Файл: Вопросы к экзамену Понятие конституционного права России как отрасли права предмет, метод, структура (система), институты. Место отрасли конституционного права в системе российского права. Ответ.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену

1. Понятие конституционного права России как отрасли права: пред¬мет, метод, структура (система), институты. Место отрасли конституционного права в системе российского права. ОТВЕТ: Конституционное право РФ – основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения: конституционный строй, формы и способы осуществления государственной власти; правовое положение личности; государственное устройство государства; организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право РФ регулирует основополагающие положения во всех сферах жизнедеятельности российского общества и государства. Содержание этого регулирования отражает качественную характеристику государства через определение формы государства в соответствии с теоретико-правовыми разработками.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты и подотрасли. Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, во-первых, в отличие от «бинарных» отраслей в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть. Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. п.


2. Нормы конституционного права: виды, особенности, содержание и структура. Конституционно-правовые отношения. ОТВЕТ: Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Виды:

По содержанию (принадлежность к правовому институту):

1) основы конституционного строя

2) основы правового статуса человека и гражданина

3) федеративное устройство Российской Федерации

4) система органов государственной власти и МСУ

По юридической силе

1) нормативный акт

2) разграничение предметов ведения


3) более поздний акт

3. Источники конституционного права России как отрасли права. ОТВЕТ: Это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.

Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:

Конституция РФ.

Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы.

Федеральные законы.

Указы и распоряжения Президента РФ.

Постановления Правительства РФ.

4. Формы реализации конституционных норм. Конституционно-пра¬вовая ответственность. ОТВЕТ: Под реализацией Конституции понимается деятельность субъектов конституционного права по внедрению положений Основного Закона в поведение граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, субъектов Федерации и РФ как единого целого для достижения целей, провозглашенных Конституцией.

5. Конституция РФ как источник конституционного права России. Социально-правовая природа и функции Конституции РФ. ОТВЕТ: В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

6. Юридические свойства и структура Конституции РФ. Порядок пе¬ресмотра, внесение в нее поправок. ОТВЕТ: Юридические свойства конституции- признаки позволяющие отличить её от актов текущего законодательства.

Свойства:

1. Учредительный характер конституции: её нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства + устанавливает порядок создания всех действующих в государстве правовых норм.

2. Легитимность- законность.

3. Верховенство конституции- означает её приоритетное положение в системе НПА, действующего на территории России.

4. Стабильность конституции- важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы, определённости между личностью и государством.

5. Прямое действие(ч. 2, ст. 15) - нормы конституции являются непосредственно действующими, т. е., для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретных правовых норм.

6. Реальность конституции- соответствие конституционных предписаний складывающихся в действительности общественных отношений.


7. Конституция является юридической базой текущего законодательства.

8. Программность конституции- сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели, определяют основные направления, цели и задачи дальнейшее развитие общества и государства.

Порядок внесения поправок

Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

  1. Президент Российской Федерации;

  2. Совет федерации;

  3. Государственная дума;

  4. Правительство Российской Федерации;

  5. законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

  6. группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

  1. пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;

  2. поправки к остальным главам (кроме статьи 65);

  3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;

  4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

7. Законы как источники конституционного права России: понятие, виды, предмет регулирования, порядок опубликования и вступления в силу. ОТВЕТ: Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти Парламентом, Конгрессом, Верховным Советом, и т.д. Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения. В порядке издания законов принято различать несколько моментов; в первой половине этой процедуры устанавливается самое содержание будущей юридической нормы. а во второй этой норме придается обязательная сила. Первая половина содержит в себе два момента: 1) инициативу закона и 2) обсуждение его; вторая половина распадается на 1) санкцию закона и 2) его публикацию. Весь процесс издания законов протекает различно в разных государствах в зависимости от формы правления и организации государственной власти.


Виды:

1) Инициатива закона.

2) Обсуждение закона.

3) Санкция или утверждение

4) Обнародование.

8. Соотношение федеральных, региональных и местных нормативных правовых актов в системе источников конституционного права России. ОТВЕТ: Иерархия источников КП явл залогом надлежащего непротиворечивого исполнения воли законодателя и прочности правовой системы в целом.

Есть 3 уровня источников – федеральный, региональный и местный = единая система источников КП. Приоритет закона (международные акты – устанавливаются законом).

Федеральный уровень (1й).

Конституция России = Основной закон. Обладает высшей юр силой. Иные НПА не должны противоречить К.

ФКЗ. Принимаются по вопросам, предусмотренным К. Принимаются в особом порядке (3/4 СФ; 2/3 ГД). Обладают «повышенной» юр силой (по отнош к ФЗ).

ФЗ о поправках к К РФ. Порядок принятие ФКЗ.+ одобрение представительными органами 2/3 субъектов РФ.

ФЗ, указы През и Прав.

Региональный уровень (2й).

Всё как и на федеральном уровне, но для субъектов. Законы и др НПА субъектов не могут противоречить ФЗ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов.

В предметах исключ ведения субъекты принимают свои законы (приоритет таких над ФЗ).

НПА МСУ (3й).

10. Этапы конституционного развития России. Конституции РСФСР (1918, 1925,1937, 1978) и Конституции СССР (1924, 1936 и 1977 гг.). ОТВЕТ: В истории РФ насчитывается пять конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 г. Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота. В основу проекта первой Конституции была положена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой III Всероссийским Съездом Советов Рабочих и Солдатских Депутатов 13 января 1918 г., которая объявляла Россию Республикой Советов. Конституция РСФСР 1918 г. имела следующие особенности:

  1. первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, она определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.;

  2. имела открыто классовый характер, в ней полностью отрицались общедемократические начала о народе как носители и источнике суверенитета государства;

  3. специфической чертой Конституции 1918 г. является то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера;

  4. открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя, эта черта не характерна для последующих советских конституций.


Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции. Причиной замены Конституции 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в СССР. В значительной мере текст этой Конституции схож с текстом Конституции 1918 г. Но в ней присутствовали определенные новшества в структуре и содержании. Конституция РСФСР 1925 г. имела следующие особенности:

  1. в ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР;

  2. в связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них, появилась глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», т.к. они появились в РСФСР начиная с 1919 г.

  3. в Конституции РСФСР 1925 г. подробно регламентировалась компетенция Всероссийского съезда Советов и Всероссийского центрального исполнительного комитета.

В 1936 г. страна вступила в новый этап своего развития, знаменовавшийся полной ликвидацией эксплуататорских классов, что привело к значительному расширению социалистической демократии. Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена 21 января 1937 г. Чрезвычайным ХVII Всероссийским съездом Советов. Конституцию 1937 г. отличают следующие черты:

  1. в связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде;

  2. впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей, в частности, впервые было закреплено право на труд;

  3. Конституция приобрела более совершенный вид, т.к. в них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы;

  4. впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР;

  5. значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции 1937 г. отражено собственное федеративное устройство РСФР.