Файл: Россия величайшая космическая держава.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОССИЯ – ВЕЛИЧАЙШАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ДЕРЖАВА

(К 57-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПОЛЁТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС)

ВОПРОСЫ:
1. НАЧАЛО ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ КОСМОСА.
2. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ.

ИЗДРЕВЛЕ ЧЕЛОВЕКА ВОЛНОВАЛА И МАНИЛА БЕЗДОННАЯ ВЫСЬ НЕБА, УСЫПАННАЯ МИЛЛИАРДАМИ ЗВЕЗД. ЗВЕЗДЫ УКАЗЫВАЛИ ПУТЬ МОРЕХОДАМ И ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ, ДАВАЛИ ВДОХНОВЕНИЕ ПОЭТАМ. ИХ ДВИЖЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ ИЗУЧАЛИ УЧЕНЫЕ.
ОДНАКО ЛЕТЕТЬ К ИНЫМ МИРАМ ЛЕГКО И ПРОСТО БЫЛО ТОЛЬКО В ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. В ЖИЗНИ ПУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА К ПЕРВОМУ ПОЛЕТУ В КОСМОС ЗАНЯЛ МНОГИЕ СТОЛЕТИЯ.
КАК ИЗВЕСТНО, ПРЕОДОЛЕТЬ СИЛУ ПРИТЯЖЕНИЯ ЗЕМЛИ ВОЗМОЖНО, ТОЛЬКО РАЗВИВ СКОРОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДО ПЕРВОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СКОРОСТИ (7,9 КМ/С), ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ ТЕЛУ СТАТЬ ЕЕ ИСКУССТВЕННЫМ СПУТНИКОМ. ЧТОБЫ УЛЕТЕТЬ К ДРУГИМ ПЛАНЕТАМ, НЕОБХОДИМО РАЗВИТЬ ВТОРУЮ КОСМИЧЕСКУЮ СКОРОСТЬ (11,2 КМ/С). ДОСТИЖЕНИЕ ТАКИХ СКОРОСТЕЙ ВОЗМОЖНО ПРИ ДВИЖЕНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИЛЫ ТЯГИ, СОЗДАВАЕМОЙ ПРИ ИСТЕЧЕНИИ ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ ТОПЛИВА ИЗ ПОЛУЗАМКНУТОГО СОСУДА (КАМЕРЫ). ЭТОТ ПРИНЦИП ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ УЖЕ ОКОЛО ТРЕХ ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД, В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. В ДРЕВНИХ РУКОПИСЯХ ЭТОЙ СТРАНЫ УПОМИНАЮТСЯ «ОГНЕННЫЕ СТРЕЛЫ», ПРЕДСТАВЛЯВШИЕ СОБОЙ ОБЫЧНЫЕ СТРЕЛЫ, ОСНАЩЕННЫЕ ПОРОХОВЫМ РАКЕТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, ИЗГОТОВЛЕННЫМ ИЗ БАМБУКА.
НО ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ И ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В ЦЕЛОМ НАЧАЛИСЬ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА.

1.

