Файл: Диагностика Укажите варианты ответов, в которых верно выделена.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
….
Диагностика
1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена
грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей
сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды.
1) Матрос пришёл (предложение 1)
2) Он поспешил скинуть (предложение 2)
3) Стянул в три приема (предложение 3)
4) Пиджак плыл (предложение 4)
5) Он услышал (предложение 5)
Пояснение
Первое задание тестовой части ОГЭ проверяет навык синтаксического анализа. Чтобы правильно выполнить это задание, важно знать особенности всех членов предложения, а также уметь анализировать целое предложение, а не только его части.
Прежде чем проверять предложенные ГО в контексте, можно оценить сами варианты ответа. Часто в состав ГО включают дополнения (обычно существительные в В.п.) или обстоятельства, “замаскированные” под фразеологизм или сложное именное сказуемое. В этом задании нас может сразу смутить 3 пункт: “стянуть в три приема” не является фразеологизмом, поэтому в состав сказуемого “в три приема” не входит - это обстоятельство образа действия.
Проверяем следующие ГО.
1) Если выделить “матрос пришёл” как ГО, то смысл предложения в том, что главное лицо предложения куда-то пришло. Так ли это? Нет, значит, ГО выделена неверно. В этом пункте есть сразу 2 ошибки: во-первых, в состав
ГО входит только одно из однородных сказуемых, во-вторых, выделенный в вариантах ответа глагол входит в состав фразеологизма “пришёл в себя” , а фразеологизмы всегда являются одним неделимым членом предложения.
Верная ГО - матрос успокоился пришёл в себя
2) Все верно: ГО - “он поспешил скинуть”. В данном случае представлено составное глагольное сказуемое.
Слово
“поспешил”
передает грамматическое значение сказуемого и является вспомогательным словом: оно по форме всегда “подстраивается” под подлежащее. Слово “скинуть” - инфинитив, который передает лексическое значение сказуемого, то есть основной смысл, который автор хотел передать через сказуемое.
4) Все верно: ГО - “пиджак плыл”. Главной проблемой этого ответа является обилие деепричастий в предложении: раскинув, не желая, норовя.
Если девятиклассник путает глагол, причастие и деепричастие, то ошибок в
ОГЭ ему не избежать.
5) Пятый пункт также является одной из самых распространенных ошибок на
ОГЭ: однородные сказуемые, расположенные в разных частях предложения.
Именно поэтому при выполнении 1 задания всегда нужно проверять не
только тот отрывок, в котором находится нужная вам ГО, но и все предложение в целом. Верная ГО - он услышал и увидел.
Ответ: 24.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте
которых должны стоять запятые.
Слышалось иногда(1) как густым басом(2) гудит(3) пролетая где-то
очень близко(4) невидимый жук(5) и как он(6) сухо шлепнувшись(7) о
какое-то препятствие(8) сразу замолкает.
Пояснение
Второе задание тестовой части
ОГЭ проверяет навыки пунктуационного анализа предложения. Традиционно оно считается одним из самых сложных заданий ОГЭ.
Для того, чтобы успешно справиться с этим заданием, в первую очередь нужно верно выделить ГО, а затем определить границу всех осложняющих конструкций: однородных членов предложения, вводных слов, придаточных, а также причастных и деепричастных оборотов.
ГО предложения: слышалось + жук гудит + он замолкает.
Как вы думаете, это 2 или 3 ГО? несмотря на то, что речь все еще идет о жуке, второй глагол относится к подлежащему ОН, поэтому это предложение с 3 ГО.
На месте 1 пропуска также нужна запятая: далее идет придаточная часть. Нужна ли запятая на месте 5 пропуска? На первый взгляд, да: мы видим, что 2 ГО связаны союзом И. Однако здесь представлено однородное соподчинение придаточных: 2 придаточные части подчиняются одной
Ответ: 24.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте
которых должны стоять запятые.
Слышалось иногда(1) как густым басом(2) гудит(3) пролетая где-то
очень близко(4) невидимый жук(5) и как он(6) сухо шлепнувшись(7) о
какое-то препятствие(8) сразу замолкает.
Пояснение
Второе задание тестовой части
ОГЭ проверяет навыки пунктуационного анализа предложения. Традиционно оно считается одним из самых сложных заданий ОГЭ.
