Файл: История становления педагогической психологии Годы деятельности фио краткая биография Основные работы. Вклад в развитие педагогической психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, создавая определенный гештальт (целостное образование), позволяющий человеку репрезентировать себя специфическим образом, возможным и характерным для того или иного этапа развития.

Обучение делает процесс личностного развития более целенаправленным и менее напряженным, помогает «смягчить» протекание известных кризисов развития (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, трех, семи лет и кризис подросткового возраста). Каждый из этих кризисов несет с собой много проблем, вызывает беспокойство и создает сложности как субъектам развития, так и родителям и учителям.

Современный уровень развития педагогики, обогащенной психологическими знаниями, позволяет сделать вывод о том, что развитие личности – это процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутых. Такое определение позволяет измерять развитие личности сложностью задач, которая имеет свои определенные критерии.

Развитая личность – это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности (умениям и навыкам), опыту творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру.

Названные параметры выступают критериями развития личности. Так, в умственной сфере они проявляются в виде обобщенных интеллектуальных умений и способности переносить их в различные ситуации, в том числе отдаленно и опосредованно связанные со знакомыми ситуациями, а также создавать новые способы деятельности в зависимости от характера проблем. Этот же критерий в области физического развития выражается в форме разносторонних физических возможностей и способности субъекта успешно их совершенствовать.

Развитие личности, таким образом, предполагает как развитие отдельных сущностных качеств индивида, так и формирование функциональных систем, с помощью которых происходит реализация основных видов деятельности (игры, учения, труда, общения) и осуществление социально значимых форм поведения.

Сказанное подводит к проблеме соотношения обучения и воспитания. В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения этих способов осуществления педагогического процесса во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек – это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства.


Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умениям этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование к нему отношения как к личной ценности.

Задание 4

Годы деятельности

ФИО

Краткая биография

Основные работы

Вклад в развитие педагогической психологии

1876 г.

П.Ф. Каптерев

Родился 7(20) июля 1849г. в семье сельского священника в селе Клёнова Подольского уезда Московской губернии.

Известность как крупного педагога и организатора, серьезная постановка всего учебно-воспитательного дела содействовали тому, что опытно-показательную школу губнаробраза перевели в ведение техникума. Каптерев добился передачи техникуму педагогического музея. Ему удалось создать систему учебно-воспитательных учреждений (детский сад, опытная школа первой степени, показательная школа и педагогический музей).

Само понятие «педагогическая психология» вошло в науку с появлением книги «Педагогическая психология»

Середина XVII века до конца XIX века.

Я.А.Коменский

Великий чешский педагог, родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии. Его родители были протестантами. Он учился в братской школе, а после смерти отца продолжил образование в латинской школе и Херборнской академии.

Чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, общественный деятель. Принято считать, что именно с него современная педагогика берет отсчет, так как он первый, кто пытался отыскать и привести в систему закономер­ности обучения и воспитания.

Оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Он не только обогатил педагогическую мысль новыми идеями, но и заложил фундамент развития педа­гогики на века вперед. Именно поэтому он считается отцом со­временной педагогики.

К.Д.Ушинский

К.Д.Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле, в небольшой дворянской семье. 

Педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России.

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.

Ж.Ж. Руссо

Франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции. Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.

«Рассуждения о науках и искусствах» (трактат); «Новая Элоиза» (роман); 1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат);1772 — «Исповедь».

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Жан-Жака Руссо.

Г.Песталоцци

Родился 12 января 1746 года в небогатой семье хирурга.

Швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих благородных по-движников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.

Крупнейшим вкладом Песталоцци в дидактику является его идея развивающего обучения, которую К. Ушинский назвал «великим открытием И. Песталоцци».

А.Дистервег

Дистервег родился в 1790 году в немецком городе Зиген, его отцом был судебный служащий. 

Советский историк-декабристовед, литературовед-пушкинист и полонист, музейный работник. Доктор исторических наук, профессор. Автор ряда известных научных работ, в том числе монографий. Публикатор и комментатор произведений польских авторов. Музеевед, создатель многих музейных экспозиций и выставок, в том числе, посвящённых жизни и творчеству поэтов А. С. Пушкина и А. Мицкевича.