История космонавтики содержит много выдающихся страниц, рассказывающих о грандиозных свершениях наших соотечественников на пути освоения космоса. Кто же стоял у истоков звездной одиссеи? Почти за сто лет до первого полета человека в космос ученый, революционер Николай Иванович Кибальчич (1853-1881) разработал проект оригинального пилотируемого летательного аппарата. Уже находясь в тюрьме, ученый продолжал работу над проектом создания реактивного ракетного двигателя. Ему было всего 28 лет, когда его казнили. Его просьба о передаче проекта в Академию наук не была удовлетворена, а работа увидела свет только в 1918 году. Всем известно имя Константина Эдуардовича Циолковского (1857- 1935) - гениального ученого-самоучки, изобретателя, основоположника современной космонавтики. К.Э. Циолковский - основатель теории межпланетных сообщений, он первым предложил использовать для исследования и покорения космоса ракеты, рассмотрел
возможность достижения космических скоростей, выдвинул идею создания околоземных станций, использующих энергию Солнца. Трудно перечислить все проблемы, связанные с будущими космическими полетами, которые исследовал ученый, и нельзя переоценить его вклад в развитие не только отечественной, но и мировой космонавтики. Поистине неоценимый вклад в достижения отечественной космонавтики внес Сергей Павлович Королев (1907-1966). В 1931 году Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Фридрих Артурович Цандер (1887- 1933) добились создания в Москве Группы изучения реактивного движения (ГИРД), через два года ставшей частью Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). В нем в 1933 году были разработаны и успешно произведены запуски первых советских ракет на твердом и жидком топливе ГИРД-09 конструкции М.К. Тихонравова и ГИРД-Х конструкции Ф.А. Цандера. В конце 30-х годов под руководством Сергея Королева был построен и испытан ракетоплан РП-318-1. Тогда же была испытана первая автоматическая крылатая ракета 212 его конструкции. Первой задачей, поставленной правительством перед С.П. Королевым как главным конструктором ОКБ-1 и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога немецкой ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже в 1947 году вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета - до 3000 км. В 1948 году С.П. Королев начал летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдал ее на вооружение. В 1956 году под руководством С.П. Королева была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полета 8 тыс. км. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур). Для боевого дежурства этих ракет в 1958-1959 годах была построена боевая стартовая станция (объект «Ангара») в районе поселка Плесецк (Архангельская область, нынешний космодром Плесецк). Модификация ракеты Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1968 год.
В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ-1). Это событие считается началом новой космической эры человечества. Спутник представлял собой шар с торчащими антеннами общей массой 83,6 кг.
Спутник находился на орбите до 4 апреля 1958 г., совершив 1440 оборотов вокруг Земли. Запуск первого спутника и его полет имели ошеломляющий мировой резонанс. Практически вся мировая пресса говорила об этом событии, а население страны, над которой пролетал спутник, ночами с восторгом вглядывалось в звездное небо, надеясь увидеть маленькую светящуюся движущуюся точку. По приемникам слушали сигналы спутника.

Вслед за первым спутником 3 ноября 1957 года был отправлен второй спутник, на котором находился первый «космонавт» - собака Лайка. Исследовалась жизнедеятельность животного в космических условиях. Третий спутник имел массу 1327 кг и был предназначен для исследования космического пространства и геофизических исследований. На спутнике впервые были установлены солнечные батареи.
В январе 1958 года ракета-носитель «Молния» впервые достигла второй космической скорости и вывела в космос на орбиту вокруг Солнца станцию «Луна-1» массой 1472 кг. В сентябре того же года станция «Луна-2» впервые достигла поверхности Луны, а в октябре станция «Луна-3», снабженная фотокамерой, совершив облет Луны, передала на Землю снимки лунной поверхности, в том числе ее обратной стороны, не видимой с Земли.
Первые корабли были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты, а также изучалось поведение подопытных собак. На корабле «Спутник-5» 20 августа 1960 года слетали в космос собаки Белка и Стрелка, которые стали первыми живыми существами, благополучно вернувшимися на Землю после орбитального полета. Вот как о них писали: «Собаки прошли все виды испытаний. Они были обязаны долго находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались, умели сидеть в своем экспериментальном снаряжении, позволяющем записывать биотоки сердца, мышц, артериального давления и т.д.». После приземления 20 августа 1960 года простые дворняги Белка и Стрелка стали знаменитыми на весь мир, стали всеобщими любимцами.
Запуски первых спутников и «лунников», безусловно, произвели громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет человека в космос стал бы, безусловно, еще более значимым событием. Необходимо было в короткий срок построить аппарат, в котором человек мог несколько суток находиться в космосе, а затем благополучно вернуться на землю. Для этой цели был разработан корабль «Восток».
В работах над созданием космического корабля и ракеты-носителя, в подготовке к запуску и обеспечений полета корабля с человеком на борту принимали участие коллективы более 100 организаций.

