Файл: Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах?
По структуре ценностей, по критериям свободы и справедливости, которыми люди руководствовались в те или иные исторические эпохи, можно судить о степени социализации самого человечества. Эволюция системы ценностей жизни, выдвижение на передний план то одних, то других из них отражают логику и последовательность его развития.
Первоначально в системе человеческих ценностей преобладают потребности преимущественно физиологического характера. Прежде всего, человек воспринимает себя как часть живой природы, как представитель животного мира. Как и любое другое живое существо, он уделял главное внимание и тратил всю свою энергию на добывание пищи, поддержание и защиту своей жизни, отражению угроз, исходивших от других живых существ и неведомых для него сил природы. В процессе длительной эволюции Homo erectus (прямоходящий) и Homo habilis (умелый) постепенно отделяется от других животных, как бы возвышается над ними, превращаясь в существо разумное — Homo sapiens.
Структура потребностей и система ценностей Homo sapiens существенно отличаются от таковых у Homo habilis. Имеется в виду не только и даже не столько то, что одни ценности и потребности сменяются другими. Происходит расширение системы ценностей. Человек начинает находить в себе некое духовное начало и некую индивидуальность со специфическими данными, отличающими его от других ему подобных существ. Он начинает осознавать свои способности и дарования, испытывает радость и наслаждение в процессе их реализации.
Но и здесь люди еще не вполне дифференцированы друг от друга. Нет еще четких норм жизни, не сформировались понятия права, свободы, личной жизни. Они почти целиком совпадают с понятием жить (на уровне существования), как бы входят в него. Все отношения между людьми определяются их силой, сноровкой, ловкостью. Жить — значит добывать пропитание, отражать опасности, исходящие отовсюду: от стихийных сил природы, от остальной части животного мира, от иноплеменников и т. д. Каждый обязан принимать посильное участие в жизни своего рода и племени. Все это, как и право на долю совместно добытого съестного, право на помощь и на поддержку со стороны соплеменников в случае нужды и опасности, понимается как естественное, само собою разумеющееся.
Постепенно происходит естественная дифференциация общественных функций и обязанностей: наиболее сильные и ловкие охотятся, физически слабые (женщины и дети) собирают растительную пищу поблизости, готовят еду, присматривают за детьми. Члены социума с ярко выраженными интеллектуальными данными обобщают жизненный опыт, размышляют над многообразными проявлениями природы, ее повторяющимися явлениями, прогнозируют события, становятся прорицателями и жрецами.
Удовлетворенные физиологические потребности порождают цепь новых потребностей и ценностей. Складываются семьи с отдельным (собственным) жильем, появляется потребность в отдыхе, формируется духовная культура. Поддержание духа, развитие ума становятся столь же важными, как и поддержание тела. Формируется потребность в накоплении знаний, обобщении опыта, в их распространении и передаче детям. Все эти функции закрепляются за отдельными членами рода, общины, племени, а иногда и за целыми семьями и родами. Ветхий Завет, Книги Моисея сообщают нам о том, как это происходило у древних иудеев: Бог продиктовал Моисею, кто чем и для какой цели должен заниматься. Если полагать, что Бог — это сама природа, ее жизнь, логика и законы, то так оно, вероятно, и было в действительности, но все происходило гораздо медленнее.
В конечном итоге социальная дифференциация людей привела к индивидуализации, персонификации и институционализации власти со всеми вытекающими последствиями.
-
Как изменился статус человека с образованием государства?
С образованием государства в жизни людей произошли следующие изменения:
1) Власть правителя (фараоны, цари, раджи)
2) Установленные законы, ответственность перед ними
3) Обязательные налоги и подати
4) Защита государственных границ
5) Развитие ремесла и торговли
6) Постоянные войны с целью увеличения своих территорий и обложения данью побежденных государств.
3. Опишите первые законы, определявшие права и обязанности человека.
Первые законы были приняты королем. Эти законы были разработаны для того, чтобы контролировать людей королевства и гарантировать, что они повинуются его приказам.
Первые законы были направлены на то, чтобы люди следовали правилам короля - и чтобы они не вызывали никаких проблем или конфликтов. Однако по мере того, как королевство росло, король начал издавать все больше законов, чтобы контролировать народ. Эти законы были разработаны для того, чтобы люди платили свои налоги и не бунтовали против короля.
5. Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека.
Религия может очень сильно повлиять на понимание статуса. Некоторые религии, такие как буддизм и ислам, учат, что все люди равны и что каждый имеет одинаковые права и свободы. Эти религии сосредоточены на важности человеческой жизни - и они учат, что ко всем следует относиться с уважением.
Другие религии, такие как христианство, учат, что Бог - самое могущественное существо во вселенной и что он дал людям особые привилегии. Эти религии ставят людей выше всех других созданий - и они учат, что люди выше природы.
6. Как религия влияет на понимание статуса человека?
Первые религиозные верования были основаны на поклонении природе. Люди верили в духов и богов - и они боялись этих богов. Они верили, что боги контролируют все в мире, и им нужно было умилостивить богов, чтобы выжить.
