ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Томский государственный архитектурно-строительный университет»
СТРЕСС
И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Методическое указания к практическим работам
Составитель Финченко С.Н. Талдонова Н.В
Томск – 2015
2
Стресс и его профилактика на рабочем месте: методическое указание / сост. С.Н Финченко. Н.В Талдонова – Томск: Изд-во
Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2015. – 27с.
Рецензент к.т.н., доцент кафедры ОТ и ОС О.О.Герасимова
Редактор к.г-х.н., доцент кафедры ОТ и ОС В.М. Владимиров
Методические указания к практическим работам по дисциплине ЕН.Ф.06. «Медико-биологические основы» для студентов профиль 280102 «Безопасность технологических процессов и производств» всех форм обучения.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры охрана труда и окружающей среды.
Протокол № от 10.06.2014 г.
Срок действия с 01.11.2016 до 01.01.2020
Оригинал-макет подготовлен составителем С.Н. Финченко
Подписано в печать 12.11.15
Формат 90×90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс.
Уч-изд. л. 0,8. Тираж 30 экз. Заказ №
Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.
634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15
3
ВВЕДНЕИЕ
Методическое указание составлено для бакалавров (заочное и очное отделение) направлению подготовки 280700»Техносфера безопасности» профиль 280102«Безопасность технологических процессов и производств» всех форм обучения. В данном методическом указании приведены ряд стандартных тестов позволяющих выявить степень реакции на стресс.
В процессе выполнения практической работы формируются следующие, предусмотренные Федеральным государственные образовательным стандартом (ФГОС-3) компетенции:
ПК-9:Способность ориентироваться в основных нормативно- правовых актах в области обеспечения безопасности
ПК-14:
способностью осуществлять контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации регламентам качества
ПК-16:
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач.
Формой отчетности по практической работе данных методического указания являются выполнение тестов и ответы по контрольным вопросам студентами на бумажном носителе
(личная тетрадь студента)
Данная дисциплина у обучающихся способствует формированию:
4
Знаний:
- Анатомо-физиологические особенности строения сенсорных систем организма, их адаптационные возможности;
- Основные принципы системного механизма перцепции;
- Классификация вредных производственных факторов и токсических веществ;
-Этиопатогенетические механизмы развития профзаболеваний;-
Механизмы воздействия вредных факторов производства и токсических веществ на организм человека.
Умений:
- пользоваться нормативно-справочной литературой по нормированию параметров безопасности жизнедеятельности.
Владеть:
- навыками приема оказания первой медицинской помощи
1. СТРЕСС И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
Каждый человек, так или иначе, сталкивается с различными стресс-факторами на рабочем месте, соответственно, ощущение стресса для человека не является чем-то новым. Что же такое стресс? Стресс это реакция организма на ту или иную ситуацию. В состоянии стресса человек действительно постоянно испытывает чувство напряжения и тревоги. Сегодня стресс воспринимают как своего рода болезнь, на самом деле это механизм выживания, заложенный природой.
Он запускается помимо нашей воли в любой критической ситуации. Физиологически это выглядит так – в кровь поступает гормон адреналин, заставляющий сердце биться быстрее, одновременно повышается артериальное давление и содержание глюкозы в крови. Дыхание учащается и становится
5
поверхностным, то есть организм мобилизуется, чтобы мы могли развить максимальное мышечное усилие для того чтобы посильней ударить или быстрее убежать. Бороться или бежать – это две естественные реакции организма на стресс в диких лесах.
Наши предки выживали именно благодаря этому механизму. Но современному человеку уже не нужно охотиться или спасаться от хищников, однако биологические механизмы внутри нас продолжают действовать те же, что и тысячи лет назад, поэтому сейчас они превратились из средств выживания в инструмент саморазрушения. Что получается, выброс гормонов произошел, организм мобилизовался, а для чего, непонятно? Мы не выплескиваем эту энергию, и в итоге происходит разрушение организма. Изменились и внешние раздражители. Теперь наши страхи рождают не хищники или снежные лавины, а грядущая старость или увольнение c работы. Отметим, что причиной стресса могут послужить не только негативные факторы, но и позитивные события.
Стоит отметить, что стресс – это полезная реакция нашего организма. Еще в экспериментах на крысах было показано, что когда крысам удаляли надпочечники, а это ведущий орган, который отвечает за выработку гормона кортизола, то эти крысы умирали, то есть если бы не было стрессовой реакции жизнь бы прекратилась.
Чем же так полезен кортизол? Прежде всего, кортизол контролирует обмен белков, углеводов, жиров, регулирует работу и развитие мышечных волокон, причем не только двигательных, но и сердечных. Также данный гормон принимает активное участие в подавлении воспалений и аллергических реакций организма.
6
Но если стресс так полезен, то почему же мы с ним боремся?
Бороться нужно, если стресс переходит в то, что называется хронический стресс или дистресс. Именно тогда уровень кортизола оказывается стабильно выше нормы, что приводит к повышению артериального давления, и уровня глюкозы в крови. Как следствие хронического повышения кортизола появляются заболевания сердечно-сосудистой системы, а также возникает диабет и избыточная масса тела.
Понятие стресса, которое было введенное канадским врачом
Гансом Селье, означает неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов, то есть, эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. При этом, Селье доказал, что раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Здесь важно знать, что данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.
Основными признаками стрессового состояния являются: тревога, страх, неуверенность, растерянность, подавленность, беззащитность, изменение цвет слизистой оболочки и кожного покрова, учащение пульса, дрожь, потливость, сухость во рту, затруднение дыхания и глотания, расширение зрачков, мышечная скованность. При этом совершенно не обязательно наличие всех перечисленных признаков, чтобы выявить стрессовое состояние, однако при сильном стрессе учащение пульса и сухость во рту будут присутствовать всегда.