Дистервег всю жизнь стремился объединить немецкое учительство. Он создал четыре учительских общества, являлся председателем Всеобщего немецкого учительского союза. Возглавляя «Всеобщий немецкий учительский союз», он выступал за демократические реформы в школе, требовал отделения школы от церкви, ратовал за всеобщее, основанное на общечеловеческих принципах и учете национальных традиций, образование детей. Дистервег известен как автор более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии, которые пользовались широкой известностью не только в Германии, но и далеко за ее пределами.

И.Гербарт

Немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

Известный немецкий педагог, психолог, философ был в числе почитателей и последователей Песталоцци, Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.

Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях: • Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник ологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» 11831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Все они отличаются рацио-дальностью и довольно сложны для восприятия.

 П.Ф. Каптерев

Родился: 4 мая 1776 г., Ольденбург, Священная Римская империя

Автор работ по теории и истории педагогики: “Дидактические очерки”, “Педагогический процесс”, “История русской педагогики”. Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику. Он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение,. методы обучения и др. Каптерев выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских училищ.

Ценным вкладом в развитие педагогики семейного воспитания были работы Каптерева “Задачи и основы семейного воспитания”, “О природе детей”, “О детских играх и развлечениях”, а также “Энциклопедия семейного воспитания и обучения”, редактором которой он был с 1898 г.

Начало XX века.

С.Т. Шацкий

Родился: 1 июня 1878 г., Воронино, Смоленская губерния, Российская империя. Умер: 30 октября 1934 г. (56 лет), Москва, СССР

Российский и советский педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания. Свою педагогическую деятельность начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе c А. У. 3еленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы.

Социальная педагогика, в которой была разработана концепция гуманизации и демократизации в ходе социализации человека.

1954 год.

Б.Ф. Скиннер

Американский психолог, изобретатель и писатель. Один из самых влиятельных психологов середины XX века. 

Внёс значительный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма - школы психологии, рассматривающей поведение человека и животных как результат предшествующих воздействий окружающей среды.

Идея программированного обучения

1960-е гг.

Л.Н. Ланда

Родился 23 октября 1927 г. в Ростове-на-Дону. Его детство и юность прошли в Ленинграде. Там он закончил школу-десятилетку при консерватории и ЛГУ (философский факультет, психологическое отделение).

Научное наследие Л.Н. Ланды составляют многочисленные труды, среди которых наиболее известны монографии «Алгоритмизация в обучении» (М., 1966) и «Instructional regulation and control (cybernetics, algorithmizadon and heuristics in education» (New Jersey, 1976). 

Конкретизировал идею Скиннера в своей теории алгоритмизации обучения.

1940-50-е гг.

 С.Л. Рубинштейн

Родился: 6 июня 1889 г., Одесса. Умер: 11 января 1960 г. (70 лет), Москва

Советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, действительный член АПН РСФСР. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии».

В «Основах общей психологии» дал развернутые характеристики учения как усвоение знаний, а оно с разных позиций было рассмотрено Л.Б.Ительсоном и Е.Н. Кабановой – Мелллер.

1960-70-е гг.

Г.Лозанов

Дата рождения 22 июля 1926. Окончил Медицинскую академию в Софии (1950 год) и педагогический факультет Софийского университета (1963 год. В 1965 году совершает в софийском Институте специализации и усовершенствования врачей успешную хирургическую операцию без наркоза, благодаря внушению пациенту в бодрствующем состоянии об отсутствии боли (ментальная анестезия)

Болгарский педагог и психолог, разработавший в 1960-е годы метод суггестопедии, используемый для ускоренного обучения иностранным языкам. Работы Лозанова послужили стимулом для появления большого количества методов «ускоренного обучения (болг.)рус». Известен также исследованием феномена Ванги.

Возникло принципиально новое направление в педагогической психологии суггестопедия - или суггестология, в которой основа – управление педагогом восприятием с использованием эффекта гипермнезии и суггестии (внедрение), причем, эти процессы обучаемым не осознаются.

1960-70-е гг.

Г.А. Китайгородская

Родилась 13 сентября 1934 г. В Москве. Окончила МГПИИЯ им. М. Тореза. Является директором Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ им. М. В. Ломоносова

Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ, президент Научно-образовательного центра «Школа Китайгородской».

Создала метод активизации резервных возможностей личности