Со временем эти религиозные верования изменились - люди стали поклоняться богам, которые были более личными и доступными. Эти боги больше не были таинственными и страшными - они были дружелюбными и услужливыми богами.
Шло время, и люди начали верить, что эти боги любили их и хотели им помочь. Это давало им надежду и утешение, а также давало им цель в жизни.
7. Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека?
Понятие и классификация прав человека История развития концепции прав и свобод Считается, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое выражение в Американской декларации независимости и Французской декларации прав человека и гражданина. Однако важно признать, что многие из ключевых элементов прав человека уже существовали в культуре и обществе западных и незападных стран еще в древние времена.
8. Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов
Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться даже несправедливым предписаниям власти. Его позиция сводилась к тому, что поскольку с заключением соглашения (договора) о создании государства и учреждения гражданской власти все
люди лишаются своих прав и свобод, постольку они лишаются и нрава на сопротивление.
Локк говорит, что в естественном состоянии все люди равны. Однако важно подчеркнуть, что в концепции Локка правами наделены только взрослые особи мужского пола - представители знати и буржуазии. Неимущие не имеют прав. Локк объясняет это следующим образом: в естественном состоянии люди жили с помощью своего труда и вели натуральное хозяйство. Этот ход вещей поменяло появление денег.
С. Пуффендорф считает основанием естественного права разум, основным законом которого является требование мирной жизни между людьми.
По мнению Пуффендорфа, в естественном состоянии отсутствуют и божеские, и гражданские законы и действует только естественное право, представляюшее собой стремление к свободе, к самосохранению, независимости и имеющее вечное и неизменное содержание.
9. Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека?
Гарантия прав и создание Наиболее совершенного Союза
В 1783 году война наконец закончилась, и последовал период процветания. Национальное правительство по-прежнему работало в соответствии со Статьями Конфедерации и смогло решить вопрос Западных территорий, которые были переданы штатами в ведение Конгресса. Американские поселенцы быстро переезжали туда, и в 1790-е годы были образованы штаты Вермонт, Теннесси и Кентукки.
Тем не менее, у национального правительства не было денег, чтобы выплатить европейским странам, частным банкам и американским гражданам долги, которые были взяты во время Войны за Независимость. Националисты во главе с Джорджем Вашингтоном, Александром Гамильтоном и другими ветеранами опасались, что конфедеративное государство окажется слишком слабым, чтобы выдержать международную войну, или даже восстание, как восстание Шейса в 1786 году в Массачусетсе.
Националисты, выступающие за сильное центральное правительство назвали себя Федералистами, и убедили Конгресс собрать в 1787 году Филадельфийскую Конвенцию. На ней была принята современная Конституция США, предусматривающая сильное федеральное правительство с эффективной исполнительной властью. Для контроля над ним были созданы законодательная и судебная ветви власти.
Над конституцией велись ожесточённые дебаты, но в 1788 году она всё же была принята. Первый кабинет исполнительной власти во главе с избранным президентом, Джорджем Вашингтоном, вступил в должности в марте 1789 года. Многие американцы опасались, что слишком сильное правительство будет ущемлять права штатов и граждан, поэтому они во главе с Джеймсом Мэдисоном провели в Конгрессе Билль о правах, первые десять поправок к конституции США, которые были приняты в 1791 году и гарантировали различные права гражданам.
10. Что вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции?
Важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным учредительным собранием 26 августа 1789 года. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.
11. Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом?
Современная философия прав и свобод человека испытала на себе заметное влияние идей И. Канта, Г. В. Гегеля, К. Маркса. «Метафизика нравственности» И. Канта (1724—1804), его концепция правового закона и высказанные им идеи разделения и ограничения власти стали важными звеньями теории прав и свобод человека. Канту принадлежит определение государства как объединения людей, подчиненных правовым законам. Государство, по Канту, — это правовая организация, основанная на таких априорных принципах, как свобода, равенство и самостоятельность граждан. Кант указывает, таким образом, на объективные основы прав человека. Он считал, что разум является основой морали. Любые действия человека должны быть предприняты, исходя из диктуемого разумом чувства обязанности, и никаких действий не следует осуществлять, повинуясь только закону или обычаям. Свободу человека Кант понимал не как безграничную свободу анархии, но как свободу самоуправления, свободу осознанно повиноваться законам универсума как они познаются разумом.
Гегель (1770—1831) полагал, что в результате длительного господства суеверий и деспотизма общество потеряло духовную и политическую свободу. Вернуть их можно, лишь переустроив общество коренным образом. Молодой Гегель связывал подобную возможность с революцией. Поля тетрадей студента Гегеля испещрены призывами: «Долой тиранов!», «Да здравствует свобода!», «Да здравствует Жан-Жак!» (Руссо). Восстановление свободы и раскрепощение человека первоначально он связывал с устранением государства как такового. Права человека на жизнь и на здоровье обращены не к отдельным людям, а к человечеству вообще. Обязанность содержать нуждающегося человека человечество возлагает не на отдельное лицо, а на государство или же наиболее близких ему людей