7
Существуют три стадии развития стресса.
Например, сотруднику сообщили о необходимости срочного выполнения достаточно сложной задачи. Он естественно, начинает испытывать тревогу и напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не понимают суть вопроса или вовсе не могут приступить к работе. Это первая стадия - стадия
тревоги
. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовится действовать. Вскоре первая тревога проходит, и сотрудник приступаете к выполнению задания.
Ситуация продолжает оставаться напряженной и сложной, но человек уже способен действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации, поскольку организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия, стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряженно, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третья стадия - стадия истощения. Если представить себе ситуацию, что подобные задания работник будет выполнять каждый день в течение недели, то через несколько дней он почувствует сильную усталость, его работоспособность снизится, внимание станет рассеянным, появится больше неточностей в работе, а результат может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, нарушается сон и аппетит, появляются различные заболевания.
Существует мнение, что стресс на рабочем месте является самым неприятным видом стресса. Необходимо отметить, что
8
физиологическая реакция на стресс всегда одинакова и стресс на работе ничем не отличается от стресса при нападении бешеной собаки. Отличительной особенностью здесь может выступать лишь степень повторяемости стрессовых ситуаций.
Мы не вдаемся в подробности законов эндокринологии и физиологии, но любое затяжное состояние приведет к тому, что в реальности будет переизбыток необходимых для защитной нормальной реакции гормонов, того же самого кортизола, которое в конечном итоге приведет к снижению иммунитета и это не самое приятное. То есть если стресс хронический, то это провоцирующий фактор для развития онкологических заболеваний. Тем не менее, в психологии принято выделять этот вид стресса в отдельную категорию, и критерием для этого является, вероятно, именно степень повторяемости стресс факторов, влияние которых зачастую просто невозможно избежать.
Перечислим факторы, способствующие возникновению стресса на рабочем месте:
Физические и гигиенические условия работы:
- температура окружающего воздуха (значительное повышение или понижение вызывает стресс);
- уровень освещенности (значительное повышение или понижение вызывает стресс);
- качество воздуха (загрязнение воздуха посторонними веществами вызывает стресс);
- шум, вибрация (значительное увеличение вызывает стресс);
- уплотненность, скученность рабочих мест;
- изолированность рабочего места;
- соответствие работы биологическим ритмам организма
(например, сон-бодрствование, время приема пищи и др.) (чем более не соответствует, тем выше стресс);
9
- монотонность работы либо, наоборот, "гонка", авралы;
- наличие и продолжительность перерывов для восстановления сил (чем больше и продолжительнее, тем ниже уровень стресса).
Факторы эмоционального плана:
- уровень ответственности (чем выше, тем выше стресс);
- реалистичность ожиданий от работника (чем менее реалистичны, тем выше стресс);
- степень опасности для жизни и здоровья работника (чем выше, тем выше стресс).
Информационные факторы:
- конкретность и определенность должностных обязанностей
(чем конкретнее, тем ниже стресс);
- четкость и ясность алгоритмов работы (чем четче и яснее, тем ниже стресс);
- уровень эвристичности деятельности (чем выше, тем выше стресс);
- уровень обучения рабочим навыкам и управлению необходимым оборудованием (чем ниже, тем выше стресс).
Коммуникативные факторы:
- уровень в иерархической структуре организации (чем выше, тем выше стресс);
- стиль управления руководства (чем более "ядовитый" и критикующий, тем выше стресс);
-возможности для общения с коллегами (чем больше, тем ниже стресс).
Таким образом, профессиональный стресс может вызываться физическими факторами, информационными, эмоциональными и коммуникативными. При интенсивной умственной нагрузке, когда специалист не в состоянии решить поставленную перед
10
ним задачу, или не успевает выполнить работу в поставленные сроки, возникает информационный стресс, который может усилиться, если решение задачи сопровождается высокой степенью ответственности, а также при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством. Коммуникативный стресс появляется при наличии проблем в деловом общении, в явной или скрытой агрессии со стороны коллег.
Таким образом, стресс есть ответ организма на чрезвычайное, экстремальное для него воздействие. Какой конкретно фактор явится экстремальным, зависит от психофизиологического состояния человека. Для кого-то решение задачи, лишь незначительно отличающейся от стандартных будет являться стрессом, а для другого даже разработка инновационного проекта воспринимается совершенно спокойно.
Психологи в своей практике используют ряд стандартных тестов, позволяющих выявить степень реакции на стресс, а также психологическое состояние, человека да данный момент, что необходимо для своевременного принятия мер по устранению или предотвращению развития дистресса. Тесты также могут быть использованы как для подбора способов психокоррекции, понижающих реакцию человека на стресс, так и для определения степени пригодности человека к профессии, связанной с ежедневным стрессом.
11
Приведем несколько основных психологических тестов
(таб.1,2,3.4)
ТЕСТ№
1
Шкала психологического стресса RSM–25(Лемур—Тесье—
Филлион) таб.1 Инструкция: предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние.
Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью
8–балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от 1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут. Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний: 1
– «никогда»; 2 – «крайне редко»; 3 – «очень редко»; 4 –
«редко»; 5 – «иногда»; 6 – «часто»; 7 – «очень часто»; 8 –
«постоянно (ежедневно)».
Таблица1
Шкала
психологического стресса
№
Баллы
1.
1 2 3 4 5 6 7 8 2.
1 2 3 4 5 6 7 8 3.
1 2 3 4 5 6 7 8 4.
1 2 3 4 5 6 7 8 5.
1 2 3 4 5 6 7 8 6.
1 2 3 4 5 6 7 8 7.
1 2 3 4 5 6 7 8 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 3 4 5 6 7 8