Файл: Булебаев Т. Б. Кружок Умелые ручки имеет художественноэстетическое направление деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иргизская общеобразовательная средняя школа №2
Анализ работы кружка « Умелые ручки» за І полугодие 2021-2022 уч. г.
Руководитель: Булебаев Т.Б.
Кружок «Умелые ручки» имеет художественно-эстетическое направление деятельности.
Главная цель кружка – создание условий для проявления детьми своих творческих способностей, формирование практических навыков.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-10 лет.
При обучении используется режим групповых занятий - по одному часу один раз в неделю.
Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Актуальность программы «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
Цель программы – создание условий для проявлений детьми своих творческих способностей, развитие познавательной активности, формирование практических навыков, коммуникативных способностей обучающихся. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
- Познакомить с окружающим миром.
- Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.
- Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
-Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Занятия кружка ориентированы на гуманистические, общечеловеческие ценности, развивают творческий потенциал детей, осуществляют целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение) в соответствии с природными задатками, склонностями и интересами. Занятия способствуют развитию мелкой моторики, образному мышлению, творческой активности; формируют умение доводить начатое дело до конца; воспитывают аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду, прививают любовь к красоте, созданной руками человека. Данная деятельность обращается к личностным проблемам детей, формирование их нравственных качеств, творческой социальной активности. В процессе практической работы воспитанники должны научиться: работать с различными инструментами, шаблонами; составлять композиции.
Результатом деятельности кружка являются выставки детских работ на базе школы, класса, участие в конкурсе творческих работ районного уровня.
К концу первого полугодия обучающиеся научились:
1.Анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
2.Правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
3.Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
4.Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, соединять детали из бумаги с помощью клея;
5.Использовать в работе различные материалы (пряжа, бросовый материал, пластилин, бисер);
6.Освоили технику « комкование», « рваная техника»,
7. Начали осваивать технику бисероплетения.
Анализ работы
шахматного кружка за І полугодие 2021-2022 уч. год
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:
к концу учебного курса дети научатся:
-
ориентироваться на шахматной доске; -
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; -
правильно помещать шахматную доску между партнерами; -
правильно расставлять фигуры перед игрой; -
различать горизонталь, вертикаль, диагональ; -
рокировать; -
объявлять шах; -
ставить мат; -
решать элементарные задачи на мат в один ход. -
записывать шахматную партию; -
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; -
проводить элементарные комбинации. -
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; -
точно разыгрывать простейшие окончания.
Выпускник получит возможность научиться:
1 уровень обучающиеся изучат:
-
шахматную доску и ее структуру; -
обозначение полей линий; -
ходы и взятия всех фигур, рокировку; -
основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
выпускник получит возможность научится
-
играть партию от начала до конца по шахматным правилам; -
записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи; -
находить мат в один ход в любых задачах такого типа; -
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса; -
планировать, контролировать и оценивать действия соперников; -
определять общую цель и пути ее достижения; -
решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
2 уровень:
обучающиеся научатся;
-
выигрышные стратегии матования одинокого короля;
выпускник получит возможность научится
-
ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции; -
понимать причины своего выигрыша и проигрыша; -
сравнивать и анализировать действия других игроков; -
разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
3 уровень:
обучающиеся научатся:
-
основные идеи комбинаций различных типов;
-
осуществлять простейшие комбинации; -
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью типичных шахматных задач, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Промежуточная аттестация проводится в торжественной соревновательной обстановке в виде шахматной игры.
Основные методы обучения: игровой, наглядно-образный методы обучения. Они применялись при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.
При изучении дебютной теории основным методом являлся, поисковый.
Основные формы и средства обучения:
-
Теоретические занятия, шахматные игры -
Дидактические игры и задания, игровые упражнения; -
Решение шахматных задач -
Практическая игра
Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Ожидаемый результат
К концу года обучения дети должны знать:
• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу года обучения дети должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
• правильно размещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах;
• ставить мат;
• решать элементарные задачи на мат в один ход.
В работе использовался дидактический материал:
- игры и упражнения для закрепления пройденного материала;
- игровой метод: крестики нолики, морской бой
- схемы и модели шахматных фигур и их ходов;
- дидактические игры («Крокодил»);
- компьютерная игра «Шахматы с динозавриками»;
- практический материал (упражнения, диаграммы, схемы, лабиринты, раскраски) для выполнения домашних заданий и для практической работы на занятиях в кружке.
Первая половина учебного года была посвящена знакомству с шахматными полями, шахматными фигурами, пешками, их первоначальным местоположением и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске, правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному. Дети стали знакомиться с шахматными понятиями: шах, мат, пат, рокировка. Практиковались в постановке мата ладьей, ферзем, слоном, пешкой. Учились защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур, познакомились с первой стадией шахматной игры - дебютом (началом шахматной партии), её главными принципами, играть до конца шахматную партию всеми фигурами.
Каждый ребенок имел возможность выступить, показать свои знания, у детей развивалось внимание, память, воспитывалась уверенность в себе, в своих силах, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь. Дети учились анализировать позиции и ходы шахматных фигур вслух (формировался внутренний план действий - способность действовать в уме).
Стимулировался познавательный интерес детей, желание к самостоятельному творчеству: решали задачки на внимание, сообразительность (ценность шахматных фигур), дети награждались за сообразительность.
Использовал компьютерную игру «Динозаврики учат шахматам», которая так же была предложена детям и родителям для самостоятельных занятий с детьми дома.
Анализ овладения детьми теоретического и практического уровня освоения азов шахматной игры показал, что:
высокий уровень – 20%; средний уровень - 55%; низкий уровень - 25%. Причины низкого уровня - плохая посещаемость.
Оценка уровней:
Высокий уровень - знает названия всех шахматных фигур, называет шахматные термины и использует их в речи, ориентируется на шахматной доске; играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, правильно размещает шахматную доску между партнерами, расставляет фигуры перед игрой; различает горизонталь, вертикаль, диагональ; рокирует; объявляет шах; ставит мат, имеет устойчивый интерес к занятиям шахматами, выстраивает внутренний план действий, вдумчивый, усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели.
Средний уровень