Для того, чтобы успешно справиться с этим заданием, в первую очередь нужно верно выделить ГО, а затем определить границу всех осложняющих конструкций: однородных членов предложения, вводных слов, придаточных, а также причастных и деепричастных оборотов.
ГО предложения: слышалось + жук гудит + он замолкает.
Как вы думаете, это 2 или 3 ГО? несмотря на то, что речь все еще идет о жуке, второй глагол относится к подлежащему ОН, поэтому это предложение с 3 ГО.
На месте 1 пропуска также нужна запятая: далее идет придаточная часть. Нужна ли запятая на месте 5 пропуска? На первый взгляд, да: мы видим, что 2 ГО связаны союзом И. Однако здесь представлено однородное соподчинение придаточных: 2 придаточные части подчиняются одной
главной (слышалось иногда), отвечают на один и тот же вопрос
(слышалось что?), а также связаны союзом И. Поэтому на месте 5 пропуска
запятая НЕ нужна.
Далее нужно найти все осложняющие конструкции.
пролетая где-то очень близко и сухо шлепнувшись о какое-то
препятствие - деепричастные обороты, которые всегда обособляются запятыми, поэтому на месте пропусков 3 4 6 8 нужны запятые.
Ответ: 13468.
3. Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Пояснение
Третье задание тестовой части ОГЭ также проверяет навык синтаксического анализа. Оно несложное, но баллы за него невозможно получить наугад: правильный ответ нужно вписать, а не выбрать из предложенных вариантов.
Если словосочетание построено на основе согласования, то при изменении по падежам/лицам/числам будут меняться и главное, и зависимое слово. Обычно зависимое слово выражено прилагательным или местоимением.
Если словосочетание построено на основе управления, то при изменении по падежам/лицам/числам будут меняться только зависимое слово.
Обычно зависимое слово выражено существительным или местоимением.
Это единственный тип связи, в котором могут быть предлоги.
(слышалось что?), а также связаны союзом И. Поэтому на месте 5 пропуска
запятая НЕ нужна.
Далее нужно найти все осложняющие конструкции.
пролетая где-то очень близко и сухо шлепнувшись о какое-то
препятствие - деепричастные обороты, которые всегда обособляются запятыми, поэтому на месте пропусков 3 4 6 8 нужны запятые.
Ответ: 13468.
3. Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Пояснение
Третье задание тестовой части ОГЭ также проверяет навык синтаксического анализа. Оно несложное, но баллы за него невозможно получить наугад: правильный ответ нужно вписать, а не выбрать из предложенных вариантов.
Если словосочетание построено на основе согласования, то при изменении по падежам/лицам/числам будут меняться и главное, и зависимое слово. Обычно зависимое слово выражено прилагательным или местоимением.
Если словосочетание построено на основе управления, то при изменении по падежам/лицам/числам будут меняться только зависимое слово.
Обычно зависимое слово выражено существительным или местоимением.
Это единственный тип связи, в котором могут быть предлоги.
Если словосочетание построено на основе примыкания, то зависимое слово выражено неизменяемой частью речи: деепричастием, наречием, инфинитивом и др.
Чтобы получить из примыкания управление, нужно переделать из неизменяемого зависимого слово изменяемое. Почти всегда в подобных заданиях ОГЭ, если нужно получить управление, то зависимое слово переделывают в существительное. Из наречия “надрывно” можно получить существительное “надрыв”. А если добавить предлог, то получим “ревела с
надрывом”.
Ответ: ревела с надрывом.
4. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение
написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (стало) НЕВТЕРПЁЖ — на конце наречий после шипящего буква Ь не пишется.
5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Пояснение
Четвертое задание тестовой части ОГЭ также проверяет навык орфографического анализа. Обычно это задание ученики считают самым
сложным в тестовой части: для его выполнения нужно хорошо ориентироваться в теории.
1) СДВИНУЛ — Здесь речь идет о чередовании приставок на З\С, которые зависят от глухости-звонкости последующего согласного. Приставка
С- действительно неизменяемая: в русском языке нет приставки З-.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — Если прилагательное образовано от существительного, она является отыменным. Данное прилагательное образовано от слова ПЧЕЛА при помощи суффикса -ИН-. В суффиксе -ИН- в отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ЗАРЯ — Неверное утверждение. Корень -зар-/-зор действительно является чередующимся, но написание безударной чередующейся гласной в корне этого слова зависит от ударения: зОри, но зАрево.
