Файл: Контрольная работа по дисциплине экономика образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОУВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Учетно-финансовый факультет

Кафедра экономической теории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»


Подготовила:

Студентка 4курса,

группы З-СДО 19/1 «А»

Корниенко Виктория Сергеевна

Проверил:

ст. преподаватель

Панасюк Е.А.
Оценка

______________________________


г. Донецк, 2022
1. В современном мире повышается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала. Система образования Донецкой Народной Республики способна конкурировать с системами образования других стран. Определите ее преимущества и недостатки. Ответ обоснуйте.

Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.

Главная цель образования – удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях, в интересах успешного развития способностей, потенциала личности и общественного прогресса. Положительные эффекты образования:

- образованные граждане могут выбирать в органы власти лучших политиков, что может принести выгоды обществу.

- в более образованном обществе снижается количество преступлений.

- более быстрое восприятие и распространение в образованном обществе достижений технического прогресса, что способствует росту производства и доходов всего населения.

Поэтому образование является социально значимым благом.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала», в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

В целом взгляд на систему образования как на рынок образовательных услуг, где встречаются продавец и покупатель, еще находится в стадии формирования. Потребитель пока не может в полной мере воспользоваться предоставленными правами. Продавец же пока не готов в полной мере мобильно и адекватно реагировать на образовательный запрос общества.


Страны запада являются представителями корпоративной модели рынка образования, Донецкая Народная Республика является представителем общественной модели рынка образования.

На западе отмечается уход от модели «государственного контроля», увеличение самоуправления вузов и государственный контроль через посредников, что гарантированно повлияет на качество образовательных услуг. У нас же наоборот. В условиях жесткого государственного вмешательства в образовательный сектор, количество Вузов сокращается. Однако качество образовательной услуги улучшится. Так как государственный контроль учитывает ряд показателей, которые только улучшат качество услуг. Это:

- высокий уровень профессорско-преподавательского состава;

- уровень информатизации;

- количество научных публикаций, защищенных диссертаций работников системы образования;

- преподаватели, обязаны регулярно проходить курсы повышения квалификации или переподготовки;

- бюджетные ассигнования на научные исследования;

- техническое оснащение, использование передовых технологий и т. д.;

- работа контролирующих органов (включая органы, осуществляющие лицензирование и аккредитацию образовательных организаций).

Но и чрезмерный, жёсткий контроль за сферой образования со стороны государства, делающий невозможным его естественное развитие. Тяжелейший институт лицензирования, недоступный для прохождения производственным предприятиям, желающим обучать на рабочем месте, без отрыва от производства. Эти факторы также и негативно влияют на развитие образовательного сектора.

Надеюсь, переход образовательной системы на стандарты России, скорректирует и настроит работу системы образования.

2. Аналитики считают, что первым этапом управленческого решения директора средней общеобразовательной школы при формировании финансового плана на предстоящий год должно стать выделение тех статей затрат, по которым нормативная потребность должна быть удовлетворена полностью:

- выплаты по фонду заработной платы;

- начисления на заработную плату;

- затраты, связанные с питанием учащихся;

- расходы, связанные с оплатой отопления школьных помещений, предоставлением коммунальных услуг.

Объясните, почему.
Образовательные учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании
, имеют единую систему расходов:

  1. текущие расходы. К ним, прежде всего, относится фонд оплаты труда, куда включаются расходы на заработную плату с учетом обязательных взносов на социальное и медицинское страхование, в Государственный фонд занятости и Пенсионный фонд;

  2. расходы на содержание учреждения, именуемые фондом материального обеспечения. Сами расходы на содержание учреждений делятся на хозяйственные расходы, в том числе учебные; расходы социального характера: стипендии, питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, материальное обеспечение детей-сирот; расходы на укрепление материальной базы образовательного учреждения, т. е. приобретение оборудования, проведение капитального и текущего ремонта.

На заработную плату педагогических работников идет около 44—45 % всех расходов, на хозяйственные нужды идет около 15 %, на поддержание и развитие материальной базы — 10 %, социальные расходы составляют 30 %.

Бюджетное финансирование — это выделение денежных средств по определенному назначению, в том числе и для покрытия расходов по видам экономической деятельности организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.

