ценности, развивают творческий потенциал детей, осуществляют целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение) в соответствии с природными задатками, склонностями и интересами. Занятия способствуют развитию мелкой моторики, образному мышлению, творческой активности; формируют умение доводить начатое дело до конца; воспитывают аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду, прививают любовь к красоте, созданной руками человека. Данная деятельность обращается к личностным проблемам детей, формирование их нравственных качеств, творческой социальной активности. В процессе практической работы воспитанники должны научиться: работать с различными инструментами, шаблонами; составлять композиции.

Результатом деятельности кружка являются выставки детских работ на базе школы, класса, участие в конкурсе творческих работ районного уровня.

К концу первого полугодия обучающиеся научились:

1.Анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

2.Правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

3.Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

4.Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, соединять детали из бумаги с помощью клея;

5.Использовать в работе различные материалы (пряжа, бросовый материал, пластилин, бисер);

6.Освоили технику « комкование», « рваная техника»,

7. Начали осваивать технику бисероплетения.

Анализ работы

шахматного кружка за І полугодие 2021-2022 уч. год
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:

к концу учебного курса дети научатся:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

  • записывать шахматную партию;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

  • проводить элементарные комбинации.

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

  • точно разыгрывать простейшие окончания.


Выпускник получит возможность научиться:

1 уровень обучающиеся изучат:

  • шахматную доску и ее структуру;

  • обозначение полей линий;

  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;

  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

выпускник получит возможность научится

  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

  • определять общую цель и пути ее достижения;

  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.



2 уровень:

обучающиеся научатся;

  • выигрышные стратегии матования одинокого короля;

 выпускник получит возможность научится

  • ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;

  • понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

  • сравнивать и анализировать действия других игроков;

  • разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

3 уровень:

обучающиеся научатся:

  • основные идеи комбинаций различных типов;

  • осуществлять простейшие комбинации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью типичных шахматных задач, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Промежуточная аттестация проводится в торжественной соревновательной обстановке в виде шахматной игры.


Основные методы обучения:  игровой, наглядно-образный методы обучения. Они применялись при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.

 При изучении дебютной теории основным методом являлся, поисковый.

Основные формы и средства обучения:

  • Теоретические занятия, шахматные игры

  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  • Решение шахматных задач

  • Практическая игра

Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:

•        Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

•        Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное  созерцание со стороны;

•        Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Ожидаемый результат

К концу года обучения дети должны знать:

•        шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

•        названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

•        правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу года обучения дети должны уметь:

•        ориентироваться на шахматной доске;

•        играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

•        правильно размещать  шахматную доску между партнерами;

•        правильно расставлять фигуры перед игрой;

•        различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

•        рокировать;

•        объявлять шах;

•        ставить мат;

•        решать элементарные задачи на мат в один ход.

В работе использовался  дидактический  материал:

- игры и упражнения для закрепления пройденного материала;

- игровой метод: крестики нолики, морской бой

- схемы и модели шахматных фигур и их ходов;

-  дидактические игры («Крокодил»);

- компьютерная игра «Шахматы с динозавриками»;


          - практический материал (упражнения, диаграммы, схемы, лабиринты, раскраски) для выполнения домашних заданий и для практической работы на занятиях в кружке.

 

Первая половина учебного года была посвящена знакомству с шахматными полями, шахматными фигурами, пешками, их первоначальным местоположением и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске, правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному.  Дети стали знакомиться с шахматными понятиями: шах, мат, пат, рокировка. Практиковались в постановке мата ладьей, ферзем, слоном, пешкой. Учились защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур, познакомились с первой стадией шахматной игры - дебютом  (началом шахматной партии), её главными принципами, играть до конца шахматную партию всеми фигурами.

Каждый ребенок имел возможность выступить, показать свои знания, у  детей  развивалось внимание, память, воспитывалась уверенность в себе, в своих силах, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь. Дети учились анализировать позиции и ходы шахматных фигур вслух (формировался внутренний план действий - способность действовать в уме).

Стимулировался познавательный интерес детей, желание к самостоятельному творчеству: решали задачки на внимание, сообразительность (ценность шахматных фигур), дети награждались за сообразительность.

Использовал компьютерную игру «Динозаврики учат шахматам», которая так же была предложена детям и родителям для самостоятельных занятий с детьми дома.

Анализ  овладения детьми теоретического и практического  уровня   освоения азов шахматной игры показал, что:

высокий уровень – 20%; средний уровень - 55%; низкий уровень  - 25%.  Причины низкого уровня -  плохая посещаемость.

Оценка уровней:

Высокий уровень - знает названия всех шахматных фигур, называет шахматные термины и  использует их в речи, ориентируется на шахматной доске; играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, правильно размещает шахматную доску между партнерами, расставляет фигуры перед игрой; различает горизонталь,   вертикаль, диагональ; рокирует; объявляет шах; ставит мат, имеет устойчивый интерес к занятиям шахматами, выстраивает внутренний план действий, вдумчивый, усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели.

 Средний уровень