Файл: Педогогические ситуации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕДОГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Проанализируйте педагогическую ситуацию.

В средней группе, куда привели Сашу, был достаточно организованный, дружный детский коллектив, с хорошей традицией: справедливо распределять роли в игре, следить, чтобы всем по очереди доставались главные.

С первых дней пребывания в группе Саша проявил активность, богатую фантазию, инициативу. Он любил мастерить игрушки, строить, проявлял большой интерес к коллективным играм, при этом у него проявлялось выраженное стремление быть смелым, сильным.

Были случаи, когда он выполнял в игре не одну роль, а несколько: он и капитан корабля, и радист (ему эта роль особенно нравилась). Роли в игре он всегда стремился распределять сам, приводя такие аргументы: «Я так хочу!», «Они ничего без меня не умеют!» Мог ударить не подчинившегося в игре товарища, грубо подавить инициативу сразу нескольких ребят.

Вопрос:

1.     Каково значение сюжетно-ролевой игры для развития ребенка? В чем вы видите роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми?

Ответ:

Ребенок нередко приходит в детский сад со сформированной в семье эгоцентрической установкой: личные потребности и желания заслоняют все остальное, он как бы не замечает других детей, захватывает побольше игрушек и никому не дает, заявляя решительно: «Мое!», отбирает понравившуюся игрушку, требует от воспитателя внимания только к себе и т. д. Время и терпеливая работа педагога приводит к перестройке в психике ребенка, он начинает проявлять внимание к сверстникам, делиться игрушками, у него появляется желание совместно играть.

Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет игры, но прежде всего содержание детских игр. При первом знакомстве с родителями детей, посещающий ДОУ, психолог знакомит взрослых со своими функциями и рас сказывает о приоритетных сферах своей деятельности. Особенный акцент делается на том, что психолог, в первую очередь, выступает как координатор взаимодействий семьи и детского сада. В связи с этим, он может познакомить родителей с основными принципами, определяющими успешность воспитания детей дошкольного возраста, которые были приняты в Международный год ребенка:

Люби своего ребенка! Принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй и не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливому наказанию и не отказывай ему в твоем доверии — дай ему повод любить тебя. Для
ребенка главными признаками того, что его любят, является «особое время вместе с мамой и папой», интерес родителей к его деятельности, их поощряющие улыбки и слова о том, что «они его любят», тактильный (прикосновение объятия) и зрительный контакт (глаза — глаза), со взрослым.

Будь добрым примером для своего ребенка! Ребенок должен жить в такой семье, где придерживаются Идеалов любви, веры и надежды, ответственности за свое пове­дение, тогда у него будет формироваться чувство гордости за свою семью и стремление быть похожим на родителей.

Играй со своим ребенком! Уделяй своему ребенку необходимое время, разговаривай с ним, играй с ним так, как ему нравится. Принимай его игры серьез, войди через них в картину Его мира и взгляни на других и себя Его глазами. Используй принцип сотворчества взрослого и ребенка, применяя приемы прогнозирования и обсуждения воз­можных последствий поведения ребенка, предвосхищение и про­игрывание в игре реальных событий, их моделирование и т. д.

Сюжетно-ролевая игра

Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно - ролевая игра. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого «Я - космонавт»«Я - доктор», но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Позволяют детям постичь правила поведения, развивают речь, мышление, воображение, творчество. В этих играх дети проявляют самостоятельность, инициативу и выдумку. Играя, ребенок развивается, учится обходиться с другими людьми, жить в коллективе.

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы. Чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу. Устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты. От умения воспитателя, зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.



Вопрос:

2.   Как использовать в игре организаторские способности Саши и в то же время приучить его считаться с товарищами, воспитать чувство коллективизма?

Ответ:

Предложить Саше роль ведущего или зрителя и, чтобы Саша посмотрел со стороны, как дети справятся со своими ролями, или дать ему незначительную роль в игре, и привить навык "по очереди", в дальнейшем, использовать жеребьевку в выборе ролей, "случайность", научить Сашу обговаривать и четко следовать ПРАВИЛАМ игры.

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения. («Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать»«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья,  В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.). Стихи и песни о детском саде, о дружных ребятах, некоторые картины («Новенькая»«Вот так покатался!» и др.) также способствуют воспитанию у детей товарищества и дружбы.

Решите педагогическую задачу:

Дети старшего дошкольного возраста играли в "корабль". Большинство мальчиков хотели выполнять роль капитана, никто не хотел быть моряком. Дети начали спорить, и игра могла так и не начаться.

Вопросы:

1.     Какие действия необходимо предпринять педагогу, чтобы игра состоялась?

2.     Что необходимо сделать, чтобы дети захотели выполнять роль моряка?

3.     Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

Ответ:

Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра. Для формирования игровых умений можно использовать следующий путь - строить игру с детьми таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед
необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.

Чтобы игра состоялась, нужно заинтересовать мальчиков, рассказать им что, роль моряка не мене важна, на бору корабля, чем роль капитана. Штурман управляет судном, следит за точностью движения корабля, соответствию заданного курса. Механик-матрос следит за машинным отделением, остальные матросы выполняют различные работы на палубе, опускают якорь, расправляют паруса, поднимают флаг корабля, нужно уметь трудиться в команде, обладать быстрой реакцией. В море часто случаются сложные ситуации, необходима выдержка, выносливость. А так же на корабле есть кок, который кормит команду и т д.

Рекомендации воспитателю психолого-педагогические по руководству сюжетно-ролевым играм

(старшие, подготовительные группы).

1. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.

2. Обеспечить условия для игровой деятельности детей.

3. Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.

4. Воспитатель поощряет детскую инициативу.

5. Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).

6. Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.

7. Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.

8. Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные 
сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

9. Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.

10. Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

11. Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).

12. Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.

13. Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.

14. Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.

15. Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений,предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.

16. Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

Рекомендации по планированию игровой деятельности.

Перспективное планирование

Календарное планирование

I. Самостоятельные игры

1. Игра – экспериментирование (2-3 игры)

2. Сюжетно – ролевая игра

3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).

4. Театрализованные игры.