Основными источниками финансирования расходов на образование служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты.
Выплаты по фонду заработной платы и начисления на заработную плату относят к текущим расходам. Затраты, связанные с питанием учащихся и расходы, связанные с оплатой отопления школьных помещений, предоставлением коммунальных услуг, относят к хозяйственным расходам.
3. Рассчитайте сумму заработной платы доцента кафедры физической культуры и спорта на основании предложенных данных в таблице:

Наименование выплаты

Размер, %

Размер, руб.

Должностной оклад




17 181

Надбавка за степень кандидата наук

15

2577,15

Надбавка за ученое звание доцента

25

4295,25

Надбавка за звание «заслуженный тренер»

20

3436,20

Надбавка за выслугу лет

20

3436,20

Надбавка за статус «национальный»

25

4295,25

ИТОГО




35221,05

Подоходный налог

13

4578,74

Профсоюзный взнос

1

352,21


Сумма заработной платы составит 30 290,10 рублей.
4. Спрогнозируйте возможности расширения образовательных услуг и продуктов в вашей образовательной организации. Докажите их целесообразность и обоснуйте необходимость.

В настоящее время, учитывая военное положение в Донецкой Народной Республике, а также участившиеся обстрелы центра города, нами было принято решение временно приостановить работу детского центра и перевести детей на он-лайн занятия.

Целесообразность и необходимость он-лайн занятий:

- не нужно покидать дом и перемещаться по городу для посещения занятий, что обеспечивает безопасность ребенку;

- дети под присмотром наших специалистов через он-лайн наблюдение, родители спокойно занимаются своими делами;

- занятия проходят с группами детей, согласно их возраста. Таким образом, у детей есть возможность общаться друг с другом;

- дети получают знания и умения, несмотря на сложившуюся ситуацию в Республике.

Наши основные правила:

— позитивное управление внутри нашего центра;

— позитивная культура обучения;

— высокие ожидания;

— общее видение целей дошкольного образования и наличие вытекающих из него конкретных целей совместной работы;

— взаимосогласованные методы обучения;

— ясно определенные права и обязанности наших маленьких клиентов;

— кооперация между семьей и нашим центром.
5. Определите более эффективный образовательный проект (табл.).


Показатель

Проект А

Проект Б

Количество обучающихся, чел.

15

25

Постоянные расходы, руб.

20 000

20 000

Условно-переменные расходы, руб.

1 000

1 100

Цена услуги, руб.

2 500

2 000

Проект А:

Прибыль= (15х2500)-(20000+1000)= 16500,00 руб.

Проект Б:

Прибыль = (25Х2000)-(20000+1000)=29000,00 руб.

Согласно проведенным расчетам, Проект Б является более эффективным.

6. Практика показывает, что стоимость обучения по техническим и медицинским специальностям обычно выше для иностранных студентов, а такие программы, как искусство и гуманитарные программы – значительно дешевле.

Как вы думаете почему? Входят ли педагогические специальности в зону интереса иностранных студентов? Ответ подкрепите примерами.

Технические и медицинские университеты дают образование на приблизительно одинаковом уровне, программы университетов мало чем отличаются, и такое образование котируется по всему миру. Для иностранных студентов банально дешевле учиться в постсоветских странах при условии, что образование будет на там же уровне.

Педагогические вузы в сферу интереса иностранцев не входят – ответ прост: отечественная образовательная программа сильно отличается от образовательных программ других стран. Но есть и студенты из тех стран, образовательные программы которых родственны с образовательными программами России. Так, например чаще всего это Узбекистан, Азербайджан, Армения, Беларусь и Казахстан, - т.е страны бывшего соц. блока

«Студенты из Туркменистана, составляющие большинство иностранных учащихся в Липецком государственном педагогическом университете имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского (около 80%), чаще всего выбирают именно педагогические направления подготовки. Так, Алишер Янаев из Туркменистана, студент 4-го курса Института естественных, математических и технических наук ЛГПУ и будущий учитель биологии и химии, приехал в Липецк по рекомендации брата, который уже окончил ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского и работает учителем информатики на родине. Он рассказал, что его с детства готовили к обучению в России, серьёзно занимались с ним русским языком, так как российское образование очень ценится в его стране», - источник: Минпросвещения России.

«В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого иностранные студенты – 203 человека из стран СНГ, Азии, Африки, Латинской Америки (всего 28 стран мира) – обучаются как по педагогическим, так и по непедагогическим специальностям. 73 человека выбрали образовательные программы по направлению «Образование и педагогические науки», - то же Минпросвещения.