4) (стало) НЕВТЕРПЁЖ — Неверное утверждение. На самом деле на конце наречий после шипящего буква Ь пишется, но слова УЖ ЗАМУЖ
НЕВТЕРПЕЖ являются исключениями из этого правила.
5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — — Неверное утверждение. Местоимение
(не наречие, как указано в тексте задания!) пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Ответ: 12.
Задание 5. Укажите варианты ответов, в которых средством
выразительности речи является метафора.
1) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.
2) Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью.
3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
1) СДВИНУЛ — Здесь речь идет о чередовании приставок на З\С, которые зависят от глухости-звонкости последующего согласного. Приставка
С- действительно неизменяемая: в русском языке нет приставки З-.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — Если прилагательное образовано от существительного, она является отыменным. Данное прилагательное образовано от слова ПЧЕЛА при помощи суффикса -ИН-. В суффиксе -ИН- в отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ЗАРЯ — Неверное утверждение. Корень -зар-/-зор действительно является чередующимся, но написание безударной чередующейся гласной в корне этого слова зависит от ударения: зОри, но зАрево.
4) (стало) НЕВТЕРПЁЖ — Неверное утверждение. На самом деле на конце наречий после шипящего буква Ь пишется, но слова УЖ ЗАМУЖ
НЕВТЕРПЕЖ являются исключениями из этого правила.
5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — — Неверное утверждение. Местоимение
(не наречие, как указано в тексте задания!) пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Ответ: 12.
Задание 5. Укажите варианты ответов, в которых средством
выразительности речи является метафора.
1) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.
2) Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью.
3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
4) Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.
5) Этот голос полностью захватил власть надо мной!
Пояснение
Это задание тестовой части ОГЭ проверяет навыки анализа средств выразительности. Оно будет простым для вам в том случае, если вы знаете и умеете отличать друг от друга все основные средства выразительности.
Что такое метафора? Метафора — скрытое сравнение, при котором свойства одного предмета переносятся на другой и при этом нет таких слов, как “будто”, “словно”, “подобно” и др. “Горит восток зарею новой” - мы понимает, что восток на самом деле не горит: Пушкин сравнивает алый рассвет с ярким огнем.
Рассмотрим ловушку. Блестели, как от слёз - это сравнение из-за слова
КАК. Поэтому 3 пункт неверный
2) Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (Струны не могут
дрожать как живые существа)
5) Этот голос полностью захватил власть надо мной! (Голос не может
захватить власть)
Ответ: 25
6. В предложениях 12–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот
фразеологизм.
(12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не
сводя с женщины глаз.(15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.
(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.
Пояснение
Это задание тестовой части ОГЭ проверяет навыки лексического анализа средств выразительности. Чтобы выполнить конкретно этот пример, нужно знать, что такое фразеологизм.
Фразеологизм - устойчивое сочетание, обладающее неделимым смыслом и извлекаемое из нашей памяти в готовом виде. Например, когда мы говорим “они не разлей вода” - это что значит? Верно, это значит, что кто-то хорошо дружит и часто вместе проводит время. Мы все понимаем, что речь здесь идет вообще не о воде. Так и работают фразеологизмы :)
В предложении 14 есть фразеологизм не сводя глаз. Когда мы его употребляем, мы имеем в виду внимательное отношение к чему-либо.
Ответ: не сводя глаз.
(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.
Пояснение
Это задание тестовой части ОГЭ проверяет навыки лексического анализа средств выразительности. Чтобы выполнить конкретно этот пример, нужно знать, что такое фразеологизм.
Фразеологизм - устойчивое сочетание, обладающее неделимым смыслом и извлекаемое из нашей памяти в готовом виде. Например, когда мы говорим “они не разлей вода” - это что значит? Верно, это значит, что кто-то хорошо дружит и часто вместе проводит время. Мы все понимаем, что речь здесь идет вообще не о воде. Так и работают фразеологизмы :)
В предложении 14 есть фразеологизм не сводя глаз. Когда мы его употребляем, мы имеем в виду внимательное отношение к чему-либо.
Ответ: не сводя глаз.