Среди них - возглавляемые главным теоретиком отечественной космонавтики академиком М.В. Келдышем, академиками В.П. Глушко, В.П. Барминым, Н.А. Пилюгиным, В.И. Кузнецовым, членом- корреспондентом АН СССР М.С. Рязанским.
6 марта 1960 года был сформирован первый отряд советских космонавтов, куда вошли 20 молодых летчиков. Они прошли специальный отбор. Их предупредили об опасности, которая может подстерегать. Они были согласны лететь в космос. Среди этих летчиков был и будущий космонавт № 1 - Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968).
12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту - «Восток». Пилотом-космонавтом этого корабля являлся летчик Ю.А. Гагарин. Один из руководителей отряда космонавтов СССР на вопрос: «Почему совершить первый рейс в космос доверили Ю.А. Гагарину?» ответил так: «Были приняты во внимание следующие неоспоримые гагаринские достоинства: беззаветный патриотизм, непреклонная вера в успех полета, отличное здоровье, неистощаемый оптимизм, гибкость ума и любознательность, смелость и решительность, аккуратность, трудолюбие, выдержка, простота, скромность, большая человеческая теплота и внимательность к окружающим его людям». Гагарин первым из землян осуществил мечту человечества - увидел Землю из космоса. Через 108 минут после старта «Восток» благополучно приземлился.
Так начиналась космическая эра. Одна из ведущих американских газет вынуждена была признать: «Русские вывели на орбиту вокруг Земли человека и лагополучно вернули его обратно раньше нас. Значение их достижения неизмеримо. Это одна из величайших побед в истории науки и техники».
Полет Гагарина открыл эру практического освоения человеком космического пространства, дал мощный импульс техническому прогрессу, развитию современных технологий, фундаментальной и прикладной науки.
Космонавтом № 2 был Герман Степанович Титов. В дальнейшем последовали первый групповой полет в космос, первый выход человека в космическое пространство, первая женщина-космонавт. Первых космонавтов весь мир знал по именам.
В соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 г. N° 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России» день 12 апреля в настоящее время является памятной датой России - Днем космонавтики.

2.

Вторая половина двадцатого столетия - несомненно «звездный час» человечества. Преодолев земное притяжение, в космическое пространство устремились сотни космических кораблей.

Спустя 10 лет после первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным, в апреле 1971 года была выведена на орбиту первая в мире космическая орбитальная станция «Салют-1». Долговременные обитаемые станции (ДОС) были необходимы для научных исследований. Их создание явилось необходимым этапом при подготовке будущих полетов человека к другим планетам. В ходе выполнения программы «Салют» с 1971 по 1986 год СССР имел возможность апробировать основные архитектурные элементы космических станции и впоследствии использовать их в проекте новой долговременной орбитальной станции «Мир».
Особое место в этом ряду занимает грандиозная программа по исследованию космического пространства с помощью орбитального комплекса «Мир» и ознаменовавшая новый этап развития программы пилотируемых космических полетов. Работы по созданию орбитального комплекса «Мир» были начаты в Советском Союзе в 1976 году. Для ракетно- космической отрасли страны эта разработка стала приоритетной, так как позволяла в определенной степени восстановить паритет с Соединенными Штатами. К тому времени американцы уже отправили человека на Луну и были близки к созданию кораблей многоразового использования. Но, несмотря на грандиозность этих проектов, это были лишь эпизодические проникновения человека в космос. В то время как орбитальный комплекс «Мир» позволял сделать это присутствие в космическом пространстве сначала длительным, а потом и постоянным. Головным разработчиком комплекса «Мир» было одно из старейших предприятий космической отрасли - Научно- производственное объединение «Энергия» (ныне ОАО «Ракетно- космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева»).
Станция «Мир» представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения.
Знаменательным событием в освоении космоса стал запуск 15 ноября 1988 года самой новой ракеты-носителя «Энергия», которая вывела на орбиту первый советский многоразовый космический корабль «Буран». Советская МКС «Энергия-Буран» опередила свое время и по большинству показателей была лучше американской системы «Спейс-Шаттл». «Буран» мог находиться на орбите вдвое дольше «Шаттла»: 30 суток против пятнадцати, брать на борт 30 т груза («Шаттл» - 24 т) и 10 членов экипажа (7 астронавтов). В отличие от американской системы советский корабль был способен выполнять полет и осуществлять посадку в автоматическом режиме. Да и точность посадки «Бурана» была обеспечена лучше. Американцы позволили себе решать задачу посадки своего «Шаттла» на полосу высохшего соленого озера авиабазы Эдварде с точностью до километра. Перед создателями «Бурана» стояла задача обеспечить гарантированную посадку с точностью не более трех метров в стороны и до 30 метров вперед-назад.